Я ИДУ С УРОКА
ЭСКИЗЫ КАРАНДАШЕМ
Учителя обычно мало рассказывают
ученикам о себе. Оно вроде бы и правильно: не
стоит лишний раз зацикливать детей на
собственной персоне. А с другой стороны, какие-то
милые, нелепые, смешные, а то и горькие (или даже
страшные) житейские подробности про детские,
школьные, студенческие годы взрослых им узнать
бы не помешало. Ведь это делает школьное обучение
более человечным: не боги горшки обжигают, и у
самых солидных из взрослых, оказывается, тоже
когда-то были и сомнения, и неудачи, и их тоже
когда-то ругали, не принимали, выгоняли. И вот бы
это им рассказать. А не абстрактное «Мы в ваши
годы такими не были» или «В наше время дети себе
такого не позволяли».
Понятно, что хочется дать детям побольше
позитивных примеров. Но тогда уж максимально
конкретных и подробных.
А начнешь поконкретнее и поподробнее – ловишь
себя на хвастовстве: да, мол, были люди в наше
время, и эти люди, выходит, я…
Короче, о себе – как-то несподручно. А если о
других? Например, о своих собственных учителях?..
Случилось так, что недавно каждый из нас, ведущих
этой странички, повстречался со своим бывшим
школьным учителем и узнал массу интересных и
неожиданных подробностей из их жизни. И если бы
нам привелось еще когда-нибудь поработать в
школе, то мы обязательно поделились бы этими
историями со своими учениками.
Может быть, и вы вспомните пару таких историй? А
может быть, даже соберетесь в гости к кому-нибудь
из ваших бывших учителей, с тем чтобы поздравить
их с ближайшим праздником, а заодно и послушать
воспоминания, среди которых могут оказаться
сюжеты ну просто удивительные.
Виктор СОРОКИН,
учитель рисования, черчения, истории искусств,
ныне пенсионер
Вячеслав БУКАТОВ
Тринадцатый билет, или «Все равно
будете пересдавать!»
История о том, как я стал
дипломированным педагогом
Мне 12 лет, братьям – 10, 13 и 14. Еще до войны
к нам в Новозыбков приезжал двоюродный брат и
учил нас, детей, рисовать: “Вот видите, сначала я
рисую яйцо. Если разделить его пополам, будет
линия, где нужно рисовать глазки. Если разделить
нижнюю часть пополам, но уже вертикально, будет
линия носика (одно ловкое движение – и появлялся
носик). А если опять разделить пополам, но уже
горизонтально, будет место для ротика. Если в
верхней части нашего яйца нарисовать красивый
чубчик – будет мальчик. А если с боков добавить
по красивому локону – будет девочка”.
Мы, затаив дыхание, следили за волшебными
превращениями на бумаге. “Можно, – продолжал он,
рисуя новое яйцо, – сделать и птичку”. И тут же
пририсовывал к овалу хвостик и клювик, крылышки и
глазки. Еще тогда я решил: буду художником.
Аж до Берлина
А тут 41-й год. Лето. Мы в деревне. Как-то
ночью я услышал, как в небе ревели самолеты. А
утром объявили, что началась война.
Мы, замерев, сидим перед громкоговорителем:
“Немецкие самолеты сбрасывают бомбы на город
Новозыбков”. А это наша родина! Мы испугались.
Скоро появились немцы – парашютисты-десантники.
Паника. Все бросились кто куда. Я потерял мать,
отца, братьев, пристал к армии и стал отступать
вместе с солдатами. В армии меня приодели,
приобули, я стал похож на солдата. Так, с полком, я
дошел аж до самого Берлина. И даже в Параде Победы
на Красной площади участвовал.
Послевоенные мытарства
И вот после войны приехал в Москву
учиться на художника. А жить-то негде. С едой –
полбеды: зашел в столовую, где всегда давали хлеб
бесплатно. Кто-то не доест – я тихонько поем,
остальное в карманы. А вот спать негде – на
вокзалах гоняли.
Тогда (а было уже часов 12 ночи) я пошел на Красную
площадь, к Ленину. Подхожу к мавзолею и стою. Часа
два стоял. А потом взял и спросил: как мне жить? И
Ленин мне говорит: “Ко мне тебя не пустят. Там,
видишь, сзади – арка (при Хрущеве потом там ГУМ
сделали, а тогда военное ведомство было). Зайди в
арку. Смотри только, чтобы никто тебя не видел.
Вон там по приступочкам поднимись, сядь и спи”. И
вот я зашел за арочку, забился в уголок, натянул
костюм на голову, согнулся, хлебушек пожевал и
заснул... Утром выхожу, говорю: “Спасибо!” И пошел
поступать в Суриковский институт. А там
оказалось, что нужны документы об образовании. А
я ведь не из школы пришел, а прямо с войны…
Прихожу в райком (комсомольский билет я получил
под Берлином в 45-м) – дают комсомольское
направление в шахты 2-бис, Тула. Поехали мы с
ребятами в Сталиногорск под Тулой. Там сдал
экстерном 8 и 9 класс и через три года поехал опять
в Москву учиться на художника.
Поступаю теперь в Строгановку. Короче говоря,
поступил, проучился, закончил. Подошло
распределение – оказалось, что меня собираются
направить в Новосибирск. А я взял и женился. И не
поехал в Новосибирск.
Тогда меня распределили в Москве в 66-й детский
интернат. А в его здании до войны генералы жили.
Вот мы их сады и выкорчевывали. Я там и забор
делал, и деревья сажал, и клумбы вскапывал.
Учительская ставка была, конечно, маленькая.
Говорят: чтобы платить, художественного училища
мало, надо высшее педагогическое. Я говорю: ну
если вам надо педагогическое, оно будет, но через
пять лет. Взял у директора документы и пошел в
Ленинский пединститут на вечерний худграф.
Через тернии – к высшему
педагогическому
Вот заканчиваю я Ленинский. Одной
даме-коммунистке, которая нам читала историю
партии, я не понравился. Она меня на экзаменах и
затормозила. Для госэкзамена по живописи надо
было нарисовать картину. Я писал “Дети войны”.
Эскизы в рисунке, эскизы в масле – все как
положено. Сюжет выбрал такой: на крыше сидят
мальчики с противогазами и щипцами. Немцы
бомбить прилетали, но наши им задали жару. Один
самолет уже подбит и пикирует. И сбоку я
нарисовал церковь.
Так дама-коммунистка прицепилась: уберите
церковь, она в этой картине лишняя. И хоть церковь
я убрал, пятерку мне не поставили. Дама настояла
на четверке. Политика есть политика.
Через два-три дня надо было сдавать теорию. Вхожу
в аудиторию, а она стол, за которым мне
готовиться, взяла и перевернула – чтобы
шпаргалками не пользовался.
Подхожу к преподавательскому столу. Руку положил
на билеты и думаю: “Раз вы парту перевернули, я
сейчас возьму 13-й». Я его, как мне тогда казалось,
знал. Вынимаю. 13-й. Она говорит: “Берите второй»
(На выпускном экзамене нужно было по двум теориям
билеты тянуть: один – по гуманитарным, другой –
по живописным предметам). Я ей в ответ: “А я и
здесь 13-й возьму!” – И вынимаю 13-й. Они обалдели.
Сажусь готовиться. У меня шпаргалки кругом, во
всех мыслимых и немыслимых местах. Без шпаргалок
– это не студент. А как их вытащишь? Ну, думаю, по
искусству я все знаю на высшем уровне. А вот про
интернационалы – забыл. Начну с искусства.
По истории искусств все ответил, а на
интернационалах – заклинило. И никак. Тогда я
говорю комиссии: “Я знаю и предыдущий вопрос, и
следующий. А вот именно этот – не знаю: вас ведь (и
смотрю на нее в упор) на том уроке не было”. “Как
не было?” И мне опять повезло. “Я сейчас
проверю”, – и открывает свою книгу. Смотрит –
болела. И со злостью так говорит: «Все равно
будете пересдавать», – и велела приходить на
экзамен с периферийными ребятами. А те должны
были съехаться аж через два месяца. Пришлось
ждать. Заодно подготовился. Но она все равно
поставила 4.
С дипломом тоже помытарили. «Все, уезжайте – по
распределению!» Я говорю: “Никуда я не поеду. У
меня дочь родилась”. – “Принеси паспорт,
свидетельство”. А диплом не отдают. Я приношу
свидетельство, приношу паспорт. Они говорят: «А
где родители?» Я пошел в министерство по культуре
– это где Большой театр. Пришел к замминистра,
говорю: «Меня замучили, отца не могу найти». И он
написал на моем заявлении красным цветом:
“Участник войны. Кончил Строгановское училище.
Детдомовец”. И расписался: “Выдать диплом”.
Прихожу с дипломом к директору интерната и
говорю: «Вы мне за эти пять лет не заплатите?» –
«Нет, не заплатим. Но зато будем платить тебе в
два раза больше». И действительно стали платить
больше. И я уже больше не подрабатывал ни в доме
престарелых, ни в крематории, что по соседству с
интернатом.
Как мне Белка и Стрелка помогли
Потом мне дали уже как дипломированному
педагогу отдельную комнату. И перешел я работать
в другую школу, поближе к дому. Преподавал
рисование, черчение, историю искусств. Все было
прекрасно. И на одном из уроков я как-то сказал
ученикам, – а был это 59-й год, – что люди
обязательно полетят в космос и будут жить на всех
планетах. Кто-то похихикал и забыл. А кто-то взял
сказал папе. А папы были разные. Были среди них и
большие люди. И что вы думаете? Вызвали меня в КГБ.
А я был прямой человек. Всегда говорил правду.
Ничего не боялся. Ну меня за пропаганду – на
комиссию. “Говорил про космос?” – “Говорил”.
Пришлось положить на стол партийный,
комсомольский, путевки все и 17 сталинских грамот.
Положил и сказал: “Вы извините меня, но ОНИ
полетят. И будут там гулять, пить и веселиться!”
Стали листать документы. Я говорю: “Все заберите,
но вот этот комсомольский билет, который я
получил под Берлином, не отдам! И путевки отдам, и
партбилет отдам! А вот комсомольский не отдам. Не
вы мне его давали. Мне его Жуков на фронте
вручал!” А они мне – руки ломать. Все отобрали, но
комсомольский я как зажал в кулаке, так никто
разжать и не смог. Он у меня до сих пор дома
хранится – весь помятый с тех пор.
В школе мне говорят, что за пропаганду можно и
схлопотать. И тут как раз Стрелка и Белка помогли
– улетели в космос. Ага – моя взяла! Но я к ним не
иду, а работаю в школе как ни в чем не бывало. И они
не звонят.
А потом в 61-м улетел Гагарин (если б не улетел, мне
запросто могли бы намотать катушку). И тут звонок:
– Вас беспокоят из КГБ. Вы были у нас?
– Был. Но я не провинился ни в чем.
– Зайдите, возьмите партийный билет.
– Почему?
– Вы что, не знаете? Гагарин уже в космосе.
– Ну и что?
– А помните, вы говорили, что люди будут жить на
всех планетах. Приходите за партбилетом.
Но я не пошел.
Если честно, то я желал им зла. И злом для них в
конце концов стала демократия. Вместо КПСС.
Чего только в жизни не бывает…
Рисунки Евгении ДВОСКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|