Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

Что мы представляем себе, когда речь заходит о малокомплектной школе? В «Педагогическом энциклопедическом словаре» малокомплектной называется всякая школа в сельской местности, насчитывающая менее пятнадцати человек. Сначала это были только начальные, а в семидесятые годы, когда деревни стремительно исчезали, малокомплектными (или по-другому – малочисленными ) стали уже и основные средние школы. Малокомплектная школа – это явление, целый мир, который можно попытаться исследовать. Подумать не только о непростых социально-экономических обстоятельствах учения, но прежде всего – об особой педагогике малых школ, возникшей как реакция на имеющиеся проблемы. О разных подходах этой педагогики – материалы нашей сегодняшней полосы.
Елена ЖАРКОВА,
сотрудник Алтайского краевого института повышения
квалификации работников образования

Панорама, которую нужно нарисовать, чтобы увидеть перспективу

Алтайские малокомплектные: групповой портрет на фоне конкретных проблем

В рамках региональной комплексной программы “Сохранение и развитие системы образования в Алтайском крае до 2005 г.” специалистами Алтайского краевого института повышения квалификации было изучено общее состояние сельских малокомплектных школ края. Подробности жизни алтайских школ, их проблемы могут показаться похожими жителям других регионов. Это не означает, что проблемы решаются одинаково, но стоит поучиться у алтайских ученых обстоятельному мониторингу ситуации, чтобы и решение оказалось таким же взвешенным, конкретным и применимым. Фрагменты этого исследования мы публикуем ниже.

В чем проблема?

Состояние малокомплектной начальной школы, безусловно, во многом зависит от социальной, психологической ситуации на селе. Выезды в сельские районы края, в том числе в малочисленные поселки и деревни, в которых сосредоточена основная часть (более 60%) малокомплектных начальных школ, позволяют определить качественные характеристики их ближайшего социального окружения: сверхзанятость населения в личных подсобных хозяйствах, его низкая платежеспособность, означающая, что сельская семья весьма ограничена в средствах на культурное развитие ребенка, не может материально поддержать школу в обеспечении нормальных условий обучения и воспитания детей.
Сокращение числа учеников малокомплектных начальных школ напрямую связано с неблагоприятной демографической ситуацией на селе, оттоком населения из малых поселков и деревень. Например, в Рубцовском районе в десяти малокомплектных начальных школах в 1997/98 учебном году обучались 167 детей, в 2000/01 учебном году – 103. Уже сегодня перспективными из 10 действующих школ администрация видит только три (Катковская, Конгрессовская, Березовская). Аналогичная ситуация наблюдается и в других районах, где более 20% малокомплектных начальных школ обучает от 1 до 3 учеников.
Изучение качества знаний, умений, навыков выпускников 11 малокомплектных начальных школ Тальменского, Павловского, Рубцовского и Заринского районов по пяти образовательным областям (“Русский язык”, “Математика”, “Природа”, “Человек”, “Общество”) показало, что в целом уровень подготовки детей при переходе в основную школу удовлетворительный. Однако при этом следует отметить у большинства учащихся неумение самостоятельно работать с тестовыми материалами. В значительной мере это связано с более широкой проблемой – с отсутствием у детей и учителей навыков работы с тестовыми заданиями вообще.

В учительской маленькой школы

Анализ состава педагогических кадров ряда школ Рубцовского, Заринского, Тальменского, Павловского районов, а также сведения некоторых сельских районных комитетов по образованию показывают, что в настоящее время среди учителей лишь 32% имеют высшее педагогическое образование, 58% – среднее специальное, до 10% – не имеют педагогического образования. Аттестованы на высшую категорию – 3% учителей, 18% – на 1-ю и 2-ю категории. Самый высокий процент составляют учителя, имеющие стаж педагогической работы до 20 лет (40%), 8% – учителей пенсионного возраста. Молодые учителя на селе не остаются.
На выполнении профессиональных обязанностей учителя малокомплектной школы, безусловно, отрицательно сказывается его социальное положение. Подавляющее большинство учителей имеют личные подсобные хозяйства, занимающие основную часть свободного времени. Отсутствие средств на приобретение методической литературы, подписку на специальные периодические издания, выезды на курсы повышения квалификации не только в краевой центр, но и в районные центры серьезно препятствует осуществлению непрерывного профессионального образования и развития учителя. Ежегодно курсы повышения квалификации проходят в среднем менее 10% учителей малокомплектных начальных школ. Объективные причины такого положения дел – невозможность найти замену обучающемуся на курсах или заболевшему учителю.

Помоги себе сам

Анализ деятельности малокомплектных начальных школ в более чем 60 районах края свидетельствует об усилении в последние годы зависимости состояния работы и качества образования от местных факторов, в частности – от экономических возможностей района, профессиональной компетентности руководителя администрации, состояния социальной сферы. Совершенно очевидно, что все без исключения малокомплектные начальные школы имеют очень ограниченные источники поддержки как в сфере ближайшего социального окружения, так и на муниципальном и краевом уровнях. Тем не менее ряд руководителей образовательных учреждений умело решают финансово-экономические проблемы на основе разработки различных механизмов поддержки малокомплектной начальной школы. Так, в ряде районов края вопросы укрепления материально-технической базы школ (ремонт, оснащение кабинетов учебным оборудованием, техническими средствами обучения, приобретение учебно-методической литературы, организация горячего питания детей) успешно решаются с помощью попечительских советов.
Эта инициатива руководителей малокомплектных начальных школ, сельских администраций, муниципальных органов управления образованием, хозяйств особенно важна с учетом того, что в большинстве районов края за последние пять лет значительно сократилось выделение финансовых средств из муниципальных бюджетов на содержание и эксплуатацию учебных зданий и помещений школ.
Значительная часть школ не в состоянии обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия для организации учебного процесса младших школьников: отсутствует учебная, регулируемая соответственно росту, школьная мебель, недостаточно освещение школьных мест. В большинстве малокомплектных начальных школ износ мебели составляет до 70%, спортинвентаря – до 90% (в некоторых школах он вообще отсутствует). По-прежнему остро для всех малокомплектных начальных школ стоит проблема обеспечения новой учебной и детской художественной литературой (библиотечки не обновлялись на протяжении последних 10 лет), научно-методическими материалами (в том числе специальными периодическими изданиями “Начальная школа”, “Сельская школа”). В среднем сегодня учебно-методическое обеспечение малокомплектных начальных школ не достигает 40%.
Таким образом, изучение состояния и перспектив развития малокомплектных школ в ряде сельских районов края показало, что школы этого типа, выполняя важнейшие социально-педагогические и культурные функции на селе, не могут быть предметом заботы одного образовательного ведомства. Стратегическим направлением развития малокомплектной начальной школы должно стать межведомственное взаимодействие. Путь, следуя которому можно разрешить весь сложный комплекс задач, – интеграция усилий государственных, общественных, коммерческих структур, науки и практики в помощи сельской школе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru