УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Четыре шага от наблюдателя до
современника
Как говорить с детьми об истории, про
которую еще не написаны учебники?
Стоит ли обсуждать с детьми на уроках
современные политические события, отрывая время
от учебной программы? Конечно, если ребята сами
попросят, не раньше. Ученики обязательно заведут
разговор о том, что бурно обсуждают вокруг них
все взрослые.
Зачем поддерживать этот разговор? Прежде всего
чтобы у подростков сформировалось личностное
восприятие, ощущение причастности к миру.
Здесь перед детьми открывается многовариантное
будущее, о котором еще не написаны учебники. И не
учитель определяет, насколько правилен ответ, –
жизнь оценивает точность решения, степень
понимания условий задачи.
Ребятам приходится обращаться к каким-то
источникам в поисках фактов, доказательств. И это
здорово! У них появится хотя бы представление о
том, чем отличаются разные каналы и газеты, как
можно извлечь полезную информацию из текстов
политических комментаторов. Появится привычка
не принимать на веру все, что предлагают средства
массовой информации, критически относиться к
потоку сообщений, формировать собственную
позицию.
Польза разговоров в классе на политические темы
вроде бы понятна. Только как это делать?
Самое главное правило – не говорить оценочно, не
давать волю эмоциям.
Первый шаг – зафиксировать факты, отделить их от
любых интерпретаций, толкований. Берем разные
источники информации, понимая идеологию каждого,
стараемся описать ход событий. Что было на самом
деле? В какой последовательности?
Второй шаг – задаем поле возможных версий по
поводу происходящего, пытаемся увидеть
структуру интересов разных сторон конфликта и
как эти интересы влияют на поведение участников.
Третий шаг – наконец-то можно оценить событие.
Любая оценка опирается на личную систему
ценностей, но теперь она уже находится в ряду
других, столь же правомочных. Ведь у каждого свое
мнение, свои интересы. И ребенок понимает, почему
его сосед по парте или руководитель иностранной
державы оценивают конфликт иначе, чем он сам.
Эмоции не исчезнут, но понимание – сильный
сдерживающий фактор. И пацифист, противник
всяческого насилия, видит, что сторонник войны
совсем не негодяй, просто он уважает силу в
решении серьезных вопросов. Не соглашаясь с
оппонентом, ребенок учится сопереживать чужим
эмоциям, чужой правде.
Четвертый шаг – прогноз. Я жду от будущего не
исполнения моих желаний, а объективных следствий
сегодняшних поступков. Так дети учатся отделять
мечты от реальности.
И последнее – о позиции педагога. Особенно
уважаемого, влиятельного, того, кому доверяют. Не
будем спешить с изложением собственного мнения.
Иначе мы рискуем вместо честного исследования
дать очередной урок пропаганды, урок подавления
личности. Пусть сначала выскажутся ученики,
определятся в своих взглядах. Даже если они
отличаются от мнения учителя. Это трудно: внутри
себя учиться осмыслять чужие правды. А кто обещал
легкую жизнь?
Естественно, подобные развернутые обсуждения
общественных проблем случаются не часто. Но они
дают опыт, способ анализа событий, возможность
аналогичным образом исследовать какую-то новую
проблему уже самостоятельно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|