Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

Что мы представляем себе, когда речь заходит о малокомплектной школе? В «Педагогическом энциклопедическом словаре» малокомплектной называется всякая школа в сельской местности, насчитывающая менее пятнадцати человек. Сначала это были только начальные, а в семидесятые годы, когда деревни стремительно исчезали, малокомплектными (или по-другому – малочисленными ) стали уже и основные средние школы. Малокомплектная школа – это явление, целый мир, который можно попытаться исследовать. Подумать не только о непростых социально-экономических обстоятельствах учения, но прежде всего – об особой педагогике малых школ, возникшей как реакция на имеющиеся проблемы. О разных подходах этой педагогики – материалы нашей сегодняшней полосы.
Манук МКРТЧЯН,
кандидат физико-математических наук
Красноярск

Как избежать “короткого замыкания”

О проблеме включенности каждого школьника в учебный процесс

Почему часто и восьмерых учеников маленькой школы так трудно научить? Манук Мкртчян, один из участников красноярской группы мегапроекта «Развитие образования в России», предлагает задуматься: может быть, дело в том, что учебный процесс в таких классах не должен основываться на уроке, едином для всех?

Малокомплектная школа – такая же школа, как все остальные. И проблема включения всех учеников в учебный процесс также не решена здесь.
В восьмом классе – семь учеников, и они должны изучать, например, теорему Пифагора. Среди них есть человек, который «не тянет», и учитель дает ему карточку на таблицу умножения. Все работают, и он тоже. Вопрос: включен ли этот человек в учебный процесс? Если понимать учебный процесс как целостность, работу группы, то ребенок из этой целостности явно выпадает.
Мы все понимаем, что у нас нет проблем чем-то занять детей, особенно когда их мало. Главная проблема не в том, чтобы детей посадить вместе в одной аудитории или в разных, а в том, что они все разные, а мы заставляем их заниматься одним делом, независимо от того, сколько их – двое, десять или тридцать. Но ситуация могла бы быть более продуктивной: каждый пришел на занятие, и каждому можно дать то, что ему сейчас нужно, – одному таблицу умножения, другому – задачу на проценты, третьему – теорему Пифагора. И тогда все они оказываются включены в учебный процесс, потому что он в этом и состоит – сдвинуть каждого с его места.
Но почему же мне кажется «не включенным» тот восьмиклассник с заданиями по таблице умножения? Потому что при стандартной постановке урока он никуда не движется. Мы и его, и себя обманываем. Мы приходим организовывать работу с группой, а он мешает. Вот мы и даем ему карточку. А если учение устроено по-другому – все семь человек занимаются математикой, но каждый – своей, тогда и он – часть целого. Потому что целое – не тема урока, а математика как область человеческих знаний. И в ней тема урока у каждого своя. Удивленный инспектор спросит: «Вы разве не в восьмом классе преподаете?» В восьмом, где нет такой темы по математике, как «таблица умножения». Да при чем тут седьмой или восьмой класс! Если я действительно хочу научить детей математике, то по моему плану каждый должен освоить каждую тему. И сегодня – какую-то очередную, причем ту, к освоению которой он на самом деле готов приступить. Если вы так делаете с самого начала, с первого класса, то очень скоро исчезают все эти границы и лестницы – «кто в каком классе», исчезает фантом программы – одной на всех. Каждый день вы думаете о продвижении каждого своего ученика. Но в этой ситуации классно-урочная система не работает. Нужен другой тип организации обучения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru