II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителя начальной школы
Никто не станет спорить, что именно
начальная школа – самый ответственный и самый
напряженный этап обучения. Ведь не просто читать,
писать и считать учится ребенок в младших
классах. Он учится учиться. Увлечем, заинтересуем
маленького ученика, привьем ему жажду познания –
определим его будущее. Будущее человека ХХI века.
Вдумчивого, компетентного.
Учителя начальных классов,
собравшиеся в стенах Дома учителя, –
любознательные, жадные к новому, требовательные
люди. Программа их дня строилась так, чтобы
предельно активизировать живое общение, обмен
опытом. Этому способствовали семинары и «круглые
столы», возможность в течение всего дня получать
консультации специалистов – логопедов,
психологов, юристов. Кипела жизнь и в Голубой
гостиной, где работала выставка-продажа
учебно-методической литературы, представленной
издательствами «Просвещение», «Грамотей»,
«Белый город», «Интеллект-центр», «Рост-книга».
Теоретическую насыщенность и практическую
пользу семинаров по самым принципиальным и
масштабным проблемам обучения в начальной школе
– «К тайнам нашего языка» Марины Соловейчик,
«Образовательная модель “Начальная школа ХХI
века: как научить младшего школьника учиться”»
Натальи Виноградовой, «Письмо с Секретом» Веры
Илюхиной, «Экология глазами детей» Виктории
Самковой – участники марафона оценили
единодушно. Острые, спорные аспекты начального
образования обсудили с прямотой и
откровенностью. На круглом столе Александра
Савенкова «Одаренный ребенок в массовой школе»
поговорили о новой проблеме в образовании: школа
уже не так много значит в жизни ребенка, как
раньше. Продолжая называться основной, школа в
относительном измерении дает ребенку меньше,
слабо конкурирует с репетиторами, с Интернетом, к
которому дети приобщаются с самых ранних лет. Да
и современное законодательство теперь
предоставляет семье право вообще не посылать
ребенка в школу! Что нужно сделать, чтобы школа
вернула свою значимость? Возможно ли это? Да,
возможно, но для этого школа должна решить
важнейшую педагогическую задачу – развивать
интеллектуальный и творческий потенциал
ребенка, прогнозировать развитие одаренности.
Принципиально новая, нелегкая проблема. Она
обсуждалась на занятии «Адаптация
нерусскоязычных детей и детей-беженцев в
начальной школе».
Бурно, страстно и заинтересованно
реагировали марафонцы и на идеи Алексея Кушнира
во время семинара «Природосообразная модель
обучения грамоте». Учитель-новатор резко
выступил против всех сегодняшних принципов
обучения чтению, считая их насильственными и
калечащими детей. Слоговое чтение, чтение вслух,
чтение на скорость – эти методические приемы
Кушнир назвал преступной практикой: «Сначала мы
учим ребенка слоговому чтению вслух, то есть
насильственно вколачиваем в него вредные навыки,
а потом взрослому человеку приходится посещать
специальные курсы, чтобы научиться быстрому
чтению про себя! В первый класс приходит
умненький ребенок, который месяцами вынужден
читать бессмысленные тексты: би-ба-бо, мама мыла
раму! И чего удивляться, что дети не любят
читать?»
Природосообразная модель – это обучение чтению
с помощью прослушивания ребенком замечательных
стихов Пушкина, Некрасова, Есенина, начитанных
учителем на магнитофон. Ребенок слушает, следит
за строчками текста, до поры до времени не
соединяя услышанное и увиденное. Но вскоре в его
сознании произнесенное и написанное соединится
само собой с минимальной помощью педагога.
Естественно, ненасильственно и увлекательно. Без
вреда для здоровья и будущих навыков чтения.
Участники семинара так увлеклись, что даже
опоздали на заключительный концерт... Но что
поделаешь, такова особенность марафонов: когда
все интересно, выбирать очень трудно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|