II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителя дошкольного образования
Сплошные глобальные проблемы. Поэтому
три ателье длились по четыре часа без перерыва.
Не могли уговорить народ прерваться водички
попить! Казалось, будь возможность, и лектор, и
слушатели работали бы еще столько же.
На лекцию профессора кафедры дефектологии МПГУ
Софьи Забрамной «Профилактика возможных
школьных трудностей у старших дошкольников» не
протиснуться. Студенты кучно сидят на
ступеньках, строчат в тетрадки...
Были названы и детально разобраны причины
задержки развития у дошкольников: биологические,
социальные и психолого-педагогические.
Неблагоприятная экология попала в список
социальных причин.
Известно: чем раньше поражается нервная система,
тем тяжелее дефект. Что делать? Искать новые
подходы к подготовке разных детей к школе. Медики
отмечают дезакселерацию – акселерацию наоборот.
Дети ослаблены физически, моторика не
сформирована. «Обращайте внимание на
координацию, равновесие, прямостояние!» –
советует лектор.
Демонстрировались практические видеоматериалы.
Четырехлетних малышей просили сделать трудные
вещи – левой рукой взяться за правое ухо,
покивать головой в знак отрицания, говоря при
этом «да». Когда сам такое можешь проделать не
сразу, возникает вопрос: «А как у меня с
прямостоянием»? Дошколенка спрашивают: «Что
бывает перед осенью?» Взрослый бы ответил:
«Тоска». А малыш сказал: «Листики падают». И тут
же правильный ответ: «Лето!»
Семинар «Управление развитием дошкольного
учреждения» Веры Алямовской весь выстроен на
уникальном опыте ведущей. За четыре часа не
прозвучало ни одного пустого слова, ни одного
тезиса, не подтвержденного немалой практикой!
Важно: работая по прогрессивным программам,
воспитатели иногда упускают простые вещи – в
группе 20 детей, а носовые платки только у пятерых.
Мелочей в воспитании не бывает. Почему, когда
воспитатель управляет детьми, развития не жди?
Потому что он все время подсказывает и сам ищет
ответы на вопрос?
Рекомендация: проведите эксперимент. Поставьте
на стол диктофон, а в конце занятия подсчитайте,
сколько слов произнесли вы, а сколько дети.
Другая интересная позиция: в годовом плане
учреждения слово «заведующая» не должно стоять
даже в графе контроля. Заведующая оставляет за
собой лишь оценку. Ибо задача управленца –
работать на перспективу, на развитие учреждения
(план развития, помещения, пожарные, СЭС, графики,
закупка мебели, ремонт, структурирование общих
программ). Дел и так немало.
В современных условиях нервная,
интеллектуальная и функциональная нагрузка
управленцев ДОУ возросла. Может, обойтись хотя бы
без лишних собраний и совещаний в ДОУ, которые
чаще – формальность? Нужны дискуссии,
педагогические мастерские, повышение
квалификации прямо на рабочем месте. А коль
послали сотрудника на курсы повышения, требуйте
показа полученных знаний в действии, пусть
устраивает для коллег серию занятий.
На семинаре «Этнопедагогика и фольклор в детском
саду» призывали: «Ищите бабушек, носителей
фольклора, гармонистов, настоящие старые вещи,
петухов на балконах одиннадцатых этажей – в
Москве есть все, главное – обращать внимание!».
Лекция издательства «Просвещение» собрала не
самую большую аудиторию. «Новые подходы,
технологии в работе с детьми раннего и
дошкольного возраста...» Жаль, потому что речь шла
не только о пособиях и программах. А например, о
том, что новое поколение родителей совершенно
другое – знает свои права и обязанности... Или о
том, что отбор детей разрешен только в гимназии,
если эта гимназия оформлена юридически.
Мария Гмошинская, научный руководитель проекта
«Художники в памперсах», знакома педагогам
дошкольного образования по прошлогоднему
марафону. Потому многие посетители
целенаправленно шли на ее семинар «Методики
работы с детьми раннего возраста».
Шур-шур-шур... Зал с увлечением мнет бумагу, режет,
подворачивает, клеит. Из мятого кулька возникает
дама в чепчике, в платье с оборками. А на столе у
демонстратора Натальи Мейстер – деревья и
парочки в цилиндрах и кринолинах. Хотите
попробовать сделать скульптуру из бумаги?
Научат. Просто, быстро и волшебно.
Приходите!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|