ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Запишем задание... в полевой дневник!
Невозможно оценить педагогическую
практику, не видя учебных занятий, не услышав
мнения учеников. Поэтому предлагаем вам рассказ
участницы экспедиции, прочитав который вы
сможете не только почувствовать атмосферу
экспедиционной романтики, но и узнать о том, как
работает группа школьников-исследователей и как
происходит обработка полученных данных в
течение учебного года. То есть наблюдать тот
момент, из которого берет начало эмоциональный и
информационный вектор образования каждого
участника экспедиции.
Нас с Олей Котовой заинтересовало, как
происходит зарастание голых скал
растительностью, и мы решили написать об этом
курсовую. Задачей нашей курсовой работы мы
поставили выявить, в какой последовательности
происходит зарастание. Для этого мы собрали
гербарий, сфотографировали растения и лишайники
и детально описали растительность на двух скалах
метаморфических пород – амфиболитов и друзитов.
Затем решили установить, как меняется видовое
разнообразие растений в зависимости от условий и
материнских пород, на которых они растут. Мы
рассмотрели выходы скал красного гранатового
кварцита. Ассоциация растений там аналогична
нашим растениям на скалах, но в трещинах
развивается еще подорожник морской. А на скалах
северного Кий-острова в трещинах мигматитов
растет радиола розовая. Также мы выявили, что
овсяница более устойчива к воздействию морской
воды, чем другие растения, так как она растет по
трещинам вблизи уреза, там, где море в шторм
заливает скалы.
Наша геологическая группа была частью
комплексной школьной экспедиции, где работали и
фольклористы, и историки, и биогеохимики.
Экспедиция закончилась всеобщей конференцией у
деревни Тамица, где каждый должен был
представить результаты своей полевой работы. Мы
с Олей подготовили небольшой доклад для этой
конференции и выступили.
В Москве нас ожидала большая работа – надо было:
найти литературу по теме; обработать найденную
информацию; определить растения и лишайники из
гербария; рассортировать и подписать фотографии;
написать текст курсовой; подготовить устный
доклад на защиту курсовой; оформить стенд к
докладу.
Мы разделились: Оля решила в вводной части писать
о процессах первичной сукцессии в разных
природных и техногенных ситуациях и заниматься
определением лишайников и мхов, а я в вводной
части напишу об особенности зоны бореальных
хвойных лесов, в которой лежит Кий-остров, и
определю остальные растения. Я отправилась в
библиотеку биофака МГУ и нашла там материал по
своей теме, сделала ксерокопии, потратила не один
час на обработку, а потом еще столько же на
переделку.
Елена Моисеевна договорилась с сотрудницей
Ботанического сада МГУ Г.А.Новицкой о помощи в
определении растений. Мы с ней идентифицировали
растения: рассматривали их строение (некоторые
детали, чтобы уточнить, изучали под микроскопом
МБС-10) и сравнивали с данными определителя. Я
наклеила растения на гербарные листы и
подписала. Нашла дома тетрадку с полевым
описанием скал, фотографии, приложила наши
определения, и скоро практическая часть была
готова.
Можно готовиться к защите: просмотрела курсовую
и продумала текст устного доклада. Наклеила
фотографии на альбомные листы и сделала подписи.
В качестве иллюстраций к работе нарисовала
несколько таблиц. Осталась последняя часть –
защита. Перед ней мы встретились с Олей и
совместили наши две части курсовой и оформили
общий стенд. Мы решили чередоваться во время
доклада. На защиту поехали в г. Видное.
Настя МОШЕНЦЕВА
(в экспедиции была после девятого класса,
обрабатывала материал во время обучения в 10
классе).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|