СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Что мы представляем себе, когда речь
заходит о малокомплектной школе? В
«Педагогическом энциклопедическом словаре»
малокомплектной называется всякая школа в
сельской местности, насчитывающая менее
пятнадцати человек. Сначала это были только
начальные, а в семидесятые годы, когда деревни
стремительно исчезали, малокомплектными (или
по-другому – малочисленными ) стали уже и
основные средние школы. Малокомплектная школа –
это явление, целый мир, который можно попытаться
исследовать. Подумать не только о непростых
социально-экономических обстоятельствах учения,
но прежде всего – об особой педагогике малых
школ, возникшей как реакция на имеющиеся
проблемы. О разных подходах этой педагогики –
материалы нашей сегодняшней полосы.
Людмила БАЙБОРОДОВА,
заведующая лабораторией проблем сельской школы
Ярославского государственного педагогического
университета им. К.Д.Ушинского
Все плюсы разновозрастных классов,
или Особенности организации учебного
процесса в сельской малочисленной школе
Казалось бы, уровень образования в
небольших школах потенциально должен быть выше.
Но исследования показывают, что уровень учебной
мотивации учеников малокомплектных школ
довольно низкий, познавательные интересы
развиты гораздо слабее, соответственно и
успеваемость ниже. Может быть, все дело в том,
чтобы выбрать способ обучения, подходящий именно
для этих детей и этих конкретных социальных
обстоятельств? Он уже есть, утверждает Людмила
Байбородова из Ярославского педагогического
университета. Для работы в малокомплектных
школах замечательно подходит метод
разновозрастных групп.
От общества ровесников – к сообществу
разных
В малочисленных школах уже давно
используется объединение нескольких классов
начальной школы, реже – основной и старшей школы.
Но на таких занятиях совместная учебная
деятельность детей разного возраста практически
отсутствует. Главная же задача действительно
разновозрастного обучения в сельской школе –
использовать громадный развивающий,
воспитательный потенциал совместных действий
учеников разного возраста. Во-первых, круг
общения в классе, где учатся всего несколько
человек-ровесников, сильно сужен, что создает
особую психологическую напряженность для детей.
Объединение детей разных возрастов на одном
уроке меняет эмоциональный фон занятий. У ребят
появляется возможность демонстрировать свои
знания большему кругу людей, чем раньше
(следовательно, повышается мотивация к учению
вообще). Во-вторых, разновозрастное обучение
способствует социальному развитию детей.
Старшие помогают младшим в организации учебной
деятельности, что оказывается особенно важным
именно для тех учеников, которые по тем или иным
причинам не могут реализовать себя в группе
сверстников на обычном уроке.
Что делать учителю?
По каким предметам могут быть проведены
разновозрастные занятия? Сколько классов могут
обучаться одновременно? Как часто проводить
такие занятия? Как оценивать их эффективность? В
каждом из этих случаев учитель сможет найти
подходящий ответ, если при построении занятий
будет руководствоваться не только
общедидактическими принципами, но и
специальными принципами построения
разновозрастного занятия. Давайте рассмотрим их
на примере изучения физики в средней школе.
Первый принцип – интеграция содержания учебной
деятельности. Известно, что ряд вопросов,
изучаемых в школьном курсе физики, повторяется
каждый год, значит, возможна организация
однотемных занятий семи- и восьмиклассников,
восьми- и девятиклассников и так далее. Один из
вариантов однотемных занятий – соединение
нескольких уроков в один блок, например,
«Строение вещества» (7, 9 классы), «Силы в природе»
(7, 9 классы), «Электрическое поле и электризация
тел» (8, 10 классы). Если темы программ не совпадают,
объединение классов в работе может происходить
не на основе изучения одной проблемы, а на основе
совпадения способов и методов учения – в
совместной лабораторной работе, конференции,
экскурсии, контрольной. Кроме того,
замечательное поле встречи учеников разных
классов – интегрированные занятия по темам
«Вода», «Воздух», «Отражения», «Симметрия»,
«Противоположности», требующим знаний по химии,
экологии, биологии, даже по гуманитарным
предметам.
На успешность разновозрастного взаимодействия
влияет и количественный состав учебной группы, в
которой должно быть не менее двенадцати –
пятнадцати человек, чтобы смешанный класс мог
разделиться на несколько разновозрастных
микрогрупп, руководимых
учениками-консультантами. Примерная структура
занятия по группам такова. В начале урока перед
всем классом ставится проблемная ситуация (или
лучше того – проблема постепенно вырастает из
предварительного обсуждения темы). Затем
проводится общий инструктаж о
последовательности работы на уроке, происходит
распределение по группам, выбор необходимого
дидактического материала для каждой группы.
Затем отдельно по группам ребята знакомятся с
материалом, планируют деятельность, делят части
задания между членами группы, выполняют его.
Следующий шаг – сведение личных результатов в
один групповой результат, который и будет
предъявляться к общему обсуждению в конце урока.
Финал работы – групповые отчеты, обобщение
результатов, их оценка и рефлексия действий –
удалось или не удалось достичь намеченных целей.
Два других принципа организации работы в
разновозрастном классе – принцип
взаимообучения и педагогизации учебной
деятельности детей. Ученикам, особенно старшим в
группе, не только формально передаются на
некоторое время учительские функции контроля,
консультирования и даже объяснения нового
материала. Главное, что каждый из них
действительно побывает в свое время в роли
учителя, в реальности столкнувшись со всем
необходимым объемом работ, при помощи которых
можно добыть знание и поделиться им. И не менее
важно, что учитель, сознательно допускающий это,
не отстраняется и наблюдает, а оказывает
своевременную педагогическую поддержку,
становится консультантом консультантов. В связи
с таким типом организации занятий увеличивается
роль самооценки и взаимооценки работы учеников.
Однако это возможно только в том случае, если
учебная работа организована действительно
грамотно, если учитель тщательно обдумывает
содержание и формы совместной деятельности
детей, раскрывает перед учениками значимость
действий каждого, обеспечивает сменяемость
ролевых позиций детей в течение занятия. И
действительно уроки, организованные в сельской
школе таким образом, позволяют решить хотя бы
отчасти перечисленные выше традиционные
проблемы развития учеников малокомплектных
школ.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|