ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
ХАРАКТЕР
Заволжские финны
Однажды, будучи в библиотеке
Тартуского университета, я обнаружил стопку
книжек на удмуртском языке. Книжки были
новенькие, явно не наследие, оставшееся со времен
СССР. Да, в Тарту по сей день действует кафедра
русской литературы, но ее задачи несколько иные.
В чем же дело?
– А мы собираем все, что выходит на
финно-угорских языках, – разъяснили сотрудники.
Да, действительно, заволжские, почти что
азиатские удмурты – близкие родственники
светловолосых и медлительных прибалтов. И
соответственно традиционная удмуртская
культура сильно отличается от русской,
татарской, башкирской – ну, словом, “соседских”
культур. Непростую жизнь удмуртов скрашивали
совсем другие сказки, песни, игрища и праздники.
Сказки
Удмуртские сказки мудры и загадочны. Собственно
говоря, как раз в загадочности состоит их
мудрость. Разве можно докопаться до священной
сути таинственных, непостижимых механизмов,
которые движут всем этим миром? Нет, конечно, это
невозможно. Тем более когда в основе мироздания
лежат такие вот события.
“В прежние, далекие, седые времена светлое небо
было низко над землей. Люди приносили жертвы
милостивой Богине Счастья и Богине Небесной Кары
и клали свои жертвы прямо за облака. Жизнь была
счастливою, легкою. Светлые богини и боги
спускались на землю, беседовали с людьми и
охраняли их от зла. Люди были овцами.
Небеса были чисты, как снег, и белы, как кора
молодой стройной березы. И было на земле счастье.
Но вот времена переменились. Люди из овец
превратились в зверей. Стали злословить и
надругаться над святынями. Стали ругать небеса.
Но боги были милостивы к людям. И вот нашлась
низкая женщина. Она злословила про богов. Вместо
священной жертвы положила за облака грязные
пеленки своего ребенка.
Ничего не сказали светлые боги. Белое небо
посинело. Облака были молчаливы. Но небеса стали
подниматься и ушли высоко, чтобы люди не могли их
загрязнить. И ушло от людей счастье. Ушло из-за
того, что люди сами прогнали это счастье своей
пошлостью и низостью.
А придет небо на землю тогда, когда люди снова
станут овцами”.
Впрочем, люди, населяющие землю, когда-то очень
отличались от сегодняшних.
“В давние времена жили на земле очень большие
люди-зэрпалы. Жили они очень весело, очень легко.
Лес доходил им только до коленей. По лесу они,
словно по крапиве, ходили.
Пошел однажды сын зэрпалов погулять, поохотиться.
Нашел на дереве какое-то маленькое существо,
положил в карман, принес своим родителям.
– Посмотрите-ка, какую птичку, долбящую сосну, я
нашел, – сказал он.
– Ох-ох-ох, глупый мой, глупый, – сказал ему отец.
– Зачем ты его принес? Это не птица, а маленький
человек. Он для своих пчел улей на сосне долбил.
Мы все вымрем, а вместо нас такие маленькие люди
появятся. Уйдем отсюда поскорее. Кончилась наша
жизнь, – сказал зэрпал и заплакал. Где упали его
слезы, там образовались озера-реки.
– Уйдем отсюда на север, – сказали зэрпалы и ушли.
По дороге к их ногам прилипла земля. Где
отряхнули они эту землю, там образовались
высокие горы.
Достигнув севера, зэрпалы застыли, превратились
в очень большие камни. До сих пор там эти камни
есть. Маленькие люди живут, словно черви в навозе
копошатся, умирают, а камни-зэрпалы до конца
света будут жить – за жизнью маленьких людей
наблюдать.
Жилища тех зэрпал до сих пор есть в тех больших
лесах”.
Навсегда ушли волшебные зэрпалы, но осталось
множество не менее загадочных существ. К примеру,
Луд-Мурт – полевик, охранитель животных. Или
Палэс-Мурт – полчеловека, лесной страшилище с
одной рукой, с одной ногой и одним глазом. Или же
Тэди-Мурт – шутник, беленький старичок, живущий в
бане и разыгрывающий любителей попариться. Да
что там говорить – простой, казалось бы, медведь
и тот совсем не прост.
“Медведь произошел от человека, поэтому он слова
человека понимает так же, как человек человека,
но только говорить не может. При внезапной
встрече с медведем следует только сказать ему:
– У тебя, большой человек, своя дорога, а у меня
своя. Иди ты своей дорогой, а меня не тронь.
Медведь уйдет, не тронет.
Над убитым медведем смеяться не должны: Нюлэс-Мурт
(лесной обитатель, черный и ростом с высокое
дерево. – А.М.) рассердится. Однажды молодые
охотники убили медведя и, содравши с него шкуру,
взобрались на елку, чтобы посмеяться над ним. А
ведь знали, что смеяться нельзя. Вот они говорят
медведю сверху:
– Ну что, будешь еще задирать скотину, воровать
мед из бортей и пугать людей?
Тут медведь надел шкуру, заревел и начал
взбираться на ель. Охотники со страху чуть не
упали. Что делать? Один из них пришел в себя и
посулил Нюлэс-Мурту черную утку. Медведь снова
лег, и шкура с него опять сползла. После этого
охотники никогда больше не смеялись над убитым
медведем”.
Мало кто может научиться управлять законами
мироустройства. Для этого необходимо обучиться
колдовской науке, чтобы через нечистого –
шайтана (все-таки татарское соседство не могло не
отразиться на удмуртских сказках) добиваться
своих целей. Но не каждый был готов даже к тому,
чтобы начать этот образовательный процесс.
“Пришел шайтан и говорит желающему обучиться:
– Садись на землю и не издавай ни звука, кто бы и
что бы с тобой ни сделал.
И пошли на этого человека, по повелению шайтана,
ворон, ворона, ящерица и всякая другая тварь-нечисть.
Пришли и стали его кусать. Выдержал человек, не
вскрикнул. Напоследок пришел медведь и укусил
человека. Тогда закричал человек – и толку от его
обучения не было никакого.
Если бы он не закричал, обучился бы колдовству.
Тот, кто терпит, не кричит, через три года сильным
колдуном становится. А кто закричит – тот три
года не переставая болеет, умирают даже
некоторые”.
А впрочем, человек, колдун ли, не колдун, был по
природе своей добрый и всячески стремился мир
усовершенствовать.
“Жила когда-то в лесу старая мудрая Ель. Звали ее
Мудор-Куз – Мать леса. Говорят, с нее начался Лес,
а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо,
чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на ее
ветвях. Из-под ее корней нарождался робкий родник,
чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму.
Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Куз.
Но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным
огнем опалила Мудор-Куз. Ель умерла. Но пришел
человек и оживил ее. Он сделал из нее Гусли и
вложил в них свою человеческую душу. Так у людей
появились Великие Гусли. Когда они звучали,
Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать.
Когда они пели “Мелодию Небесной Росы”, небо
плакало дождем”.
Так что иной раз человеку все же удавалось если и
не изменить течение событий, то по крайней мере
скорректировать последствия.
Песни
Упомянутые гусли были одним из предметов
поклонения. Под них исполнялись народные песни,
им же они посвящались:
Пусть мы молчаливы, язык говорит,
А на гуслях струна звенит.
А на гуслях струна звенит,
В нашем сердце огонь горит.
Через луга, поля мы ехали,
Как гром небесный, мы приехали,
У вас на лугу мы опустились,
Как стая диких гусей.
К вам в дом мы вошли,
И нас стало много, как зерен.
А когда вы нас попросили встать и спеть,
Мы все встали, как ожерелье жемчуга,
И запели.
Но гораздо чаще песни посвящались
собственно удмуртам – юношам и девушкам.
Пляши, Нюра, пляши, Нюра,
Не бойся, пол проломится.
Если пол проломится – надставим.
Если сглазят – сбрызнем.
Ой, девушки, девушки,
Чем же красивы девушки?
Оборки на платьях алые, да,
Тем и красивы девушки.
Ой, юноши, юноши,
Чем же красивы юноши?
Волосы их зачесаны наверх,
Тем и красивы юноши.
В отличие от южной, буйственной и пышной,
здешняя природа хороша этакой утонченной
лапидарностью. Именно о такой красоте и
мечталось удмуртским девицам:
Как красива озимь на вешних полях,
Пусть я буду такой красивой!
Как бывает красив на лугу италмас,
Пусть я буду такой красивой!
Тема девичьей красоты не уступала
родственной матримониальной теме:
– А мы овес посеяли, посеяли.
– А мы овес вытопчем, вытопчем.
– А как же вытоптать, вытоптать?
– Лошадку пустим – вытопчем, вытопчем.
– А мы лошадку поймаем, украдем.
– А как же вам поймать, поймать?
– А мы ее серебряной уздечкой поймаем.
– А мы девушку вашу украдем, украдем.
– А как же вам украсть, украсть?
– А мы пойдем и украдем.
– А нас сегодня убыло, убыло.
– А нас сегодня прибыло, прибыло.
– А мы сегодня в радости, в радости.
– А мы сегодня в горести, в горести.
Ну и, конечно, тема жениха-невесты была
очень популярна в хороводных песнях:
Ходит барин в хороводе,
Ищет себе тестя.
Ходит барин в хороводе,
Находит себе тестя.
Ходит барин в хороводе,
Ищет себе тещу.
Ходит барин в хороводе,
Находит себе тещу.
Ходит барин в хороводе,
Ищет себе шурина.
Ходит барин в хороводе,
Находит себе шурина.
Ходит барин в хороводе,
Ищет себе свояченицу.
Ходит барин в хороводе,
Находит себе свояченицу.
Ходит барин в хороводе,
Ищет себе невесту.
Ходит барин в хороводе,
Находит себе невесту.
Здравствуй, мой тесть!
Здравствуй, мой тесть!
Здравствуй, мой тесть!
Я – твой зять.
Здравствуй, моя теща!
Здравствуй, моя теща!
Здравствуй, моя теща!
Я – твой зять.
Здравствуй, мой шурин!
Здравствуй, мой шурин!
Здравствуй, мой шурин!
Я – твой зять.
Здравствуй, моя свояченица!
Здравствуй, моя свояченица!
Здравствуй, моя свояченица!
Я – твой зять.
Здравствуй, моя невеста!
Здравствуй, моя невеста!
Здравствуй, моя невеста!
Я – твой жених.
Впрочем, хороводы не были особо
популярны у удмуртов. Здешние жители
предпочитали несколько иные игрища.
Игрища
Одно из самых популярных из удмуртских игрищ –
всяческие переодевания. Ряженый человек – самый
свободный человек на свете. Он может делать что
угодно, и никто не будет знать о том, что это он.
Главное, чтобы маску не сорвали.
В одном из удмуртских селений была популярна
“корова”. Два человека укрывались простыней или
ковром, притом передний выставлял вперед, как бы
рогами, свои руки, и “бодал” ими пригожих
девушек. Если же девушки пытались снять накидку,
приходилось пусть не больно, в шутку, но лягаться.
Кроме коровы были популярны лошади, медведи,
черти и прочее зверье и нечисть. Действия же
ряженых во всех подобных случаях были примерно
одинаковы.
Впрочем, ряженый мог оставаться в человеческом
обличии, а просто надеть маску и ходить по избам с
маленьким младенцем. Войдя в избу, начинали
яростно трясти младенца, подбрасывать до потолка,
переворачивать, таскать за руки и за ноги.
Младенец извивался и орал, но сожаления не
вызывал – все обитатели избы прекрасно понимали,
что в пеленках кошка или поросенок.
Наряжаясь, люди понимали, что идут пусть и на
незначительный, но риск. Многие обыватели не
слишком жаловали ряженых и, встретив их на улицах,
пытались содрать маски (или же обычные плетеные
корзины, полностью закрывающие головы), а то и
жестоко побить.
Впрочем, и “противники” в долгу не оставались –
иной раз, встретив почтенного крестьянина,
ряженые начинали обнимать его, бить по плечу,
водить вокруг несчастной жертвы хороводы, после
чего крестьянин, весь обмазанный противной сажей,
долго выбирался из глубокого сугроба, в который
его засадили под конец веселья.
А придя в дом, проказники могли забросить в печь
гнилушку. А тем временем, пока изба пропитывается
кошмарной вонью, пели безобиднейшие песенки:
Ходя по улице,
Мы зашли к вам – не сердитесь;
И ой скажем, и кай скажем,
Уважая вас, говорю эти слова.
Из сладкого-сладкого вашего родника
Хотелось бы напиться – не сердитесь;
И ой скажем, и кай скажем,
Уважая вас, говорю эти слова.
Хотел бы выпить
Сладкого-сладкого вашего вина – не сердитесь;
И ой скажем, и кай скажем,
Уважая вас говорю эти слова.
Пусть, заходя друг к другу,
Сможем выпить вина – не сердитесь.
И ой скажем, и кай скажем,
Уважая вас, говорю эти слова.
Я не чужой человек,
Что пришел к вам неизвестно откуда или издалека,
А тот, кто ходит к вам постоянно, не сердитесь.
Хозяева особенно и не сердились –
ряженому все дозволено.
Естественно, что были игры тихие и безобидные – в
загадки, например, или же в шашки. Но лихим
удмуртам больше были по душе подвижные забавы
Жмурки, например. В жмурки играли в бане, а
водящего похлестывали ремнями или полотенцами,
скрученными в жгуты.
Распространена была игра в лодыжки. В ней и
вправду пользовались настоящими лодыжками,
правда, не человеческими, а овечьими. Эти лодыжки
кидались на стол и в зависимости от того, какой
стороной кверху они падали, определялся
победитель.
В ход мог пойти любой предмет из бытового обихода.
Одна из любимейших забав – игра в старые лапти. В
землю вбивают кол, на колу закрепляют веревку, а
под ним рассыпают с полсотни лаптей. Водящий,
держась за веревку, караулит эти лапти, а
остальные игроки стараются лапти стащить. Задача
водящего – поймать вора, не выпуская веревку из
рук. Если поймал, то пойманный становится водящим.
Встречались игры-розыгрыши, например “беганье
поросят”. Проказник говорил своей несчастной
жертве, что покажет ей прямо в избе бегающих
поросят. Доверчивая жертва соглашалась, и тогда
проказник говорил:
– Только сначала мы кое-что сделаем. Я буду
показывать, а ты во всем мне подражать.
После чего брал черную шапку из мерлушки и вручал
такую же товарищу. Оба прикладывали свои шапки к
лицу и к двум щекам, после чего любитель бегающих
поросят уже не помышлял о вожделенном зрелище –
под общий хохот он пытался стереть сажу, которой
была вымазана его мерлушковая шапка.
А можно было обойтись вообще без реквизита.
Например, пообещать отрезать у какого-нибудь
простака рукав, а после заново его срастить. Для
этого простак частично раздевался, то есть
вынимал одну лишь руку и выходил за дверь,
защемив ею свой пустой рукав. Тем временем за
дверью наливали в рукав воду, и, когда дверь
открывалась, любитель фокусов оказывался мокрым
от плеча до ног.
И разумеется, множество игр воссоздавало
всевозможные свадебные обряды, например кражу
невест. Часть игроков окружали “невесту”, а
часть пытались через это окружение прорваться и
похитить девушку.
Праздники
Праздников в жизни удмуртов было в общем-то
немного. Календарные, в общих чертах
напоминающие православные, и главное – три
свадьбы. Первая – рождение (свадьба младенца с
миром), вторая – собственно свадьба и третья –
смерть (свадьба с землей). Самой радостной была
конечно же вторая свадьба.
Конечно же практически каждая девушка мечтала о
том, чтобы встретить своего суженого и зажить
счастливым домом вдали от докучливых родителей.
Но внешне она, как и в большинстве европейских
культур, сокрушалась по этому поводу. Девушка
пела тоскливую песню:
Э, ожерелье мое, ожерелье,
Рыбьей чешуей будешь, наверное!
Э, мои бусы на запястье,
Рыбьей икрой будете, наверное!
Э, руки-ноги мои,
Хламом на дне реки будете,
наверное!
Э, мои волосы, мои волосы,
Водорослями будете, наверное!
Э, платье мое, платье,
Неводом будешь, наверное!
Э, тело мое, тело мое,
Черной землей будешь, наверное!
Девушка надрывно причитала по своему
окружению, с детства привычному:
Дорогие мои сени, мои сени, говорю, мои
сени, мои сени…
Дорогой, дорогой мой дом, мой дом, мой дом…
Дорогой мой отец, мой отец…
Дорогая моя мать, ой, моя матушка, моя
матушка…
Дорогой мой брат, мой брат, дорогой, дорогой мой
брат…
Дорогая моя сестра, моя сестра, дорогая моя
сестра, моя сестра…
Естественно, невеста упрекала своих
“дорогих родителей” в том, что они вообще ее на
свет произвели:
Зачем ты меня родила, матушка,
Зачем ты меня вырастил, батюшка?
Лучше, чем меня растить,
Вы бы выходили белую гусыню.
Если бы весна, ой, пришла,
Желтых гусят бы ее увидели.
Если бы лето, ой, пришло,
Веселые голоса бы их услыхали.
Если бы осень, ой, пришла,
Белого пуха бы набрали.
Белого пуха бы набрали, –
Со сновидениями бы спали.
Но наступала свадьба, и невеста забывала
обо всех своих страданиях. Еще бы – впереди новая
жизнь, ну а сейчас – особое, свадебное веселье.
Ритуальные танцы вокруг одежды невесты,
подаренной ей женихом. Игра в прятки, где главная
роль опять-таки отводится невесте. Найдя невесту
(иногда в соседском доме), ей вручают кусок хлеба
с маслом и монетку, после чего невеста всех
обносит пивом.
А над теми, кто не выдержал обильных возлияний (генетически
удмурты вообще не расположены к употреблению
спиртных напитков) и уснул, учинялись и особенные
ритуалы-издевательства. К примеру, их одежду
связывали вместе, так что, проснувшись, гость
тянул за собой целую компанию еще не отошедших от
пьяного сна товарищей.
Ну а затем – новая жизнь со старыми, в общем,
проблемами: где найти пропитание, как заработать
денег, каким образом обустроить свой дом. И так –
до третьей свадьбы, пока не положат в охладевший
рот кусочек масла и не отправят в долгий, очень
долгий путь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|