Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

День учителя начальной школы

Никто не станет спорить, что именно начальная школа – самый ответственный и самый напряженный этап обучения. Ведь не просто читать, писать и считать учится ребенок в младших классах. Он учится учиться. Увлечем, заинтересуем маленького ученика, привьем ему жажду познания – определим его будущее. Будущее человека ХХI века. Вдумчивого, компетентного.
Учителя начальных классов, собравшиеся в стенах Дома учителя, – любознательные, жадные к новому, требовательные люди. Программа их дня строилась так, чтобы предельно активизировать живое общение, обмен опытом. Этому способствовали семинары и «круглые столы», возможность в течение всего дня получать консультации специалистов – логопедов, психологов, юристов. Кипела жизнь и в Голубой гостиной, где работала выставка-продажа учебно-методической литературы, представленной издательствами «Просвещение», «Грамотей», «Белый город», «Интеллект-центр», «Рост-книга».
Теоретическую насыщенность и практическую пользу семинаров по самым принципиальным и масштабным проблемам обучения в начальной школе – «К тайнам нашего языка» Марины Соловейчик, «Образовательная модель “Начальная школа ХХI века: как научить младшего школьника учиться”» Натальи Виноградовой, «Письмо с Секретом» Веры Илюхиной, «Экология глазами детей» Виктории Самковой – участники марафона оценили единодушно. Острые, спорные аспекты начального образования обсудили с прямотой и откровенностью. На круглом столе Александра Савенкова «Одаренный ребенок в массовой школе» поговорили о новой проблеме в образовании: школа уже не так много значит в жизни ребенка, как раньше. Продолжая называться основной, школа в относительном измерении дает ребенку меньше, слабо конкурирует с репетиторами, с Интернетом, к которому дети приобщаются с самых ранних лет. Да и современное законодательство теперь предоставляет семье право вообще не посылать ребенка в школу! Что нужно сделать, чтобы школа вернула свою значимость? Возможно ли это? Да, возможно, но для этого школа должна решить важнейшую педагогическую задачу – развивать интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, прогнозировать развитие одаренности. Принципиально новая, нелегкая проблема. Она обсуждалась на занятии «Адаптация нерусскоязычных детей и детей-беженцев в начальной школе».
Бурно, страстно и заинтересованно реагировали марафонцы и на идеи Алексея Кушнира во время семинара «Природосообразная модель обучения грамоте». Учитель-новатор резко выступил против всех сегодняшних принципов обучения чтению, считая их насильственными и калечащими детей. Слоговое чтение, чтение вслух, чтение на скорость – эти методические приемы Кушнир назвал преступной практикой: «Сначала мы учим ребенка слоговому чтению вслух, то есть насильственно вколачиваем в него вредные навыки, а потом взрослому человеку приходится посещать специальные курсы, чтобы научиться быстрому чтению про себя! В первый класс приходит умненький ребенок, который месяцами вынужден читать бессмысленные тексты: би-ба-бо, мама мыла раму! И чего удивляться, что дети не любят читать?»
Природосообразная модель – это обучение чтению с помощью прослушивания ребенком замечательных стихов Пушкина, Некрасова, Есенина, начитанных учителем на магнитофон. Ребенок слушает, следит за строчками текста, до поры до времени не соединяя услышанное и увиденное. Но вскоре в его сознании произнесенное и написанное соединится само собой с минимальной помощью педагога. Естественно, ненасильственно и увлекательно. Без вреда для здоровья и будущих навыков чтения.
Участники семинара так увлеклись, что даже опоздали на заключительный концерт... Но что поделаешь, такова особенность марафонов: когда все интересно, выбирать очень трудно.

Елена ИВАНИЦКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



3

Рейтинг@Mail.ru