Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

День учителя  физкультуры и здоровья детей

Были затронуты практически все важные аспекты физического воспитания в школе. Лучшие российские учителя представили свои инновационные разработки, поделились методическими находками, рассказали об особенностях занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
В Большом зале разговор начался с волнующего всех вопроса об итоговой аттестации. Пока идет эксперимент по введению ЕГЭ, сказать что-либо определенное о том, как изменятся выпускные экзамены в ближайшем будущем, довольно трудно. Поэтому учителя сосредоточились на ситуации текущего года.
Начальник центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Комитета образования Москвы Наталья Назаркина познакомила аудиторию с основными положениями инструктивно-методического письма о проведении экзамена по физической культуре. Документ региональный. Он задает определенную форму экзамену, который уже апробирован в некоторых школах Москвы. В соответствии с этим письмом экзамен выстроен из теоретических и практических тестовых заданий. Теоретическая часть поделена на три раздела: теоретические основы физической культуры, медико-биологические основы двигательной деятельности и культурно-исторические основы физической культуры и спорта. Практические задания должны выявить уровень физической подготовленности учеников, а также степень овладения основными видами школьной учебной программы (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика...).
Теоретическую и практическую часть экзамена каждая школа может, исходя из собственного выбора, проводить как раздельно, так и в один день.
Наталья Назаркина подчеркнула, что к экзамену по выбору допускаются только ученики основной медицинской группы. А ребята из подготовительной и специальной медицинской группы не допускаются.
Физкультура – это не только физическое развитие, это воспитание сознательного и уважительного отношения к себе, которое человек может передать своим детям. Поэтому в гимназии № 1576 уроки физкультуры устроены так, чтобы дети смогли как можно лучше узнать себя, научились заботиться о себе, о своем теле. С 5 класса ведут тетрадь самоконтроля, где отмечают собственные показатели в начале, середине и в конце года.
Учитель физкультуры Инна Бегун рассказала об интересном проекте девятиклассников “Физика тела”. Вот где пригодились знания по физике, анатомии и физкультуре. Ребята рассматривали тело как биологическую машину, работу которой можно просчитать.

Казалось бы, что нового придумаешь на занятиях по баскетболу? Учитель школы № 762 Любовь Плахова доказала, что на каждом уроке можно ставить различные важные задачи и решать их нестандартным способом, совмещая специфику баскетбола с бейсболом, “американкой”, игрой в восемь колец. Так развиваются не только быстрота реакции и сообразительность, но и игровое мышление, воспитывается психологическая устойчивость.
Победитель конкурса “Учитель года-2000”, методист центра организационно-методического обеспечения физического воспитания департамента образования Москвы Марина Грибачева поделилась опытом проведения тренинга периферийного зрения детей “на базе” волейбола. Оказалось, многие упражнения из арсенала Марины Анатольевны универсальны, их можно применять и в волейболе, но не только в баскетболе, и в ручном мяче.
Учителя школы № 72 снимают занятия физкультурой на видео. Потом отснятый материал просматривают вместе с учеником, чтобы ему были видны его достижения и ошибки.
Как заинтересовать физкультурой девочек-старшеклассниц? Учитель физкультуры школы № 525 Юрий Червяков включил в свои занятия элементы шейпинга, аэробики, танца. Юрий Леонидович считает, что такие уроки развивают пластику движений и способствуют раскрепощению девушек.
Доктор медицинских наук Сергей Хрущев объяснил гостям марафона, как определять физическое здоровье детей. Для этого разработаны специальные индикаторы. По словам Сергея Васильевича, сегодня даже в группе “практически здоровых” по некоторым индексам у детей (от 30 до 50 процентов) плохие оценки. Усилиями одних учителей физкультуры ситуацию не улучшить. Крайне важно, чтобы родители и дети занялись наконец самосовершенствованием.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Сегодня наконец-то все говорили не об экзаменах и не о нормативах, а о детях. О том, как помочь им сохранить здоровье, несмотря на школьные перегрузки, стрессы, неблагоприятную экологическую и семейную среду выживания. Докладчики и гости марафона с грустью констатировали: ученики страдают бесчисленным количеством заболеваний, с каждым годом ситуация ухудшается, а педагоги и родители порой просто не знают, что предпринять, как исправить положение.
Тех, кто готов действовать, а не жаловаться на жизнь, в Малом зале встречала кандидат биологических наук Татьяна Филиппова. С ободряющей улыбкой и неиссякаемым энтузиазмом шесть часов подряд она знакомила с программами, направленными на воспитание у детей младшего школьного возраста здоровых привычек – питания, контроля за своим поведением, настроением. Конечно, нотации тут не помогут. И заучивание умных параграфов в учебнике не заставит ребят отказаться от вредных сладостей, следить за режимом, элементарно мыть руки перед едой. Страх – тоже не лучшее средство. Поэтому авторы программ предлагают больше играть с детьми, проводить конкурсы, праздники.
Спланированная и хорошо продуманная деятельность формирует у ребят новое отношение к своему здоровью: умение ценить себя, чувствовать личную ответственность за собственную безопасность, осознавать, что не только мама и учитель заинтересованы в твоем благополучии, а прежде всего ты сам.
Яркие рабочие тетради, веселые наклейки, интересные задания помогут малышам научиться наблюдать за своим поведением и контролировать себя.
В доказательство эффективности такой работы ученики 1039-й московской школы показали марафонцам небольшой спектакль “Теремок на новый лад”, пропагандирующий полезные и вкусные овощи. Зрители увидели румяные редисочки, морковки, крепенькие помидорчики – веселых, уравновешенных, приветливых детей, гораздо более свободных и раскованных, чем многие взрослые.
На первый взгляд эти программы обращены к малышам, но, по сути, вторгаются в сферу семейного воспитания и благоприятно влияют на весь домашний уклад. Помогают даже немолодым людям обратить внимание на свой образ жизни.
Только совместные усилия педагогов и родителей способны сделать наших детей здоровыми и счастливыми. Эта мысль прозвучала и на семинаре “Здоровьесберегающие технологии в образовании”, который провела Татьяна Параничева, старший научный сотрудник Института возрастной физиологии детей и подростков РАО, и на “круглом столе” с интригующим названием “Кому нужен здоровый ребенок”, где предводительствовал главный редактор газеты “Здоровье для детей” Марк Сартан.
Отсутствие необходимой материальной базы в школе, нехватка медицинского персонала и оборудования не останавливает тех, кто чувствует личную ответственность за благополучие подрастающего поколения.
В перерывах участники марафона обменивались информацией, делились опытом, записывали адреса и телефоны тех, кто нашел свой рецепт здоровья, кто готов посоветовать, подсказать методические приемы, просто поддержать в трудную минуту.
В залах Дома учителя сосредоточенно работали и врачи, и методисты, и учителя самых разных предметов, даже математики (им тоже нужны здоровые ученики), и, конечно, родители. Они пришли сюда исключительно по личной инициативе, мучительно переживая разрыв между желанием воспитывать своих детей как можно лучше и отсутствием необходимых знаний о том, как это сделать.
Может, в этом главный результат Дня здоровья детей: объединение всех взрослых, заинтересованных в более спокойной, счастливой, а значит, и здоровой жизни детей.

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



3

Рейтинг@Mail.ru