Пятьдесят восемь лет назад наша страна
вернулась с войны. Она возвращалась в теплушках,
на подводах, пешком, шаг за шагом приближаясь к
самой себе, к своему дому. Но это был уже другой
дом, другая Россия, в которой вся жизнь на многие
годы, а может быть, и века теперь будет разделена
словами: “до войны” и “после войны”.
И один из тех, кто спас нас, живущих “после”,
может быть, смотрел вдаль из теплушки, мечтая о
том, какой станет жизнь через пятьдесят восемь
лет...
Каждый год мы отмечаем День победы, но для этого
праздника не нужно красивых слов. Постараемся
просто помнить этот взгляд. Чтобы в конце концов
сделать нашу жизнь такой, какой ее видел тот
солдат, прошедший через войну.
Марк МАЛЕР,
учитель истории
Москва
...Мир, где живет надежда, – это мир,
над которым еще не рассеялся дым войны
“Историческая память”, “уроки
прошлого”, “преемственность поколений” – что
означают эти ключевые понятия исторического
образования для современных школьников?
Насколько принимают они свою сопричастность
тому, что было пережито предыдущими поколениями,
близкими и далекими? В каких ценностных
категориях воспринимают они сегодняшний день и
судят о днях прошедших?
Не ответив на эти вопросы хотя бы в
отношении учеников своего класса, своей школы,
мы, учителя, обречены выглядеть в их глазах
начетчиками и моралистами, вызывать неприязнь к
тому, что представляется нам значимым и
непреходящим.
Можно, конечно, уйти от этих вопросов и, выбрав
холодно-описательный тон повествователя, учить,
но не поучать. Но, наверное, беспристрастность к
прошлому сродни безучастности к настоящему. К
тому, например, что в нашей стране, вынесшей
неимоверные тяготы борьбы с фашистской
Германией, оскверняются могилы участников
Великой Отечественной войны и предпринимаются
попытки реабилитации не только символики, но и
идеологии нацизма. Все меньше вспоминают
страдания жертв и подвиги героев войны, но
открыто торгуют наградами защитников Родины –
как сувенирами.
Святая скорбная тема стала восприниматься как
нарочито пафосная. Или просто как одна из
обязательных в курсе истории Отечества.
При этом социальный статус учителя, носителя
знаний, чрезвычайно низок. А авторитет школы как
образовательного учреждения весьма
незначителен.
А ведь именно в школе, а не в семье, где возможное
непонимание представителей поколений сглажено
родством, и не на улице, где общение
кратковременно и случайно, – именно в школе это
особенно остро ощутимое непонимание создает
устойчивую среду солидарного противостояния
учителей и учеников. И сколько мудрости, сколько
такта надо проявить, чтобы противостояние
сократилось до разумной дистанции, открывающей
путь доверию.
Кому, как не учителю истории, несущему в
представлении ученика известную долю
ответственности за непрерываемую связь времен,
скреплять преемственность поколений, пробуждать
историческую память уроками прошлого? И одной из
важнейших здесь будет тема войны.
Человек на войне… Человек, вырванный из дома, из
привычного порядка вещей, из размеренного ритма
жизни с ее обыденностью и суетой, с ее
чередованием радостей и горестей – из жизни, в
которой есть смысл и есть свои сроки учиться,
работать, любить, создавать семью, воспитывать
детей, обихаживать стариков, обустраивать дом,
обустраивать мир. И защищать мир, чтобы был дом,
была семья, были дети и чтобы они тоже учились,
работали, влюблялись и создавали свою семью…
О чем
думает человек на войне? О том, что когда кончится
война и наступит мир, он вернется домой, чтобы
обустраивать дом, чтобы обустраивать мир.
О чем думает человек, когда нет войны? О мире? Нет.
Если бы он думал о мире, если бы все думали о мире,
то не было бы войны. Но когда есть мир, когда есть
дом, когда есть семья, мир кажется таким
естественным всему существу человека... Но разве
человек не разумен, разве он не знает, что в
истории человечества не было ни одного года без
войны?
Война была всегда, во все времена. Большая война
сменялась малой войной, а малая – большой. И если
это была не твоя война и дом твой остался цел, то
это была война у твоего соседа, и дом его был
разрушен, и семья его была убита, и сам он пропал
на войне. И уже некому было учиться, работать,
любить, некому было воспитывать детей,
обустраивать дом, обустраивать мир. Значит, мира
не бывает без войны, а войны не бывает без мира?
Человек не помнит об этом и он думает о мире
только когда он на войне...
Какими бы поверхностными и абстрактными ни
казались такие рассуждения, как бы ни
безотносительны они были к конкретным событиям,
где нет человека вообще, а есть национальные,
классовые, корпоративные, партийные интересы,
есть агрессия, есть нажива, есть политические
амбиции, злые умыслы и фанатизм, на мой взгляд, об
этом стоит говорить с учениками. Стоит
попробовать отыскать с ними природу войны, пружину
стихии разрушения, степень вины и меру
ответственности тех, кто приказывал убивать и
грабить, и тех, кто исполнял эти приказы. Это
возможно, если озадачить ребят не численностью
войск, их вооружением, стратегическими планами,
боевыми действиями – вся фактография войны
прописана в учебниках, здесь не о чем рассуждать,
это надо знать, – а психологией войны, ее
нематериальной составляющей. Образ врага,
чувство сплоченности общей бедой, массовый
героизм, ненависть и страх, жажда мести,
предательство и отчаяние. Звуки войны: гул
канонады, свист пуль, щелканье затвора, стон
раненого, письмо из дома, прочитанное вслух,
матерщина, чужая лающая речь, тишина перед боем,
скрежет гусениц танка, вой сирен… Запахи войны:
запах гари, сырой земли, дымки походной кухни,
запах карболки, запах смерти… Цвета войны: цвет
стали, цвет запекшейся крови, цвет потертой
шинели, цвет ночного неба, пересеченного лучами
прожекторов, цвет дороги, истоптанной тысячами
сапог, цвет огня и цвет его отблесков на лицах
солдат.
Чем еще живет человек на войне – тот, который
попал в объектив фронтового корреспондента и
теперь смотрит на класс с фотографии,
прикрепленной к доске? Что бы мог он рассказать
нам о войне? Что бы мы могли рассказать ему о мире,
который так и не наступил, потому что потом были
другие войны – война в Корее, война во Вьетнаме,
война в Афганистане, война в Чечне, где тот же
цвет у запекшейся крови, и те же запах смерти,
ненависть, страх, враг, и где человек ничего не
знает о доме, потому что он родился на войне.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|