Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

День учителя дошкольного образования

Сплошные глобальные проблемы. Поэтому три ателье длились по четыре часа без перерыва. Не могли уговорить народ прерваться водички попить! Казалось, будь возможность, и лектор, и слушатели работали бы еще столько же.
На лекцию профессора кафедры дефектологии МПГУ Софьи Забрамной «Профилактика возможных школьных трудностей у старших дошкольников» не протиснуться. Студенты кучно сидят на ступеньках, строчат в тетрадки...
Были названы и детально разобраны причины задержки развития у дошкольников: биологические, социальные и психолого-педагогические. Неблагоприятная экология попала в список социальных причин.
Известно: чем раньше поражается нервная система, тем тяжелее дефект. Что делать? Искать новые подходы к подготовке разных детей к школе. Медики отмечают дезакселерацию – акселерацию наоборот. Дети ослаблены физически, моторика не сформирована. «Обращайте внимание на координацию, равновесие, прямостояние!» – советует лектор.
Демонстрировались практические видеоматериалы. Четырехлетних малышей просили сделать трудные вещи – левой рукой взяться за правое ухо, покивать головой в знак отрицания, говоря при этом «да». Когда сам такое можешь проделать не сразу, возникает вопрос: «А как у меня с прямостоянием»? Дошколенка спрашивают: «Что бывает перед осенью?» Взрослый бы ответил: «Тоска». А малыш сказал: «Листики падают». И тут же правильный ответ: «Лето!»
Семинар «Управление развитием дошкольного учреждения» Веры Алямовской весь выстроен на уникальном опыте ведущей. За четыре часа не прозвучало ни одного пустого слова, ни одного тезиса, не подтвержденного немалой практикой!
Важно: работая по прогрессивным программам, воспитатели иногда упускают простые вещи – в группе 20 детей, а носовые платки только у пятерых. Мелочей в воспитании не бывает. Почему, когда воспитатель управляет детьми, развития не жди? Потому что он все время подсказывает и сам ищет ответы на вопрос?
Рекомендация: проведите эксперимент. Поставьте на стол диктофон, а в конце занятия подсчитайте, сколько слов произнесли вы, а сколько дети.
Другая интересная позиция: в годовом плане учреждения слово «заведующая» не должно стоять даже в графе контроля. Заведующая оставляет за собой лишь оценку. Ибо задача управленца – работать на перспективу, на развитие учреждения (план развития, помещения, пожарные, СЭС, графики, закупка мебели, ремонт, структурирование общих программ). Дел и так немало.
В современных условиях нервная, интеллектуальная и функциональная нагрузка управленцев ДОУ возросла. Может, обойтись хотя бы без лишних собраний и совещаний в ДОУ, которые чаще – формальность? Нужны дискуссии, педагогические мастерские, повышение квалификации прямо на рабочем месте. А коль послали сотрудника на курсы повышения, требуйте показа полученных знаний в действии, пусть устраивает для коллег серию занятий.
На семинаре «Этнопедагогика и фольклор в детском саду» призывали: «Ищите бабушек, носителей фольклора, гармонистов, настоящие старые вещи, петухов на балконах одиннадцатых этажей – в Москве есть все, главное – обращать внимание!».
Лекция издательства «Просвещение» собрала не самую большую аудиторию. «Новые подходы, технологии в работе с детьми раннего и дошкольного возраста...» Жаль, потому что речь шла не только о пособиях и программах. А например, о том, что новое поколение родителей совершенно другое – знает свои права и обязанности... Или о том, что отбор детей разрешен только в гимназии, если эта гимназия оформлена юридически.
Мария Гмошинская, научный руководитель проекта «Художники в памперсах», знакома педагогам дошкольного образования по прошлогоднему марафону. Потому многие посетители целенаправленно шли на ее семинар «Методики работы с детьми раннего возраста».
Шур-шур-шур... Зал с увлечением мнет бумагу, режет, подворачивает, клеит. Из мятого кулька возникает дама в чепчике, в платье с оборками. А на столе у демонстратора Натальи Мейстер – деревья и парочки в цилиндрах и кринолинах. Хотите попробовать сделать скульптуру из бумаги? Научат. Просто, быстро и волшебно.
Приходите!

Светлана ПОПОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



3

Рейтинг@Mail.ru