ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПАРАЛЛЕЛЬ
Российская школа. Экспортный
вариант
Российская система образования отнюдь
не является маргинальной. Она решает те же
задачи, что и ее собратья в развитых странах. Одна
из этих задач – выйти за пределы своей языковой
среды, вовлечь тысячи людей во всем мире в
процесс обучения. Удастся ли это нашей школе?
«Сделан первый шаг в деле экспорта
российского школьного образования», – недавно
заявил заместитель министра образования Никита
Банцекин. Первые заявки на обучение детей в
российской школе уже поступили из Израиля,
Греции, Германии и США. Министерство образования
РФ надеется, что со временем Россия сможет встать
в один ряд с такими признанными во всем мире
экспортерами школьного образования, как США и
Австралия.
Первыми странами, экспортирующими свое школьное
образование, стали Великобритания и Швейцария.
Ежегодно 1300 аккредитованных британских частных
школ набирают со всего света детей и подростков
от 8 до 16 лет, чьи родители могут выложить за учебу
от 15 до 30 тысяч долларов в год. Еще более дорогие
(до 50 тысяч долларов в год) детские сады и
школы-пансионы в Швейцарии с девятнадцатого века
являются одной из доходных статей этой и без того
богатой страны. Позднее к странам-экспортерам
школьного образования присоединились США и
Австралия. Международная обстановка не вызывает
у большинства россиян желания отправить детей на
учебу в США (хотя там можно найти школу от 5–7
тысяч долларов за учебный год). Поэтому теперь
Австралия активно продвигает на российский
рынок свои школы: каждый месяц в посольстве
Австралии проводятся семинары по образованию.
Некоторые эксперты (разумеется, живущие в
крупных городах и регулярно посещающие
образовательные выставки) заговорили об
«экспансии» зарубежного образования в Россию.
А что же в самой России?
До начала 90-х вся отечественная система
образования была представлена за границей
только школами, находящимися в ведении
Министерства иностранных дел. Их было не более
сотни, в каждой насчитывалось по 50–70 детей.
Некоторые из них были откровенно
малокомплектными и дорого обходились МИДу.
После распада СССР прибавилась еще одна
проблема: тысячи русскоязычных школ оказались
разбросанными за границей. На сегодняшний день
не меньше 300 тысяч выпускников из стран СНГ и
Балтии хотели бы продолжить обучение в вузах
России. Разные мотивы подталкивают их к этому.
Одни хотят получить после учебы российское
гражданство и остаться жить и работать в России.
Других (это касается не только этнических
русских, но и детей местной элиты) привлекает
высокий уровень российского высшего
образования, которое позволит им в дальнейшем
занять не худшее место в своей стране.
Но на пути к высшему образованию в России
существовало множество препятствий.
Из них первое и главное – невозможность получить
полноценное образование в зарубежной
русскоязычной школе.
Идеологический терроризм
После распада СССР многие русские
учителя вынуждены были покинуть страны СНГ и
Балтии. Результат не заставил себя ждать:
большинство русскоязычных школ ближнего
зарубежья плохо укомплектовано учительскими
кадрами. А еще хуже – учебниками. В странах
бывшего СССР учебник истории, написанный
«чужаками», считается не менее опасным, чем
вооруженные сепаратисты. Всякая попытка
легально ввезти учебники российской истории из
России пресекалась бывшими братьями по Союзу на
корню: особенно прославилась Латвия,
рассматривавшая задержание на таможне партии
российских учебников как
ЧП международного масштаба.
Вскоре после распада СССР в обиходе появилось
понятие «контрабандный учебник». Киргизия и
Туркменистан, например, решили официально
отказаться от неудобного идеологического
продукта, но некоторые чиновники все же смотрели
на его массовый завоз сквозь пальцы.
Определенные круги от этого выиграли: известно,
что к 1995 году на частном провозе в Киргизию
российских учебников было сделано несколько
состояний.
В начале 90-х Министерство образования внесло в
официальные соглашения с министерствами
образования стран бывшего СССР особый пункт:
наименования и количество экземпляров учебников
по разным дисциплинам, которые могут
беспрепятственно пересекать границы. Результат
соглашения оказался убийственным: не учебники из
России стали приходить в другую страну, а
русскоязычные школы за рубежом – закрываться.
Преподавание в них могло по-прежнему вестись
по-русски. Но они теряли главное – статус
русскоязычной школы, а следовательно, право на
заказ учебников из России.
Программу учебниковой помощи странам СНГ и
Балтии Министерству образования РФ пришлось
ограничить из-за… отсутствия официального
спроса на изложение отечественной истории
(требования частных лиц, понятно, не в счет).
«Это – геноцид по отношению к русским школам в
СНГ», – признался директор 548-й московской школы
Ефим Рачевский.
Почти 6 миллионов русских детей и почти 300 тысяч
потенциальных абитуриентов российских вузов в
странах СНГ и Балтии оказались отсеченными от
российского образования.
Царицынская революция
Теперь в обучении россиян за рубежом
наблюдается классическая революционная
ситуация. Одни не хотят, другие не могут.
За много лет Российская Федерация так и не могла
решить проблему российских учебников истории в
странах СНГ.
Требовалось добиться разрешения на ввоз этих
учебников, заплатить за перевозку (а денег у
соотечественников не было и нет). Что хуже всего
– денег нет и у Российской Федерации.
Директор издательства «Просвещение» Александр
Кондаков: «Каждое государство теми или иными
методами – не будем обсуждать, насколько они
правомерны, – стремится защитить себя от завоза
учебников по идеологическому предмету. В данном
случае – учебников истории России, пробуждающих
у детей на чужбине патриотические чувства. Я
считаю неправильным забрасывать в страну СНГ
учебники российской истории. При этом я убежден,
что дети соотечественников должны знать родную
культуру и историю. Можно подумать над созданием
особых учебников истории для россиян, живущих в
странах бывшего СССР. Но такого еще никто никогда
не делал. Это очень дорогой проект. Государство
должно решить, готово ли финансировать его».
Проект так и не был осуществлен. Наступила
революция. Мы должны поблагодарить за нее
Интернет.
В 1996 году к директору 548-й московской школы
(образовательный центр «Царицыно») Ефиму
Рачевскому пришли расстроенные родители. Они
уезжали на работу в Индию и увозили с собой
дочь-школьницу. Родители выяснили, что русская
школа, которую им могло предоставить посольство,
была слабой.
«Мы начали через Интернет учить уехавшую
девочку, – рассказывает Рачевский. – Потом
рискнули по той же методике учить двух детей с
церебральным параличом. Результаты были
успешные. Тогда путем отбора мы зачислили на
дистанционное обучение в нашей школе семь
человек из Узбекистана, Казахстана и Латвии. Наша
школа уже выдала шесть аттестатов детям из этих
стран. Заявок поступает все больше. И в этом году
мы будем работать с Эстонией, Молдавией,
Узбекистаном, Казахстаном. Министерство
образования разослало письмо в страны СНГ, чтобы
нашему проекту оказали поддержку».
Официальных международных договоров со странами
СНГ и Балтии на интернет-обучение русскоязычных
детей пока не заключено. Договор со школой
заключают сами родители. Подросток старше 14 лет
вправе сам подать заявку на интернет-обучение в
«Царицыне».
Пока учиться можно бесплатно. Грант на
интернет-эксперимент школа Рачевского получила
от Департамента международного сотрудничества
правительства Москвы. Тот же департамент передал
школе фамилии детей, которые, живя в ближнем
зарубежье, хотели бы учиться по российской
программе.
Взять всех желающих учителя не могли – чтобы не
допустить девальвации аттестата 548-й школы.
Соискатели на престижный российский аттестат
прошли тщательный интернет-отбор. Сначала школа
Рачевского планировала отправить
аттестационную комиссию в страны СНГ. Отдел
общего образования Министерства образования РФ
уточнил, что получить российский аттестат может
лишь тот ребенок, который сдал выпускные
экзамены в одной из школ России.
Пришлось внести коррективы в проект: соискателям
российского аттестата придется для сдачи
выпускных экзаменов приехать в Россию.
Это будет непросто сделать. Русские из стран СНГ
и Балтии не принадлежат к местным элитам. В школе
Рачевского учатся зарубежные дети
инженерно-технических работников. Директор уже
договорился с коллегами: весной ребята из
Казахстана приедут сдавать экзамены в Самару.
Так ближе.
«Полгода назад на заседании РОСРО говорили, что
РФ становится предметом импорта образования.
Идет реальная жесткая экспансия европейского
образования в РФ, – говорит Рачевский. – Наша
программа – единственное, что мы можем
противопоставить ей».
Диск-учитель
Кто поможет получить через Интернет
аттестат о российском образовании?
Во-первых, это учителя 548-й школы «Царицыно» и
виртуальной Открытой русской школы. Именно они
составили программы, предложили методики и
отобрали учебники, по которым дети из разных
стран смогут проходить дистанционный экстернат.
Ефим Лазаревич Рачевский не скрывает, что многое
в этих программах субъективно. Его учителя
решили, что надо отобрать именно эти учебники.
Министерство образования РФ в отбор не
вмешивалось. Но ведь не они эксперимент
оплачивали.
А дальше – все материалы были перенесены на
особый диск, разработанный в Открытой русской
школе.
«Ученик, поступающий в школу дистанционного
обучения, получает пароль, чтобы зайти на наш
сайт, – рассказывает директор Открытой русской
школы Сергей Басманов. – И наш диск. На диске –
материалы большого количества учебников. Мы
ограничились школьными программами выпускного
класса российской школы, исходя из Положения об
итоговой аттестации (для нее надо сдать не больше
шести и не меньше пяти экзаменов). Для диска
отобрано семь предметов выпускного класса:
русский и литература, алгебра, физика, химия,
биология, российская история (которой дети в
странах СНГ и Балтии вообще не проходят) и
обществознание. Из них ребенок выбирает пять
предметов. Учебно-методический комплект для
диска подобрали учителя 548-й школы. Отвечая на
вопросы заданий, ребенок должен не только
правильно ответить, но и дать объяснения, почему,
к примеру, Волга впадает в Каспийское море.
Варианты ответов тщательно продуманы, чтобы
учителя знали, по каким причинам ребенок ответил
именно так, а не иначе. На диске записана также
вся художественная литература по программе
средней школы. Иногда за рубежом эти книги –
Пушкина, Гоголя или Толстого – очень непросто
найти на русском языке. Как проходит обучение?
Ребенок делает задание, отвечает на вопросы. По
результату конкретного занятия создается файл,
который следует отправить в Москву по
электронной почте. Если домашний компьютер
ученика не подключен к Интернету, можно
отправить этот файл из интернет-кафе или с работы
родителей. На нашем сайте www.vetka.ru находится также
дневник ученика, журнал учителя, из которого
интернет-педагог узнает, сколько у него учеников,
как каждый из них учится. В нашей виртуальной
школе действует даже виртуальный завуч. Только
учитесь!»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|