Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ 
 

Борис ФИЛИППОВ

Черно-белый мир

Его легче всего тиражировать, и в нем труднее всего обрести гармонию. Что может сделать школа, чтобы ребенок не боялся противоречий в истории и в жизни?

– Сегодня у детей появляется чувство тревоги, страха перед будущим. Как разговаривать с детьми о современных политических событиях, чтобы не пугать их еще больше? Может, школе вовсе этой темы не касаться, заниматься своей программой?
– Сегодня мы все – взрослые и дети – оказались в чрезвычайно насыщенном информационном пространстве, в котором, как кажется, СМИ ставят цель все время поддерживать общество в состоянии, близком к истерии. Эта атмосфера ожидания «плохих вестей» (не только внешнеполитических) не может не отразиться на состоянии школьников. В этой ситуации школа больше не является источником ни знаний, ни информации о мире, ни, что самое прискорбное, местом, где учат осмысленному отношению к информации. Не только наши школьники, но и сами учителя дезориентированы в этом потоке информации. Учителя должны научить своих подопечных трезво относиться к распространяемой СМИ информации: отличать главное от несущественного. Но вопрос в том, умеют ли сами учителя это делать.
Черно-белое видение мира: друг – враг, «за» или «против», неспособность увидеть спектр мнений и позиций, а с другой стороны, полнейшее равнодушие к происходящему – все это наследие советской эпохи. Проблема осложняется еще и тем, что именно такое восприятие мира в большинстве случаев воспитывается у ребенка в семье. Основанное на черно-белом видении действие школы и семьи в унисон провоцирует детские страхи. Попытка разрушить этот симбиоз чревата семейным конфликтом (время самоопределения подростка). А школа не имеет права создавать конфликтные ситуации в семье.

– Как из этого выйти?
– Может быть, задача школы – научить ребенка понимать возможность того, что бывают ситуации, в которых «обе хуже», как сказала булгаковская Маргарита, наблюдая за скандалом на коммунальной кухне.
Сегодня мы (школа, СМИ) оперируем терминами, значение которых понимаем весьма поверхностно и столь же приблизительно объясняем детям. Например, такой ходовой термин – демократия. Большинство уверены, что выборные органы, разделение ветвей власти, всеобщее право голоса – это и есть демократия. А между тем, как свидетельствует опыт (в том числе и наш), все эти институты можно легко и быстро построить, только в них может не найтись места человеку. Существует другое понимание демократии не как «системы институтов», а как «образа жизни», позволяющего наиболее полную самореализацию личности. И построение так понимаемой демократии – долгий и сложный процесс.
На этом пути выхода из одной системы и построения другой есть положительный опыт. Например, в отличие от нас Польша после падения социалистической системы не развалилась, не разрушила свои силовые структуры и государственные институты, а приступила к сознательной их трансформации. Одним из средств на этом пути стал «ликбез», разъяснение обществу ключевых понятий жизни взятого за образец западного демократического общества. Любая проблема иллюстрировалась примерами (можно сказать, притчами) из 5–7 стран Европы. И граждане понимали суть происходящего, и на смену естественной тревоге приходило видение конкретной перспективы. У нас, к примеру, в Думе спорили о путях развития (немецкий, шведский) и хоть бы в одной газете или журнале было рассказано, о чем идет речь. То же самое и в школе. Ребятам предлагается набор терминов из западных учебников или словарей. Но там ребята живут в этом обществе, и им не надо объяснять, а нам-то необходимо.
В нашей ситуации эту просветительскую миссию приходится брать на себя школе, учителю. А он и сам не всегда понимает значение этих ставших расхожими терминов из учебников по обществоведению.
Школа живет, не обращая внимания на происходящие перемены. Высокое школьное начальство спорит о методах, формах, стандартах образования, не обращая внимания на его содержание. Чем старательнее учителя пересказывают учебники, тем чаще хорошие ученики переходят на экстернат. Учебники можно прочесть и дома, а освобожденное таким образом время потратить на более важное. Пересказы – это из прошлого системы образования. Сегодня необходим диалог учителя с учениками. Прежде всего это касается проблем современных, жгучих.

– В последнее время на учителей обрушился град вопросов по войне в Ираке. Что должен делать учитель? Пересказать информацию из последней виденной им телепередачи? Дать возможность выплеснуть эмоции и страхи? Или провести самостоятельное исследование?
– Ученик должен знать: хочешь понять, ищи сам. Только собственный труд под руководством учителя и возможность серьезного обсуждения могут принести желанный результат. Труд – это работа с умными книгами, а не обращение к «авторитетным источникам». Я не против авторитетных источников. Просто они у нас из прошлой эпохи. Но однажды взяв на себя труд ответить на какой-то принципиальный вопрос, ученик включается в интересный и важный процесс размышлений о судьбе страны, мира, начинает осознавать важность традиции, истории, человеческих отношений.
Один из последних уроков я посвятил обсуждению «проблемы вины» человека, выполнявшего приказ «преступного государства». Речь идет о статье (1967) известного немецкого философа К.Ясперса «Проблема вины», вины немцев за преступления, совершенные гитлеровской Германией. Сегодня произошла очередная смена поколений. Большинство сегодняшних немцев – внуки тех, о ком говорил Ясперс. К ужасу старшего поколения соседних стран, они не хотят слышать о «немецкой вине». Более того, они готовы рассуждать о страданиях гражданского населения Дрездена во время английских бомбежек (количество жертв сопоставимо с жертвами Хиросимы). Или о жертвах с «Густлоффа», на котором вместе с солдатами вывозили гражданское население из осажденного советскими войсками Кенигсберга. Он был потоплен советской подлодкой капитана Маринеско. К такому обороту разговора с немцами не готова ни одна страна. Россия пока на эту проблему не реагирует. Я предложил своим десятиклассникам подумать над «проблемой вины» и дома написать доклад. Затем состоялась дискуссия в классе. Очень интересная. Разумеется, разговор еще не окончен.
И еще одно. Все эти разговоры на уроке об Ираке, США и «проблеме вины» происходят в ущерб программе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru