Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

День школьного психолога

Несмотря на разнообразие обсуждавшихся сегодня вопросов, все они были объединены общей темой: роль и место психолога в школе, его сотрудничество с коллегами – администрацией, учителями, детьми и родителями. Отсюда и многогранность деятельности героев дня: опросы и мониторинги, психологическое сопровождение и коррекция, тренинги и консультации для взрослых и детей, оказавшихся в экстремальной ситуации.
Директор Центра экстремальной психологической помощи МГПУ Екатерина Бурмистрова поделилась собственным опытом работы с детьми, пострадавшими во время теракта на Дубровке.
Потрясений в нашей жизни хватает: суициды среди подростков, смерть близких, тяжелые травмы и болезни. И хотя рецептов на все случаи дать невозможно, готовиться к беде надо заранее, чтобы психолог не был застигнут врасплох и сумел оказать квалифицированную помощь.
Уместность «душевного» специалиста в образовательном учреждении уже никто не подвергает сомнению. По словам участников марафона, педагоги и директора школ понимают, что психолог способен решать многие вопросы. Не случайно заговорили о более четком определении его обязанностей, круг которых зачастую не соответствует реальным человеческим возможностям.
Ведущая мастер-класса «Работа школьного психолога с педагогическим коллективом», кандидат психологических наук Марина Битянова назвала 10 ипостасей «душевного» специалиста, среди которых – консультант, психотерапевт, эксперт... Тут главное – найти золотую середину. И не замыкаясь на диагностике и разного рода анкетированиях и мониторингах, активно участвовать в школьной жизни и при этом четко понимать, на чем сосредоточить усилия в первую очередь, чтобы не распыляться на второстепенные задачи. По мнению Марины Битяновой, очень важно, например, проводить психологическую экспертизу педагогических инноваций (проектная деятельность, проблемное обучение, технологии критического мышления).
Участники марафона с досадой говорили о том, что в программе модернизации образования отсутствует психологическая составляющая, при внедрении тех или иных инноваций не учитываются возрастные особенности детей.
Дискуссия на тему «Психолог в школе: консультант или воспитатель?» разделила аудиторию на два лагеря. Сторонники первой точки зрения выступили не столько против воспитательных функций психолога, сколько против стереотипов воспитательной работы: наставлений, поучений, мероприятий для галочки. Если же понимать воспитание как повседневный творческий процесс общения с ребенком, то, по мнению большинства марафонцев, психолог не вправе занимать позицию над схваткой, довольствуясь ролью стороннего наблюдателя, исследователя и советчика-теоретика. Он должен соучаствовать в процессе наравне с учителем, но не подменяя его, а внося свою профессиональную лепту.
Психолог-педагог столичной школы № 1951 Ольга Лямкина совместно с учителями проводит классные часы, где обсуждаются самые актуальные и трудные темы, например, толерантность и терпимость. Психологические методики позволяют создать доверительную атмосферу, располагающую подростков к откровенному разговору.
При определенной подготовке сами подростки иногда лучше взрослых способны помочь своим сверстникам преодолеть различные конфликтные ситуации или тягу к наркотикам. Такова главная идея мастер-класса «Организация работы с подростками силами самих подростков». Директор Московского социально-психологического центра «ДВЕРИ» Юрий Журин и его коллеги продемонстрировали некоторые методики отбора подростков, способных работать со сверстниками. Познакомили с тренингами, направленными на профилактику вредных привычек.
Психолог – координатор, посредник между всеми участниками педагогического процесса, считает заведующая лабораторией Психологического института РАО Ирина Дубровина, ведущая семинара, посвященного состоянию и перспективам развития службы практической психологии.
Более тысячи «душевных» специалистов со всей страны приехали на марафон, чтобы услышать друг друга и поверить в свои силы.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



3

Рейтинг@Mail.ru