Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД 

Рафаэль

Ижевск – город-завод. Гений завода – что это такое? Вряд ли писатель или же художник. Может быть, ученый? Инженер? Токарь-лекальщик?
А может быть, создатель этого завода? Тот, без которого и вовсе ничего не вышло бы?

Архитектор Семен Емельянович Дудин родом был из крепостных. Его отец принадлежал князю Голицыну. Впрочем, старший Дудин вовсе не был этаким безответным и забитым лапотником. Для крепостного его жизненный путь был даже очень удачным и уж по крайней мере ярким. Он служил солдатом мушкетерского полка, затем – ранение на прусском фронте, госпиталь, инвалидная команда, а затем – прикосновение к прекрасному. Он вместе со своей семьей переезжает в Петербург, где служит в Академии художеств смотрителем “при конференц-зале, картинных и гипсовых галереях”.
Дудин младший же родился в 1779 году. Ему повезло гораздо больше – Семен Емельянович был сразу же сориентирован в необходимом (в смысле жизненных стратегий) направлении. Он шестилетним мальчиком был отдан (разумеется, “по блату”) в специальное воспитательное училище при Академии художеств. К счастью, кроме отца, способного замолвить слово, он обладал еще одним полезным качеством – весьма большим талантом. В 1798 году Дудин с серебряной медалью и почетным аттестатом первой степени оканчивает Академию художеств и – еще одно везение – определяется на службу в Гатчину, в распоряжение Андреяна Дмитриевича Захарова, одного из талантливейших архитекторов Санкт-Петербурга (впрочем, в то время Захарову еще предстояло построить свой величайший шедевр – здание Адмиралтейства).
За Гатчину Семену Емельяновичу вручают уже не серебряную, а Большую золотую медаль, после чего отправляют на стажировку в Италию. На Средиземном море Дудин пребывал с 1803-го по 1806 год, получив за старания и дарования прозвище русского Рафаэля. А в 1807 году он приступает к основному делу своей жизни – строительству Ижевского завода. Это произошло не без рекомендаций архитектора Захарова (тогда уже прославившегося Адмиралтейством) и президента Академии художеств Строганова (бывшего знакомым с генерал-майором А.Дерябиным, руководившим ижевскими работами). В частности, Строганов писал Дерябину: “Успехи, оказанные Семеном Дудиным во время воспитания его в Академии, и усовершенствование его в чужих краях заставляют меня надеяться, что он под начальством вашим оправдает то доброе мнение, которое вся Академия о нем имеет”.
Так в городе появился новый человек – невысокий, невзрачный, болезненный, но зато при шпаге – архитектор Семен Емельяновч Дудин.
Список работ Дудина в Ижевске впечатляет. Начал он со строительства своего собственного дома, а дальше – дом Дерябина, дом Лятушевича, госпиталь, главный корпус Оружейного завода, Александро-Невский собор, Троицкая церковь, Арсенал. Это конечно же не полный перечень, однако же его достаточно, чтобы понять: практически все ценное, что было сделано в Ижевске и сохранилось по сей день, – труды Семена Емельяновича.
Человек сделал город. Уникальный в истории случай.
Кроме того, заботы по хозяйству того же самого, им сделанного города. Дудин занимается всем чем угодно, вплоть до заготовки леса.
И, так сказать, общественная жизнь. В частности, в 1914 году “избрали в церковные ктиторы по Пророко-Ильинскому собору (кстати, выстроенному самим Семеном Емельяновичем. – А.М.) узаконенным порядком маркшейдера господина архитектора Ижевских заводов Семена Емельяновича Дудина, который на понесение сей богоугодной обязанности изъявил свое согласие”.
Избрали его “яко мужа ревнительного по Храму Господня и о пользах церкви старательного” взамен предыдущего ктитора, титулярного советника И.Евреинова, арестованного за хозяйственные злоупотребления.
А здоровье его между тем становилось все хуже. Дудин мечтал перебраться на юг, но противилась его удмуртка-жена, да и места подходящего никто не предлагал. В конце концов сопротивление жены было уломано, его коллега архитектор, профессор Академии художеств Андрей Алексеевич Михайлов-второй (первым слыл его брат, Александр Алексеевич), отрекомендовал Семена Емельяновича в ростовские земли, на пост архитектора Войска Донского. Этому конечно же способствовал послужной список Дудина, который сам он выражал в таких словах: “Что же касается до моих сведений практических, то довольно упомянуть о выстроенных по прожектированному мною плану каменных оружейном и железоделательном заводах на Иже, при пруде и прорезах, на болотистом месте между водопроводными для машин канавами, трех- и четырехэтажные здания. Всего с прочими тринадцать величайших корпусов в восемнадцатилетнее время трудов моих. Сверх сего построил огромный собор и арсенал, за кои представлен по смерть к пенсии по тысяче рублей”.
Высказался и президент Академии художеств, к тому времени уже Оленин, а не Строганов: “Искусство, опытность и усердие его не подвержены ни малейшему сомнению. В той отдаленной и малонаселенной земле он должен был исправлять не токмо должность архитектора, но даже иногда и каменного мастера, а иногда инженера и машиниста. Все сие отличным образом свидетельствует об его искусстве в строительной части”.
Но, увы, старания доброжелателей ничем не завершились. Здоровье расшаталось окончательно, и в последний летний день 1825 года архитектор Дудин, будучи в “нервической горячке”, с миром отошел.
А супруга-удмуртка еще долго писала в столицу такие вот письма: “Ваше Императорское Высочество! Муж мой помер, оставив многолюдную семью в самом бедном состоянии и со множеством неуплаченных долгов, ибо он, не имея вольной практики, которая составляет доходы архитекторов в городах, довольствовался одним жалованием. Прошедшим же 1830 годом по предписанию Артиллерийского департамента описали у меня последнее имущество. Зная, что в управление Шейдемана муж мой был удален от исправления должности архитектора, я не ведаю, по какому случаю начтено ему было тогда же взыскание. Конечно, муж мой нашелся бы на сие принести Правительству уважительные оправдания”.
И подпись: “Екатерина Дудина, архитекторша 8 класса”.
А ведь казалось бы, что на руках должны были носить и Дудина, и все его семейство.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru