II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День школьного психолога
Несмотря на разнообразие обсуждавшихся
сегодня вопросов, все они были объединены общей
темой: роль и место психолога в школе, его
сотрудничество с коллегами – администрацией,
учителями, детьми и родителями. Отсюда и
многогранность деятельности героев дня: опросы и
мониторинги, психологическое сопровождение и
коррекция, тренинги и консультации для взрослых
и детей, оказавшихся в экстремальной ситуации.
Директор Центра экстремальной
психологической помощи МГПУ Екатерина
Бурмистрова поделилась собственным опытом
работы с детьми, пострадавшими во время теракта
на Дубровке.
Потрясений в нашей жизни хватает: суициды среди
подростков, смерть близких, тяжелые травмы и
болезни. И хотя рецептов на все случаи дать
невозможно, готовиться к беде надо заранее, чтобы
психолог не был застигнут врасплох и сумел
оказать квалифицированную помощь.
Уместность «душевного» специалиста в
образовательном учреждении уже никто не
подвергает сомнению. По словам участников
марафона, педагоги и директора школ понимают, что
психолог способен решать многие вопросы. Не
случайно заговорили о более четком определении
его обязанностей, круг которых зачастую не
соответствует реальным человеческим
возможностям.
Ведущая мастер-класса «Работа школьного
психолога с педагогическим коллективом»,
кандидат психологических наук Марина Битянова
назвала 10 ипостасей «душевного» специалиста,
среди которых – консультант, психотерапевт,
эксперт... Тут главное – найти золотую середину. И
не замыкаясь на диагностике и разного рода
анкетированиях и мониторингах, активно
участвовать в школьной жизни и при этом четко
понимать, на чем сосредоточить усилия в первую
очередь, чтобы не распыляться на второстепенные
задачи. По мнению Марины Битяновой, очень важно,
например, проводить психологическую экспертизу
педагогических инноваций (проектная
деятельность, проблемное обучение, технологии
критического мышления).
Участники марафона с досадой говорили о том, что
в программе модернизации образования
отсутствует психологическая составляющая, при
внедрении тех или иных инноваций не учитываются
возрастные особенности детей.
Дискуссия на тему «Психолог в школе: консультант
или воспитатель?» разделила аудиторию на два
лагеря. Сторонники первой точки зрения выступили
не столько против воспитательных функций
психолога, сколько против стереотипов
воспитательной работы: наставлений, поучений,
мероприятий для галочки. Если же понимать
воспитание как повседневный творческий процесс
общения с ребенком, то, по мнению большинства
марафонцев, психолог не вправе занимать позицию
над схваткой, довольствуясь ролью стороннего
наблюдателя, исследователя и
советчика-теоретика. Он должен соучаствовать в
процессе наравне с учителем, но не подменяя его, а
внося свою профессиональную лепту.
Психолог-педагог столичной школы № 1951 Ольга
Лямкина совместно с учителями проводит классные
часы, где обсуждаются самые актуальные и трудные
темы, например, толерантность и терпимость.
Психологические методики позволяют создать
доверительную атмосферу, располагающую
подростков к откровенному разговору.
При определенной подготовке сами подростки
иногда лучше взрослых способны помочь своим
сверстникам преодолеть различные конфликтные
ситуации или тягу к наркотикам. Такова главная
идея мастер-класса «Организация работы с
подростками силами самих подростков». Директор
Московского социально-психологического центра
«ДВЕРИ» Юрий Журин и его коллеги
продемонстрировали некоторые методики отбора
подростков, способных работать со сверстниками.
Познакомили с тренингами, направленными на
профилактику вредных привычек.
Психолог – координатор, посредник между всеми
участниками педагогического процесса, считает
заведующая лабораторией Психологического
института РАО Ирина Дубровина, ведущая семинара,
посвященного состоянию и перспективам развития
службы практической психологии.
Более тысячи «душевных» специалистов со всей
страны приехали на марафон, чтобы услышать друг
друга и поверить в свои силы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|