КРУГ ВОПРОСОВ
Как обеспечить право на
общедоступность и бесплатность образования
19 мая в Государственной думе пройдет
семинар-совещание на тему «Развитие
образовательного права». В преддверии этого
события предлагаем вашему вниманию статью
руководителя комитета по образованию
Новгородской области Владимира Аверкина.
Разработка правовых основ развития
образования должна быть, несомненно, отнесена к
числу наиболее актуальных проблем, если власть и
общество действительно, а не на словах
рассматривают образование как одно из
приоритетных направлений и исходят из того, что
оно нуждается в особом и постоянном внимании.
Отечественной школе недостает многого – начиная
от хороших учебников и заканчивая современными
компьютерами. Но рискнем утверждать: прежде
всего ей недостает элементарного внимания. Как
иначе можно объяснить тот факт, что при явном
несовершенстве российского законодательства об
образовании, которое обнаружилось не сегодня и
признается буквально всеми, кто в той или иной
мере знает о многочисленных бедах современной
школы, предлагаемые меры по исправлению ситуации
не находят не только поддержки, но даже простого
отклика среди тех, кто наделен правом и
обязанностью действовать.
Решение многих вопросов видится настолько ясным,
что туманным остается только одно – почему эти
решения не принимаются.
Зададимся вопросом, существует ли в Российской
Федерации система образовательного права,
которая:
– обеспечивает естественное и неотчуждаемое
право граждан на образование;
– создает благоприятные условия для развития
школы;
– однозначно понимается всеми, кто имеет прямое
или косвенное отношение к системе образования;
– внутренне непротиворечива и согласуется со
всей системой современного права?
Кто хорошо знает положение дел, согласится с тем,
что сформулированный нами вопрос носит скорее
риторический характер. Почему тем не менее мы его
ставим? Очевидные вещи – если не сказать
прописные истины – порой нелишне повторить.
Хочется обратиться к тем, от кого зависит
принятие решений, с призывом проявить
политическую волю – большего здесь не требуется,
– чтобы изменить ситуацию. Если же кому-то эти
ответы остаются неизвестными, если кто-то не
знает, о чем говорят уже не один год в
профессиональном сообществе педагогов, которые
надеются, что их наконец-то услышат, мы готовы эти
ответы повторить, предварительно повторив
вопросы.
Что сегодня должны означать доступность и
бесплатность дошкольного образования?
Итак, Конституция России в статье 43 установила
общедоступность и бесплатность дошкольного
образования. Заметим, что бесплатность
образования – достаточно условное понятие.
Любое “бесплатное” образование, как известно,
оплачивается налогоплательщиками.
Однако Закон «Об образовании» поправляет
Конституцию: государство гарантирует только
финансовую и материальную поддержку в
воспитании детей раннего детского возраста. В
чем на практике выразилась эта «гарантия
поддержки» – всем хорошо известно.
Законодательство не определяет главного – в
каком объеме должны предоставляться бесплатные
услуги дошкольных образовательных учреждений.
Относится ли, например, понятие бесплатности
(точнее, оплаты из бюджетных источников) к
10–12-часовому пребыванию ребенка в детском саду и
к трехразовому питанию? Можно или нельзя взимать
плату за дополнительные занятия ребенка с
квалифицированными специалистами? Вопросов
много. Ответы на них дает не закон, а сама жизнь –
путем проб и ошибок. Последствия испытывают на
себе граждане.
Необходимо четко определить, что входит в
понятие «бесплатное дошкольное образование».
Конечно, у каждого региона свои возможности.
Значит, государство должно установить
обязательный для выполнения всеми территориями
минимальный уровень. Например, оно может
гарантировать бесплатность четырехчасового
пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Безусловно, этого недостаточно. Но это и есть тот
минимальный объем дошкольного образования,
который государство должно гарантировать и
законодательно закрепить.
Следует наконец-то установить – об этом говорят
уже не один год – принцип дифференциации в
оплате услуг дошкольных образовательных
учреждений. Есть богатые и бедные семьи, а размер
родительской платы для всех один. Нарушается
порядок, действующий во всем мире, – адресная
помощь малоимущим за счет богатых.
Изменившиеся социально-экономические условия
требуют пересмотра существующих подходов к
определению размера родительской платы за
услуги дошкольного учреждения. Принципы и
механизмы оплаты должны быть установлены
законодательно. Это сделает «правила игры»
ясными, а гарантии государства – выполнимыми.
Как обеспечить выполнение права на
общедоступность и бесплатность общего
образования?
Как и в других своих частях, в части доступности и
бесплатности общего образования
законодательство Российской Федерации
достаточно противоречиво. Вновь Закон «Об
образовании» и Конституция России по-разному
отвечают на одни и те же вопросы.
Конституция устанавливает бесплатность
основного общего образования, Закон «Об
образовании» – бесплатность среднего (полного)
общего образования. В реальности же и первое, и
второе – небесплатно. Значительную часть
расходов средней российской семьи, в которой
есть дети школьного возраста, составляют расходы
на их обучение.
Мы должны признать, что бесплатное образование в
современных условиях – это образование в
неотремонтированных классах, при отсутствии
необходимого оборудования и учебных пособий и
при сохранении постоянной угрозы не только
здоровью, но и жизни детей.
Все та же проблема: отсутствие четкого
определения понятия доступности и бесплатности
общего образования. Что делает обучение в
общеобразовательной школе доступным? На наш
взгляд – это наличие:
– необходимой сети учреждений;
– соответствующей материальной базы;
– квалифицированных педагогических кадров;
– подвоза учащихся до школ или педагогов до
учащихся.
Как быть с бесплатностью? В нашем понимании все
перечисленное должно быть для семьи бесплатным
(уже оплаченным налогами граждан).
Мы разделяем идею о том, что стандарт образования
должен представлять собой прежде всего стандарт
условий получения качественного образования.
Разработка такого стандарта позволила бы
расставить все на свои места: государство
обеспечивает возможность получения образования
на бесплатной основе в том объеме, в каком это
предусмотрено стандартом. Выполнение других
условий стало бы возможным только за счет платы
родителей или других внебюджетных источников
финансирования.
Сегодня законодатели стоят перед выбором: или
сделать законодательную базу образования
соответствующей реальности, или закрыть глаза на
происходящее за парламентскими стенами,
превратив законодательные нормы в набор добрых
пожеланий.
Существующие нормы и правила в сфере образования
не только противоречивы, но и парадоксальны.
Законодательство гарантирует то, что не
выполняется, государство выполняет то, что не
гарантируется.
В реальной жизни школа реализует не
гарантированное Конституцией общедоступное
бесплатное среднее образование. Не решается ли
таким образом вопрос об уровне обязательного
образования сам собой? И не настало ли время
закрепить это решение конституционно? Эти
вопросы – скорее они являются ответами – должны
быть учтены законодателями при разработке
соответствующих правовых норм.
Что необходимо сделать для доступности и
бесплатности профессионального образования?
Казалось бы, начальное профессиональное
образование действительно доступно и бесплатно.
Но так ли это?
Если проанализировать гарантии Закона “Об
образовании”, то сразу встает проблема реальной
возможности получить профессию или
специальность в соответствии с индивидуальными
запросами или требованиями рынка труда. Несложно
представить молодого человека из далекой
деревни или даже небольшого города, который
решил поступить в училище, расположенное в
областном центре, и поэтому должен ответить на
следующие вопросы: как доехать до училища? где
жить? как обеспечить питание?
И если он не находит ответы на эти вопросы, то
вынужден выбрать ту профессию, обучиться которой
можно в ближайшем от дома профессиональном
училище. Где же здесь доступность образования?
Поставленные вопросы требуют законодательного
регулирования. Мы предлагаем следующее:
во-первых, ввести федеральный норматив на одного
учащегося, который был бы единым для всех
учреждений начального профессионального
образования Российской Федерации, независимо от
того, в чьем ведении они находятся;
во-вторых, предоставить право субъектам
Российской Федерации направлять средства,
определенные нормативом, вслед за учащимся в
образовательные учреждения, в том числе
расположенные на других территориях, если
учащийся будет получать там профессию по
направлению работодателей;
в-третьих, не увеличивая общую сумму налогов,
которые платят работодатели, выделить из этой
суммы определенный процент на профессиональную
подготовку и разрешить предприятиям и
организациям различных форм собственности
перечислять средства непосредственно в
учреждения, ведущие для них подготовку кадров;
в-четвертых, необходимо отменить все
продекларированные, но не обеспеченные денежным
содержанием социальные выплаты (на питание,
обмундирование), а для социальной поддержки
обучающихся разработать положение и механизм
кредитования профессиональной подготовки,
предусматривающий возможность родителям
учащихся из малообеспеченных семей брать ссуду в
банке на покрытие расходов, связанных с проездом
к месту учебы, питанием, приобретением учебной
литературы и т.д.
Эти предложения могут быть отнесены также к
среднему и высшему профессиональному
образованию.
В дополнение сформулированных выше предложений
считаем необходимым:
во-первых, поставить вопрос о пересмотре статьи 43
Конституции Российской Федерации с целью
уточнения прав граждан на образование в
соответствии со сложившейся практикой и
современными тенденциями развития
образовательных процессов, а также для повышения
ответственности должностных лиц за обеспечение
реализации этих прав;
во-вторых, определить функционал и
ответственность министерств и ведомств в части
реализации Закона “Об образовании”;
в-третьих, провести экспертизу и обсуждение
выполнения Закона “Об образовании” с
привлечением педагогической общественности от
каждого субъекта Российской Федерации для
разработки изменений и дополнений не только в
Закон “Об образовании”, но и в Гражданский,
Налоговый кодексы, другие нормативные правовые
документы, осуществляющие регулирование
отношений в сфере образования.
Условием принятия эффективных законов об
образовании является активная позиция
педагогов, органов управления образованием
субъектов Российской Федерации, Министерства
образования. Сейчас настало время заявлять о
своей позиции. Это время нельзя упускать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|