Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ 

Мы не раз писали об этом направлении в педагогике: школы Продуктивного образования организуют обучение в реальном взрослом мире. Подростки работают рядом с профессионалами и при этом не только знакомятся с профессиями, но и познают мир. Обязательное условие – возможность для каждого ученика выбирать собственный образовательный план, не только на рабочем месте, но и в школе. Мы предлагаем вашему вниманию несколько зарисовок с прошедшего XV конгресса сети Продуктивного образования (INEPS), в которых мы постарались отразить произошедшие в этой методике перемены и проблемы, с которыми сталкиваются педагоги.
Так это все-таки “о них” или “о нас”? Это о школе. И не важно, на каком языке говорят ученики и учителя. Важно, какой педагогический язык они используют. Речь, конечно, пойдет “о нас”, о тех педагогах, которые отказались от роли учителя – транслятора знаний. О тех, кто не готовит детей к будущей жизни, но позволяет им жить сегодня, помогая не бояться трудностей и искать собственный путь в жизни и в образовании.
Есть одна отличительная особенность конгрессов INEPS: туда приезжают не только те, кто уже давно работает в этом направлении и готов представить свои результаты коллегам, но и новички, а также те, кто имеет собственные образовательные проекты, близкие по идеологии к Продуктивному образованию. Каждый участник или гость имеет возможность познакомить других со своими идеями и проектами, каждый принимается “на равных”. Так было и на этот раз: все учились друг у друга, анализируя чужую работу, пытаясь понять, как можно обогатить уже сформировавшиеся проекты. Конгресс? Семинар для учителей? Место, где педагоги повышают свою квалификацию? И то, и другое, и третье. Но пожалуй, самое главное, для чего ежегодно съезжаются учителя из разных стран, – почувствовать, что они единая команда, а значит, обязательно сумеют помочь друг другу. Для того чтобы знать, к кому обратиться за поддержкой, кому предложить свою помощь, и проводятся конгрессы.

Из учителей – в тренеры, из учеников – в подмастерья!

9 мая закончился XV конгресс сети Продуктивного образования (International Network of Productive Schools - INEPS), проходивший на этот раз в Финляндии. Более чем в двадцати странах существует это направление образования. На конгрессе были представлены десять, среди них и Россия. Наряду с теоретическими проблемами, такими как место Продуктивного образования (ПО) в системе обучения молодежи, взаимодействие с традиционной общеобразовательной школой, обсуждались конкретные шаги развития и внедрения данной системы в различных странах.

Новички

Именно новым людям, впервые ставшим участниками INEPS, было посвящено основное время в первые дни работы. “Ветераны” отвечали на все вопросы, рассказывали о своих взглядах на образование, о проблемах, с которыми сталкиваются. Это было хорошим полем для понимания собственной деятельности для всех: ведь, как известно, обучая других, мы активно учимся сами. В результате стена, обычно существующая между “новенькими” и “опытными”, быстро была сломана. Как часто на семинарах и конгрессах “новички” ощущают себя белыми воронами! Им как бы говорят: ты хочешь впрыгнуть в уже несущийся на большой скорости поезд, так беги, цепляйся, это будет трудно, но если ты сможешь, то... В сети Продуктивного образования все, напротив, сразу протягивают руку: иди сюда, мы поможем, ты нам очень нужен.
Наверное, эта особенность организации конгрессов ПО является демонстрацией способов работы учителей с детьми. Забота, поддержка, понимание, уважение личности каждого. Учителя в большинстве проектов ПО работают с самыми сложными ребятами, от которых отказывается традиционная школа, и другим способом никак нельзя вовлечь в образование этих подростков.
Среди новеньких был и оператор, снимавший фильм о конгрессе в Финляндии. Дени – студент испанской школы ПО. Он учится и работает среди взрослых. До него ту же работу выполнял другой парень из той же школы, такова традиция. Дени помогала Мелисса, закончившая недавно подобную школу в Америке и ставшая фотокорреспондентом INEPS. Они уже не первый раз работают вместе и среди огромного числа учителей вовсе не чувствуют себя одинокими. Кстати, фотографии, представленные на полосе, сделаны Мелиссой.
На конгресс приехали и представили свои проекты те школы, которые, по мнению их авторов, близки по идеологии и формам работы к продуктивному образованию. Один из таких проектов, разработанных в Финляндии, называется “Учеба через работу=обучение + тренировка”. Суть проекта в следующем. Старшим школьникам, которые отказываются посещать обычную школу или учатся там очень плохо, предлагают выбрать интересную для них профессию и обучиться ей в специально оборудованных местах. Учителей, работающих с этими ребятами, называют тренерами, поскольку они скорее обучают конкретным навыкам, чем передают знания. Освоив азы профессии, ребята могут пойти работать подмастерьями, становясь профессионалами в том или ином виде деятельности. Многие ученики постепенно понимают необходимость получения “классического” образования, так как им зачастую не хватает элементарных знаний для продолжения карьеры.
Участникам конгресса проект показался очень интересным. Правда, в ходе сравнительного анализа, проведенного сразу после его презентации, стало понятно главное отличие его от Продуктивного образования: эту систему скорее можно назвать профессиональным, а не общим образованием. Продуктивное же образование, напротив, организует всю учебу через работу, причем одним из обязательных условий является регулярная смена поля деятельности.
Обсуждение данного проекта продолжалось долго. Это не было его оценкой, просто для всех было важно найти общие точки, понять, может ли проект стать частью Продуктивного образования. Окончательное решение, однако, останется за авторами проекта: если им интересно в этом сообществе, если они готовы к сотрудничеству – их с удовольствием примут. Ведь опыт каждого человека уникален, а значит, важен для других.

Двоечники и хулиганы, вон из класса!

Ну что за напасть! Почти во всех странах мира как только услышат об эффективных методах работы с детьми, да еще в корне отличающихся от классно-урочного преподавания, так и норовят пристроить в новые школы всех неугодных обычной системе ребят. Мол, раз вы такие умные – будете “школой для дураков”. Именно это сделали в одной болгарской школе: собрали детей, которые очень уж плохо учатся (и ведут себя не лучше), из разных классов в одну группу (15 человек) и предложили учителю заняться с ними чем-нибудь продуктивным. Учитель оказался личностью незаурядной и вдохновенной, что дети, естественно, тут же оценили, и они стали сотрудничать. В отличие от других школ ПО, где каждый выбирает собственный путь, эти дети работают вместе, помогая друг другу. Оно и понятно: в группу приходят даже из младшей школы.
Трудятся на благо школы и города три дня в неделю, а на два дня... расходятся учиться в свои классы. Руссин (так зовут учителя, представлявшего данный проект) просто в отчаянии: дети не хотят возвращаться в классы, они боятся насмешек. Какая уж тут учеба?
Участники конгресса делились опытом работы в подобных группах. Руссину предложили создать на базе школы такую образовательную систему, в которой у детей не было бы необходимости возвращаться в классы. Здесь могли бы подойти немецкая модель ПО и российская модель Школы-парка, правда, первая пока приспособлена для более старших детей, а для второй в группе Руссина маловато учеников, даже для начала.
Однако обе стороны предложили не только свои идеи, но и конкретную помощь: в любом случае, прежде чем перестраивать образование во внеклассно-урочную структуру, нужно заручиться поддержкой и пониманием администрации школы, родителей, местных властей. Справиться в одиночку будет трудно... Скоро немецкая группа приедет в Болгарию по программе обмена школьниками, и тогда можно будет пригласить представителей местных властей, показать результаты работы ПО. В России проводятся специальные выездные семинары в школах, которые хотят использовать “свободные”, деятельностные технологии, и почему бы не провести подобный семинар в Болгарии? Вот и еще один результат конгресса: вовсе не научный, а вполне практический. Люди нашли, как помочь друг другу.
Интеграция малочисленных национальностей

Проблема использования методов ПО для эффективной интеграции малочисленных национальностей была поставлена на конгрессе как одна из наиболее острых на сегодняшний день. Прежде всего об этом заговорили американские учителя, где в связи с войной в Ираке обострились противоречия между студентами. Оказалось, что примерно то же самое происходит и в Германии: ребята, еще месяц назад бывшие лучшими друзьями, становятся врагами...
Одним из самых интересных и важных событий, по мнению всех участников конгресса, организуемых сетью ПО для того, чтобы молодежь научилась понимать и принимать людей из других культур, являются ежегодные конгрессы студентов, последний из которых прошел в апреле этого года в Швеции. Об этом конгрессе можно почитать на сайте www.fogelstromska.com

...Конечно, рассказать обо всем, что происходило в течение целой недели в маленьком финском городке Хемеенлинна, невозможно. Да и нужно ли? Тем более что международная сеть INEPS приглашает к сотрудничеству те российские школы, которые движутся в направлении Продуктивного образования. Если вас это заинтересовало, напишите, пожалуйста, на адрес газеты немного о вашей работе и пришлите свой электронный адрес. Координатор российских школ ПО Ната Борисовна Крылова и я, Ольга Леонтьева, поможем вам стать членами INEPS.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Москва–Хельсинки

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru