Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ 
 

Светлана КИРИЛЛОВА

Российская школа. Экспортный вариант

Российская система образования отнюдь не является маргинальной. Она решает те же задачи, что и ее собратья в развитых странах. Одна из этих задач – выйти за пределы своей языковой среды, вовлечь тысячи людей во всем мире в процесс обучения. Удастся ли это нашей школе?

«Сделан первый шаг в деле экспорта российского школьного образования», – недавно заявил заместитель министра образования Никита Банцекин. Первые заявки на обучение детей в российской школе уже поступили из Израиля, Греции, Германии и США. Министерство образования РФ надеется, что со временем Россия сможет встать в один ряд с такими признанными во всем мире экспортерами школьного образования, как США и Австралия.

Первыми странами, экспортирующими свое школьное образование, стали Великобритания и Швейцария. Ежегодно 1300 аккредитованных британских частных школ набирают со всего света детей и подростков от 8 до 16 лет, чьи родители могут выложить за учебу от 15 до 30 тысяч долларов в год. Еще более дорогие (до 50 тысяч долларов в год) детские сады и школы-пансионы в Швейцарии с девятнадцатого века являются одной из доходных статей этой и без того богатой страны. Позднее к странам-экспортерам школьного образования присоединились США и Австралия. Международная обстановка не вызывает у большинства россиян желания отправить детей на учебу в США (хотя там можно найти школу от 5–7 тысяч долларов за учебный год). Поэтому теперь Австралия активно продвигает на российский рынок свои школы: каждый месяц в посольстве Австралии проводятся семинары по образованию. Некоторые эксперты (разумеется, живущие в крупных городах и регулярно посещающие образовательные выставки) заговорили об «экспансии» зарубежного образования в Россию.

А что же в самой России?
До начала 90-х вся отечественная система образования была представлена за границей только школами, находящимися в ведении Министерства иностранных дел. Их было не более сотни, в каждой насчитывалось по 50–70 детей. Некоторые из них были откровенно малокомплектными и дорого обходились МИДу.
После распада СССР прибавилась еще одна проблема: тысячи русскоязычных школ оказались разбросанными за границей. На сегодняшний день не меньше 300 тысяч выпускников из стран СНГ и Балтии хотели бы продолжить обучение в вузах России. Разные мотивы подталкивают их к этому. Одни хотят получить после учебы российское гражданство и остаться жить и работать в России. Других (это касается не только этнических русских, но и детей местной элиты) привлекает высокий уровень российского высшего образования, которое позволит им в дальнейшем занять не худшее место в своей стране.
Но на пути к высшему образованию в России существовало множество препятствий.
Из них первое и главное – невозможность получить полноценное образование в зарубежной русскоязычной школе.

Идеологический терроризм

После распада СССР многие русские учителя вынуждены были покинуть страны СНГ и Балтии. Результат не заставил себя ждать: большинство русскоязычных школ ближнего зарубежья плохо укомплектовано учительскими кадрами. А еще хуже – учебниками. В странах бывшего СССР учебник истории, написанный «чужаками», считается не менее опасным, чем вооруженные сепаратисты. Всякая попытка легально ввезти учебники российской истории из России пресекалась бывшими братьями по Союзу на корню: особенно прославилась Латвия, рассматривавшая задержание на таможне партии российских учебников как
ЧП международного масштаба.
Вскоре после распада СССР в обиходе появилось понятие «контрабандный учебник». Киргизия и Туркменистан, например, решили официально отказаться от неудобного идеологического продукта, но некоторые чиновники все же смотрели на его массовый завоз сквозь пальцы. Определенные круги от этого выиграли: известно, что к 1995 году на частном провозе в Киргизию российских учебников было сделано несколько состояний.
В начале 90-х Министерство образования внесло в официальные соглашения с министерствами образования стран бывшего СССР особый пункт: наименования и количество экземпляров учебников по разным дисциплинам, которые могут беспрепятственно пересекать границы. Результат соглашения оказался убийственным: не учебники из России стали приходить в другую страну, а русскоязычные школы за рубежом – закрываться. Преподавание в них могло по-прежнему вестись по-русски. Но они теряли главное – статус русскоязычной школы, а следовательно, право на заказ учебников из России.
Программу учебниковой помощи странам СНГ и Балтии Министерству образования РФ пришлось ограничить из-за… отсутствия официального спроса на изложение отечественной истории (требования частных лиц, понятно, не в счет).
«Это – геноцид по отношению к русским школам в СНГ», – признался директор 548-й московской школы Ефим Рачевский.
Почти 6 миллионов русских детей и почти 300 тысяч потенциальных абитуриентов российских вузов в странах СНГ и Балтии оказались отсеченными от российского образования.

Царицынская революция

Теперь в обучении россиян за рубежом наблюдается классическая революционная ситуация. Одни не хотят, другие не могут.
За много лет Российская Федерация так и не могла решить проблему российских учебников истории в странах СНГ.
Требовалось добиться разрешения на ввоз этих учебников, заплатить за перевозку (а денег у соотечественников не было и нет). Что хуже всего – денег нет и у Российской Федерации.
Директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков: «Каждое государство теми или иными методами – не будем обсуждать, насколько они правомерны, – стремится защитить себя от завоза учебников по идеологическому предмету. В данном случае – учебников истории России, пробуждающих у детей на чужбине патриотические чувства. Я считаю неправильным забрасывать в страну СНГ учебники российской истории. При этом я убежден, что дети соотечественников должны знать родную культуру и историю. Можно подумать над созданием особых учебников истории для россиян, живущих в странах бывшего СССР. Но такого еще никто никогда не делал. Это очень дорогой проект. Государство должно решить, готово ли финансировать его».
Проект так и не был осуществлен. Наступила революция. Мы должны поблагодарить за нее Интернет.
В 1996 году к директору 548-й московской школы (образовательный центр «Царицыно») Ефиму Рачевскому пришли расстроенные родители. Они уезжали на работу в Индию и увозили с собой дочь-школьницу. Родители выяснили, что русская школа, которую им могло предоставить посольство, была слабой.
«Мы начали через Интернет учить уехавшую девочку, – рассказывает Рачевский. – Потом рискнули по той же методике учить двух детей с церебральным параличом. Результаты были успешные. Тогда путем отбора мы зачислили на дистанционное обучение в нашей школе семь человек из Узбекистана, Казахстана и Латвии. Наша школа уже выдала шесть аттестатов детям из этих стран. Заявок поступает все больше. И в этом году мы будем работать с Эстонией, Молдавией, Узбекистаном, Казахстаном. Министерство образования разослало письмо в страны СНГ, чтобы нашему проекту оказали поддержку».
Официальных международных договоров со странами СНГ и Балтии на интернет-обучение русскоязычных детей пока не заключено. Договор со школой заключают сами родители. Подросток старше 14 лет вправе сам подать заявку на интернет-обучение в «Царицыне».
Пока учиться можно бесплатно. Грант на интернет-эксперимент школа Рачевского получила от Департамента международного сотрудничества правительства Москвы. Тот же департамент передал школе фамилии детей, которые, живя в ближнем зарубежье, хотели бы учиться по российской программе.
Взять всех желающих учителя не могли – чтобы не допустить девальвации аттестата 548-й школы.
Соискатели на престижный российский аттестат прошли тщательный интернет-отбор. Сначала школа Рачевского планировала отправить аттестационную комиссию в страны СНГ. Отдел общего образования Министерства образования РФ уточнил, что получить российский аттестат может лишь тот ребенок, который сдал выпускные экзамены в одной из школ России.
Пришлось внести коррективы в проект: соискателям российского аттестата придется для сдачи выпускных экзаменов приехать в Россию.
Это будет непросто сделать. Русские из стран СНГ и Балтии не принадлежат к местным элитам. В школе Рачевского учатся зарубежные дети инженерно-технических работников. Директор уже договорился с коллегами: весной ребята из Казахстана приедут сдавать экзамены в Самару. Так ближе.
«Полгода назад на заседании РОСРО говорили, что РФ становится предметом импорта образования. Идет реальная жесткая экспансия европейского образования в РФ, – говорит Рачевский. – Наша программа – единственное, что мы можем противопоставить ей».

Диск-учитель

Кто поможет получить через Интернет аттестат о российском образовании?
Во-первых, это учителя 548-й школы «Царицыно» и виртуальной Открытой русской школы. Именно они составили программы, предложили методики и отобрали учебники, по которым дети из разных стран смогут проходить дистанционный экстернат. Ефим Лазаревич Рачевский не скрывает, что многое в этих программах субъективно. Его учителя решили, что надо отобрать именно эти учебники. Министерство образования РФ в отбор не вмешивалось. Но ведь не они эксперимент оплачивали.
А дальше – все материалы были перенесены на особый диск, разработанный в Открытой русской школе.
«Ученик, поступающий в школу дистанционного обучения, получает пароль, чтобы зайти на наш сайт, – рассказывает директор Открытой русской школы Сергей Басманов. – И наш диск. На диске – материалы большого количества учебников. Мы ограничились школьными программами выпускного класса российской школы, исходя из Положения об итоговой аттестации (для нее надо сдать не больше шести и не меньше пяти экзаменов). Для диска отобрано семь предметов выпускного класса: русский и литература, алгебра, физика, химия, биология, российская история (которой дети в странах СНГ и Балтии вообще не проходят) и обществознание. Из них ребенок выбирает пять предметов. Учебно-методический комплект для диска подобрали учителя 548-й школы. Отвечая на вопросы заданий, ребенок должен не только правильно ответить, но и дать объяснения, почему, к примеру, Волга впадает в Каспийское море. Варианты ответов тщательно продуманы, чтобы учителя знали, по каким причинам ребенок ответил именно так, а не иначе. На диске записана также вся художественная литература по программе средней школы. Иногда за рубежом эти книги – Пушкина, Гоголя или Толстого – очень непросто найти на русском языке. Как проходит обучение? Ребенок делает задание, отвечает на вопросы. По результату конкретного занятия создается файл, который следует отправить в Москву по электронной почте. Если домашний компьютер ученика не подключен к Интернету, можно отправить этот файл из интернет-кафе или с работы родителей. На нашем сайте www.vetka.ru находится также дневник ученика, журнал учителя, из которого интернет-педагог узнает, сколько у него учеников, как каждый из них учится. В нашей виртуальной школе действует даже виртуальный завуч. Только учитесь!»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru