Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

Что мы представляем себе, когда речь заходит о малокомплектной школе? В «Педагогическом энциклопедическом словаре» малокомплектной называется всякая школа в сельской местности, насчитывающая менее пятнадцати человек. Сначала это были только начальные, а в семидесятые годы, когда деревни стремительно исчезали, малокомплектными (или по-другому – малочисленными ) стали уже и основные средние школы. Малокомплектная школа – это явление, целый мир, который можно попытаться исследовать. Подумать не только о непростых социально-экономических обстоятельствах учения, но прежде всего – об особой педагогике малых школ, возникшей как реакция на имеющиеся проблемы. О разных подходах этой педагогики – материалы нашей сегодняшней полосы.
Михаил ЭПШТЕЙН,
Санкт-Петербург

Закон малых педагогических пространств

У маленькой школы есть свои огромные преимущества, которые надо уметь использовать, и свои серьезные учебные проблемы, о которых необходимо помнить

Географическое местоположение школы не всегда определяет ее внутреннее развитие, считает Михаил Эпштейн, директор авторского учебного заведения «Эпишкола», в котором все ученики знают друг друга
по именам. Зато на это развитие существенно влияют определенные, совершенно особые законы жизни маленькой школы как феномена педагогической культуры.

Еще раз о плюсах

Первый эффект, и может быть самый главный, который может возникать в малых школах, – это эффект сообщества. В таких школах гораздо проще создать атмосферу семьи, сообщества близких друг другу людей. Этот эффект сообщества, быть может, самый главный и самый мощный. Поскольку основная задача школы (по крайней мере в ее подростковой части) – научить ребят жить с людьми по-человечески, дать им основу для будущей взрослой жизни, а она закладывается прежде всего в кругу друзей, имеющих общие ценности.
Второй возможный эффект малых школ – особые отношения с родителями и окружающим миром (социумом). В малой школе больше возможности организовать содержательный диалог учителей и родителей и соучастие и тех и других в жизни школы. Малая школа оказывается как бы ближе к сообществу, которому принадлежат родители ее учеников, его частью, а в некоторых случаях и его системообразующим элементом.
Так, школа на селе оказывается часто фактором, удерживающим село от вымирания, часто – основным социокультурным центром села, а в некоторых местах и основным организатором хозяйственной жизни на селе. Сельское сообщество, естественно, заинтересовано в деятельности школы, которая, в свою очередь, втягивает родителей в круг школьной деятельности и школьных интересов.
Небольшое количество учеников в одной параллели, возможность ребят разных возрастов общаться друг с другом, построение школы, отчасти по модели семьи, приводит и к особым межпоколенческим отношениям, которые в большой школе надо специально организовывать, что очень непросто, а в хорошей малой школе возникают почти автоматически.
Но здесь возникает и противоречие, о котором надо помнить и пути разрешения которого необходимо искать в каждом конкретном случае индивидуально. Дело в том, что у малой школы обычно и помещение небольшое. И в этом помещении рядом друг с другом живут и малыши начальной школы, и подростки. Что, как я уже отмечал выше, хорошо. Но при всем при том малышам и подросткам нужна разная среда обитания. Если для малышей лучше, чтобы помещение, в котором они находятся, было мягким, уютным, нежным… то подросткам нужно больше простора, больше возможности «ломать и строить». И здесь возникает существенная проблема для малых школ – как в небольшом помещении совместить возможность общей активной жизни разных поколений и необходимость разных сред для развития.
В небольшой школе гораздо проще, чем в многочисленной, отказаться от традиционной отметочной системы (и вместе с ней от ее многочисленных негативных последствий). Просто в силу того, что ребят меньше, и соответственно нет особой нужды всех нивелировать и изобретать технологичную, одинаковую для всех систему.
В небольшой школе больше возможности словесной, содержательной оценки, поддержки, обратной связи каждому ребенку. В ней предоставляется учителям больше возможности быть терпеливыми по отношению к детям, их шалостям, реальным проблемам и сложностям взросления. В малой школе больше возможности подробнее общаться с родителями, а не ограничиваться записями в дневнике.

В маленькой школе учиться сложнее?

Но учеба в маленьких классах таит и свои «подводные рифы».
Малая наполняемость классов традиционно положительно воспринимается (и родителями, и педагогами) как возможность более качественной организации индивидуального подхода к организации обучения и в этом смысле более качественной учебы ребят. Но дело в том, что индивидуальный подход – это ведь не только индивидуально организованное образование. А образование вообще – это не только индивидуальная учебная работа. И вот здесь в связи с малым количеством ребят в учебной группе возникает несколько сложностей.
Когда в учебной группе мало участников, уменьшается многообразие в группе, гораздо сложнее создать атмосферу взаимного эмоционального заряжения поиском ответов на сложные вопросы, так необходимую для настоящего образования. Известно ведь, что чем многообразнее коллектив, тем полезнее он для роста каждого его участника. В хорошем классе обычно есть и интеллектуальные лидеры, за которыми можно тянуться остальным; есть эмоциональные лидеры, создающие нужный настрой, атмосферу; есть более слабые (в учебном смысле) ребята, забота об учебных успехах которых очень полезна и в моральном, и в учебном плане для «всегда успешных» лидеров. Многообразие мнений, позиций, подходов, впечатлений – вот что создает насыщенную атмосферу взаимной учебы. Всего этого бывает сложно добиться в небольшом классе.
Кроме того, в маленьком классе, как это ни странно, еще резче начинают проявляться отличия детей. И если в большом классе такая разница отчасти нивелируется, скрадывается, в частности дифференцируя ребят на какие-то группы, то в маленьком классе она резко «выходит наружу».
И здесь у учителя возникает существенная проблема метода. Дело в том, что учителей в пединститутах учат работать фронтально с большими классами или индивидуально (один на один с учеником). Очень мало где будущих учителей оснащают средствами работы с малыми группами. И уж совсем неясно, как работать с классом, где и никаких групп-то не создашь. Стоять у доски и вещать материал в лекционном стиле, когда в классе сидят 5 учеников, – смешно. Дать каждому ученику учебник и, передвигаясь от одного к другому, беседовать индивидуально – тоже плохо. Немногие подростки выдержат несколько месяцев подряд такую «скучную» учебу.
В старшей школе небольшие классы ставят учителей еще перед одной проблемой. Дело в том, что уже в возрасте 14–16 лет ребятам точно важно иметь возможность пробовать себя в разных направлениях человеческой деятельности, отчасти специализироваться в какой-то интересующей ученика сфере. Снова возникает необходимость индивидуальных маршрутов. В большой школе отчасти эту проблему можно решить за счет создания профильных групп. А как быть маленькой школе, где просто из-за количества ребят никаких групп не создашь?
Сама ситуация жизни «заставляет» малые школы переходить к тем или иным способам организации разновозрастного, разноуровневого обучения; выходить за пределы школы в поисках новых ресурсов для организации практики ребят, обеспечения возможности индивидуальных образовательных маршрутов в старших классах; находить партнерские школы, основывающиеся в своей деятельности на схожих ценностях.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru