Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЫ? 

Череда пожаров в российских образовательных учреждениях продолжается 30 апреля на западе Москвы сгорел интернат для умственно отсталых детей, в результате один подросток погиб и трое пострадали. Тогда же, 30 апреля, поздно ночью произошел пожар в смешанной общеобразовательной вечерней школе в Кировском районе Саратова. Жертв и пострадавших, к счастью, нет, но здание школы – одноэтажное, частично деревянное, частично кирпичное – восстановлению скорее всего уже не подлежит.
За полтора часа, пока в школьном здании бушевал огонь, полностью сгорела крыша, деревянные перегородки и перекрытия.
А 8 мая под Иркутском полностью сгорел один из корпусов детского приюта «Гнездышко». На этот раз причина возгорания кроется не в проводке: здание было обесточено. Детей, которые находились в соседнем доме, воспитатели успели эвакуировать. Всего с начала 2003 года в России сгорело уже 10 школ и интернатов.
Как уберечь от пожаров другие школы? И можно ли вообще здесь что-то сделать с теми средствами, которые выделяются на нужды образования? Или честнее с первого сентября написать на дверях каждой школы: “Закрыта на пожар”, а школьный звонок заменить пожарным колоколом?
Министерство образования утверждает, что способно проконтролировать ситуацию и обеспечить детям безопасность во время учебы.
Но попробуем разобраться, есть ли сегодня у власти реальные возможности защитить школу – если не от нищеты, так хотя бы от огня и иных бедствий, грозящих жизни и здоровью детей.

Ядовитые уроки

За последние три недели в российских школах случилась серия чрезвычайных происшествий. «Массовое отравление газом», «разлив ртути»…
В общей сложности более полутора сотен школьников и учителей оказались в больницах.
Только в одном случае в происшедшем оказались виноваты сторонние для школы люди – диспетчеры химического комбината. Во всех остальных школьники сами распыляли газ из баллончиков, предназначенных для самозащиты, били градусники,   а под Волгоградом отравились хлорной известью, уронив один из пакетов, хранившихся в школьной кладовой...

Рыбинск. Первое ЧП произошло в городе на перемене после урока биологии в школе №5. Выйдя в коридор, школьники почувствовали сильный запах газа. Сразу же были вызваны “скорая помощь” и спасатели. 20 учеников попали в больницу, из них 10 – в отделение реанимации. Вскоре главный врач детской городской больницы Вячеслав Подгорный сообщил, что состояние школьников стабилизировалось, угрозы для их жизни нет.
По данному инциденту проводит расследование прокуратура. Основная версия: кто-то из учеников распылил газ из баллончика, чтобы сорвать следующий урок.

Новочебоксарск. Буквально через несколько дней здесь произошел аналогичный случай. Газом были отравлены шестеро пятиклассников в городской средней школе № 8. Детей в экстренном порядке отвезли в больницу, двоих поместили в реанимацию. Как сообщили в Министерстве здравоохранения Чувашии, виновницами происшествия оказались две старшеклассницы, которые распылили в помещении школы аэрозоль типа «черемухи».

Москва. ЧП случилось в средней школе №190: один из учащихся распылил содержимое газового баллончика. В результате пострадали пятеро детей.
В школу срочно выехали три бригады “скорой помощи” и одна – Центра медицины катастроф. На месте выяснилось, что из-за хулиганского поступка отравление получили пятеро учеников. После медицинского осмотра все пострадавшие были госпитализированы.

Запорожье. И на Украине случилось нечто похожее. В городе более 60 детей были госпитализированы из школы с подозрением на отравление неизвестным газом. Как сообщили в пресс-службе МЧС Украины, газ был распылен из баллончика на одном из этажей школы.
Около 30 детей были госпитализированы в городскую детскую больницу № 1, остальные – в медсанчасть микрорайона. Врачи сообщили, что состояние школьников – средней и легкой тяжести.

Екатеринбург. Школы здесь будут теперь снабжать безртутными градусниками – такое решение было принято после того, как в один день учащиеся двух городских школ разбили у себя ртутные градусники. В первом случае демеркуризацию провели достаточно быстро, так что уже на следующий день опасности для здоровья школьников не было. А вот в другой школе в результате двух “террористических” актов, последовавших один за другим, было в 21 раз превышено пороговое значение паров ртути в воздухе.

Волгоград. Из-за выброса газа на предприятии «Лукойл – Волгограднефтепереработка» произошло самое крупное ЧП. Пострадали 93 человека. Причем из общего количества пострадавших – 87 детей. Большинство из них – учащиеся гимназии № 8 и средней школы № 60. По данным медиков, госпитализированные дети получили легкое отравление, не опасное для их жизни...
А еще волгоградских школьников отравили хлоркой на субботнике...
В одной из школ Тракторозаводского района во время уборки учебного заведения девятиклассникам поручили вынести из кладовки пакеты с хлорной известью. Когда грузили кули на носилки, один упал и порвался, а в воздух поднялось облачко ядовитого порошка. Троих школьников отправили в больницу с признаками отравления – раздражение верхних дыхательных путей, головокружение и т.д. Проводится проверка.
Как отмечает “МК в Волгограде”, никто не имел права привлекать учеников к погрузке хлорной извести.

Омск. Почти 60 школьников отравлены неизвестным газом.
Как сообщает МЧС России, 8 мая в школе села Дурново Омской области 58 человек отравились газом неизвестного происхождения. Все пострадавшие (55 детей и трое взрослых) доставлены в районную больницу, шесть ребят – в состоянии средней тяжести. 48 детей находятся в удовлетворительном состоянии и готовятся к выписке.
Как показали последние события, бытовой безопасностью школы дело не ограничивается. Можно, конечно, подновить здание, установить систему пожарной сигнализации, проводить раз в месяц пожарные тревоги и учебные занятия по химзащите. Но…
На наш взгляд, безопасная школа – это школа, в которой школьнику интереснее учиться, нежели распылять газ из баллончика.
Только такую школу не создашь по министерскому циркуляру. Даже наоборот – в ситуации, когда улучшать состояние школьных зданий приходится на субботниках, рискуя здоровьем детей, когда количество указаний сверху порой превышает количество денег, выделяемых на нужды школы, – каждый министерский циркуляр делает школу все менее безопасной.

Василий КРАЮХИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru