СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Что мы представляем себе, когда речь
заходит о малокомплектной школе? В
«Педагогическом энциклопедическом словаре»
малокомплектной называется всякая школа в
сельской местности, насчитывающая менее
пятнадцати человек. Сначала это были только
начальные, а в семидесятые годы, когда деревни
стремительно исчезали, малокомплектными (или
по-другому – малочисленными ) стали уже и
основные средние школы. Малокомплектная школа –
это явление, целый мир, который можно попытаться
исследовать. Подумать не только о непростых
социально-экономических обстоятельствах учения,
но прежде всего – об особой педагогике малых
школ, возникшей как реакция на имеющиеся
проблемы. О разных подходах этой педагогики –
материалы нашей сегодняшней полосы.
Манук МКРТЧЯН,
кандидат физико-математических наук
Красноярск
Как избежать “короткого
замыкания”
О проблеме включенности каждого
школьника в учебный процесс
Почему часто и восьмерых учеников
маленькой школы так трудно научить? Манук
Мкртчян, один из участников красноярской группы
мегапроекта «Развитие образования в России»,
предлагает задуматься: может быть, дело в том, что
учебный процесс в таких классах не должен
основываться на уроке, едином для всех?
Малокомплектная школа – такая же школа,
как все остальные. И проблема включения всех
учеников в учебный процесс также не решена здесь.
В восьмом классе – семь учеников, и они должны
изучать, например, теорему Пифагора. Среди них
есть человек, который «не тянет», и учитель дает
ему карточку на таблицу умножения. Все работают,
и он тоже. Вопрос: включен ли этот человек в
учебный процесс? Если понимать учебный процесс
как целостность, работу группы, то ребенок из
этой целостности явно выпадает.
Мы все понимаем, что у нас нет проблем чем-то
занять детей, особенно когда их мало. Главная
проблема не в том, чтобы детей посадить вместе в
одной аудитории или в разных, а в том, что они все
разные, а мы заставляем их заниматься одним
делом, независимо от того, сколько их – двое,
десять или тридцать. Но ситуация могла бы быть
более продуктивной: каждый пришел на занятие, и
каждому можно дать то, что ему сейчас нужно, –
одному таблицу умножения, другому – задачу на
проценты, третьему – теорему Пифагора. И тогда
все они оказываются включены в учебный процесс,
потому что он в этом и состоит – сдвинуть каждого
с его места.
Но почему же мне кажется «не включенным» тот
восьмиклассник с заданиями по таблице умножения?
Потому что при стандартной постановке урока он
никуда не движется. Мы и его, и себя обманываем. Мы
приходим организовывать работу с группой, а он
мешает. Вот мы и даем ему карточку. А если учение
устроено по-другому – все семь человек
занимаются математикой, но каждый – своей, тогда
и он – часть целого. Потому что целое – не тема
урока, а математика как область человеческих
знаний. И в ней тема урока у каждого своя.
Удивленный инспектор спросит: «Вы разве не в
восьмом классе преподаете?» В восьмом, где нет
такой темы по математике, как «таблица
умножения». Да при чем тут седьмой или восьмой
класс! Если я действительно хочу научить детей
математике, то по моему плану каждый должен
освоить каждую тему. И сегодня – какую-то
очередную, причем ту, к освоению которой он на
самом деле готов приступить. Если вы так делаете
с самого начала, с первого класса, то очень скоро
исчезают все эти границы и лестницы – «кто в
каком классе», исчезает фантом программы – одной
на всех. Каждый день вы думаете о продвижении
каждого своего ученика. Но в этой ситуации
классно-урочная система не работает. Нужен
другой тип организации обучения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|