Я ИДУ С УРОКА
ОПЫТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Учителя обычно мало рассказывают
ученикам о себе. Оно вроде бы и правильно: не
стоит лишний раз зацикливать детей на
собственной персоне. А с другой стороны, какие-то
милые, нелепые, смешные, а то и горькие (или даже
страшные) житейские подробности про детские,
школьные, студенческие годы взрослых им узнать
бы не помешало. Ведь это делает школьное обучение
более человечным: не боги горшки обжигают, и у
самых солидных из взрослых, оказывается, тоже
когда-то были и сомнения, и неудачи, и их тоже
когда-то ругали, не принимали, выгоняли. И вот бы
это им рассказать. А не абстрактное «Мы в ваши
годы такими не были» или «В наше время дети себе
такого не позволяли».
Понятно, что хочется дать детям побольше
позитивных примеров. Но тогда уж максимально
конкретных и подробных.
А начнешь поконкретнее и поподробнее – ловишь
себя на хвастовстве: да, мол, были люди в наше
время, и эти люди, выходит, я…
Короче, о себе – как-то несподручно. А если о
других? Например, о своих собственных учителях?..
Случилось так, что недавно каждый из нас, ведущих
этой странички, повстречался со своим бывшим
школьным учителем и узнал массу интересных и
неожиданных подробностей из их жизни. И если бы
нам привелось еще когда-нибудь поработать в
школе, то мы обязательно поделились бы этими
историями со своими учениками.
Может быть, и вы вспомните пару таких историй? А
может быть, даже соберетесь в гости к кому-нибудь
из ваших бывших учителей, с тем чтобы поздравить
их с ближайшим праздником, а заодно и послушать
воспоминания, среди которых могут оказаться
сюжеты ну просто удивительные.
Владимир ЕГОРОВ,
преподаватель электротехники, учитель физики,
астрономии, ныне пенсионер
Мария ГАНЬКИНА
Откуда в луже берутся пузырьки?
История о том, как я стал учителем
физики по-настоящему
В 37-м я остался без родителей. Бабушке
едва хватало пенсии, чтобы меня прокормить. Я
голодный болтался по Москве в поисках
какой-нибудь еды. Местная шпана окрестила меня
Профессором, потому что из-под мышки у меня
всегда торчала какая-нибудь книжка.
Несостоявшийся гуманитарий
С
детства мои интересы лежали в сфере
гуманитарной. Но все идеологические дисциплины
– литература, история, философия – были для меня,
как для члена семьи врагов народа, закрыты. И это
несмотря на то, что я всю войну приклады для
автоматов вытачивал. И при этом умудрился школу
закончить с золотой медалью, которая тогда,
кстати, давала право не сдавать вступительные
экзамены.
В МГУ почитали мою анкету и отказались меня
принимать, в Историко-архивный – тоже. Тогда я
написал отчаянное письмо Сталину.
И вот пришел ответ. В нем было что-то вроде: дети
за родителей не отвечают и податель сей бумаги
имеет право учиться в любом вузе страны. Было уже
30 августа – практически последний день приема
документов.
И вот иду я с этим письмом в кармане, а навстречу
– приятель. Пошли, говорит, в железнодорожный
институт: от дома близко и стипа большая – 40
рублей. А мне было уже, собственно, все равно.
Первые пробы
Потом по роду своей деятельности – а я
был начальником рефрижераторного поезда – мне
пришлось сталкиваться с проблемами
электричества, магнетизма. Меня это
заинтересовало. Но в физике я был полный профан:
ни школа, ни институт ничего мне в этом смысле не
дали.
Поэтому, когда я, женившись, стал думать об
оседлой жизни и в голову мне пришла мысль о
преподавании, то пришлось идти в техникум читать
электричество.
А учителем физики я стал уже когда мы в Грозный
приехали. Вакансий в техникумах не оказалось, вот
тогда мне ничего не оставалось, как идти в школу.
Других возможностей кормить семью у меня просто
не было.
Посмотрела на меня тетечка в гороно и говорит: «У
вас что, железнодорожный институт? А что вы
хотите преподавать?» Я говорю: «Конечно, физику».
Она хмыкнула и говорит: «А как вы будете ее
преподавать?» Я ответил: «Ну уж как-нибудь
справлюсь». И меня отправили в школу, где учились
в основном чеченцы – район такой.
Помню, еще за квартал был слышен дикий ор – это
перемена. На уроках было только чуть лучше.
Впечатления первого же дня: низенький такой
мальчишка-чеченец, задрав голову, кричит
верзиле-физкультурнику: «Я тебе пасть порву!».
Мне показалось, что я попал в клоаку. И не только
потому, что в школе процветал бандитизм (кстати,
главным хулиганом, которого все боялись, там был
десятиклассник Орби Бараев – уж не из тех ли?), а
еще потому, что не меньше процветали вранье,
очковтирательство и процентомания. Все это меня
ужасно огорошило и унизило. Я ушел в другую школу
– в казачьем районе.
Здесь уже была возможность работать. И меня увлек
сам предмет прежде всего. Предмет, который я
слабо понимал, в который я стал вникать и
обнаружил полнейшее непонимание азов. Я,
например, никак не мог понять, как работает
колебательный контур, как вообще происходят все
эти электромагнитные процессы. И прежде всего я
занялся электричеством.
Занимался я не по школьному учебнику – накупил
себе литературы. Поначалу на уроках я только
пересказывал параграфы, сам глубоко предмета не
понимая. По-настоящему я взялся за учебу летом.
Место ведущего физика
А через четыре года случилось вот что.
Мой парень, Сережка Плотников, удачно выступил на
городской олимпиаде, занял второе место по
старшим классам. И в это время ушел ведущий физик
из центральной школы с физико-математическим
уклоном. И городские руководители стали
подыскивать человека на его место. А тут я еще
выступил на каком-то семинаре, ну и, видно,
попался им на глаза. Они пришли ко мне на урок и
предложили занять это место. Место ведущего
физика в городе!
Вот только здесь по-настоящему и началось мое
самообразование. До этого я просто изучал
учебники. Старался запомнить. Решал сравнительно
простые задачи. В общем, особых успехов не было.
Правда, я занимался техническим творчеством –
паял электронные схемы, сделал счетно-решающее
устройство. Но глубины никакой не было. У меня
были сильные, одаренные ребята – Дробышев,
Плотников. Они меня стимулировали, но не в такой
степени. Все же это были единичные случаи…
И вот мне предложили это место. Я воспринял это
очень мучительно, сомневаясь ужасно в своих
силах, потому что образования соответствующего
не было, да и факультет, который я окончил, был
паршивый. За просто так пятерки ставили. Я вон
даже красный диплом получил, а абсолютно все знал
поверхностно.
Мне было уже за сорок, а специальности нет, ничего
толком не знаю. И я решил, что пора. Пришло время
хоть в чем-то по мере сил как следует
разобраться…
Лето с Яворским и Пинским
Семья уехала летом в Ленинград, а я
остался один. Взял я двухтомник Яворского и
Пинского. Это уникальный учебник – прообраз
будущего учебника по физике.
Ведь обычный курс физики в школе построен как? В 7,
8, 9, 10 классах учат классической физике и только в
самом конце дают понятие о теории
относительности, о квантовой механике. А этот –
уникальный учебник, других таких нет.
Они сразу строят систематическое изложение
школьного курса физики с элементами теории
относительности и квантовой механики. И
настолько меня это увлекло и затянуло, что я этот
учебник изучал два месяца.
Я выписал себе все основные формулы, которые мне
нужно знать. Их оказалось более пятисот. Я их все
пронумеровал. Пытался самостоятельно решать уже
олимпиадные задачи.
Помню одну задачку: «На тележку массой М,
движущуюся с постоянной скоростью, положили
кирпичи массой М1 и массой М2. Сколько при этом
выделилось тепла?» Меня потрясла эта задача. Я не
знал, что делать, за что цепляться. Так как я
занимался профессионально только
электричеством, то в механике я был абсолютный
нуль. Это теперь такого типа задачи мои ребята, с
которыми я занимаюсь, щелкают как семечки.
В общем, меня увлекли законы сохранения энергии и
импульса. Я об этом имел самое маленькое
представление. Весь этот учебник я
проштудировал. Мне нужна была теория.
И когда я пришел в эту школу, я уже был более-менее
вооружен. Правда, мне предстояло еще подтягивать
элементы высшей математики – производную,
интеграл, потому что в школьный курс физики уже
вошли элементы матанализа.
Обрушил весь арсенал
Помню, на первом уроке, когда меня
проверяли, я давал какой-то материал по
трансформатору. И директор, сильный физик,
удовлетворительно сказал: «Вот сейчас он возьмет
производную». И я взял. Меня благословили. И вот
только в этой школе я уже по-настоящему стал
учителем.
Мне дали выпускной класс. Помню, что я со своими
познаниями нагнал на них страху. Сразу стал
высоко излагать. Обрушил на них весь накопленный
арсенал. Девицы меня боялись страшно. А ребята
там были умные, грамотные, подлавливали меня. Ну,
задавали всякие коварные вопросы, на которые я
сразу не мог найти ответа. Особенно по теории
относительности. И тогда я решил: школьных уроков
мало – и организовал факультатив по типу
семинара…
Честная тройка
Хорошо помню, как пришла ко мне в класс
одна девочка. Я посмотрел: у нее в аттестате
пятерка по физике за предыдущий класс. Я ее
сначала посадил в средний вариант, и она получила
два по контрольной. На нижнем уровне – тоже два.
Обнаружилось полное неумение решать задачи. А
эта ее пятерка была, видимо, построена на
пересказе параграфа, то есть на механической
памяти.
И – слезы, рыдания. Я говорю: «Ну что, не
получается у тебя пока». И потом я хорошо помню,
как она первый раз сама решила задачку на
контрольной. Она тоже заплакала, но уже от
радости, что наконец-то получила свою честно
заработанную тройку.
Я не преувеличиваю, так и было.
Главная кухня
Поскольку моя школа – ведущая в городе и
в республике, то на мне лежала ответственность
завоевывать призовые места на олимпиадах. И я
создал семинар, где работал с самыми сильными
ребятами. Они приходили со своими задачками.
Кто-то приносит – и мы все решаем.
Это было совершенно свободное, совершенно
неформальное общение. Садились в кружок, и
начиналось обсуждение – самая главная кухня.
Величайшая радость была от общения с этими
умными, одаренными ребятами. Когда мы с ними
разбирали трудные задачи, то вот эта совместная
работа и была самым главным элементом моего
самообразования.
И потом, уже в Москве, когда я встречался с
ребятами, закончившими хорошие московские вузы,
они мне говорили: вот то, что мы на семинарах
разбирали, – это ни с каким институтом
несравнимо по части понимания глубины предмета.
Быть в форме
Сейчас мне 72 года. Я по-прежнему работаю
в школе. Хоть и в московской, но вполне обычной.
Квалификацию, признаться, потихонечку теряю.
Сейчас, когда классы «Г», «Д» и «Ж» – уже
коррекционные практически, то вот что там
происходит с учителями-предметниками? Раньше
ведь не сортировали детей, и поэтому в любом
классе были сильные ребята. И они каким-то
образом держали учителя в форме.
Наличие одного-двух сильных ребят задавало
планку не только во внутреннем отношении учителя
к предмету, но и в отношении к предмету детей. Они
тоже старались как-то к ней подтягиваться.
Умение объяснять
У моей жены в вечерней школе не было
сильных в литературе учеников. Но это не лишало
ее энтузиазма постоянно совершенствоваться в
предмете: читать все новинки литературы, толстые
журналы, новейшие исследования, придумывать для
урока какие-то изюминки, изобретать ходы и пр. И
вот тут, мне кажется, вторая сторона
самосовершенствования.
Допустим, ты понял материал, ты это знаешь. Как
изложить? Как сделать так, чтобы это было понятно
ученикам? И вот здесь, конечно, работа не
прекращается ни в каком классе, ни в какой школе и
ни в каком возрасте.
Это какая-то другая квалификация. Действительно,
как сделать так, чтобы глубины открылись и
слабому, и среднему, и сильному? Моя любимая
манера, например, изложить закон и тут же дать
пример, который, казалось бы, опровергает этот
закон. Создавать парадоксальные ситуации…
Объяснять одно и то же по-разному, разными
словами…
Вообще говорить с аудиторией понятным ей языком
– это абсолютное требование к любому учителю, к
любому интеллигентному человеку. Это приходит со
временем. Это очень трудно.
На День учителя вдруг подходит ко мне девочка,
выпускница, и коробку конфет преподносит. Я
говорю: «Ты что? За что?» Она говорит: «За то, что
вы хорошо объясняете».
Умение объяснять, конечно, связано с
гуманитарной стороной образования учителя.
Сколько я знаю прекрасных физиков – ну не умеют
они объяснять! Дети их не понимают.
А ведь это же еще надо понимать детское
непонимание!
Физик и физик
Есть физик – профессия. А есть другая
профессия – учитель физики. Это разные вещи. У
учителя физики знания в основном, конечно, вширь.
Он должен иметь представление обо всей физике. А
физик – он в своей узкой области специалист. Но
зато какой! Я всегда чувствую свою
несостоятельность как ученого-физика. И
комплексую.
Как, например, объяснить чередование волн
морского прибоя? Почему у них амплитуда
колебания то увеличивается, то уменьшается?
Почему это так? Какова в этом закономерность? Я
этого с ходу объяснить не могу.
Или вот я вижу на море блики. Я чувствую, что это
какое-то оптическое явление. А как его объяснить?
Я не могу толком объяснить радугу. Или вот
пузырьки во время дождя… Если дети спрашивают
откуда – отделываешься. Но вот так, чтобы до
самой сути добраться… Я еще множество вещей
объяснить не могу. И в этом ощущение того, что
надо совершенствоваться без конца.
Физика необъятна. Были такие физики-универсалы,
как Ландау, Мигдал, которые знали все отрасли
физики. А сейчас таких физиков уже нет. Иного
доктора наук чуть в сторону копни – он, может
быть, даже олимпиадные задачки не решит.
Я купил сейчас хорошую книгу – “Сборник
олимпиадных задач”. Литература необъятная.
Нет-нет да и находишь интересную задачку, которую
с удовольствием подкидываешь ребятам. А без
этого скучно просто. Но уже не в такой мере, как
раньше. Такой жажды уже нет.
Эпилог
Я чувствую, что моей работе в общем-то
подходит конец. Если сейчас взять хорошие классы,
то там уже не обойтись без информатики, без
компьютера. А я безграмотный компьютерщик.
Сколько я еще продержусь?
А пока… Пока опыта, который у меня накоплен, мне
все же достаточно для общения с сильными
ребятами. Есть еще порох в пороховницах.
Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|