ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Можно ли достаточно определенно
ответить на вопрос, что такое дополнительное
образование? Сейчас и с базовым-то нет никакой
ясности: несметное количество программ,
учебников, форм обучения, не говоря уже о том, что
мало кто понимает, в чем же результат образования
и в какой форме его будут проверять. Давным-давно
(в прошлом веке) дополнительным образованием мы
считали дома пионеров, секции и кружки после
уроков, школьную самодеятельность. В сегодняшней
школе дополнительное образование существует
там, где работают увлеченные люди – туризмом,
театром, музыкой... Но всегда ли дополнительное
образование сторонится традиционных школьных
предметов? Оказывается, нет. В некоторых школах
оно дополняет базовое образование не только
количественно – другие предметы изучения, но и
качественно – более сложные методы постижения
традиционных школьных дисциплин. Так происходит,
например, в московском лицее № 1553 “На Донской”.
Его ученики могут выбрать в качестве
дополнительного образования одну из
специализаций: биогеохимия, фольклористика,
история Отечества, геология, мифология, туризм,
информационные технологии, химия; из спецкурсов
– методы научных исследований, математику,
физику, философию или стать участником
творческого коллектива, где можно освоить фото- и
видеосъемку, изучать фольклор в ансамбле
«Лямца», а в театральной студии – участвовать в
спектаклях и проводить исследования по истории
театра. Одним словом, все по-прежнему строится на
заинтересованности: взрослые, работающие в
лицее, сами увлечены исследовательской работой и
сделали ее содержанием дополнительного
образования.
Многие из нас в студенческие времена с
увлечением ездили в фольклорные экспедиции или
на полевую практику, но в школе за суетой и
заботами эти живые знания и интересы отошли на
второй план. А ведь экспедиция может стать
отправной точкой для многих интересных уроков
практически по любому предмету. Попробуйте
сделать предметом образования не только тексты
учебников, но и мир вокруг нас. И тогда в
организации вашей исследовательской работы опыт
сегодняшнего семинара может оказаться полезным.
Елена ГУРВИЧ,
кандидат геолого-минералогических наук
Главный учебный предмет:
любознательность
Экспедиции и исследовательская
деятельность как основа школьных уроков
Учитель и ученик становятся
коллегами-исследователями
Любая система образования основывается
на некоторых идеях. Для нас это такое
преподавание, когда, во-первых, ученики
задумываются о единстве природной среды и
чувствуют ответственность за ее нарушение.
Во-вторых, воспринимая различные точки зрения на
многие явления природы и общества и опираясь на
свои знания и опыт, могут сформулировать
собственную аргументированную точку зрения. Это
особенно важно для подростков, которые склонны к
черно-белому восприятию мира, к острым, часто не
оправданным реакциям, к ощущению безвыходности.
В-третьих, нам близка педагогическая концепция,
рассматривающая исследовательскую деятельность
детей как одну из основ успешного
образовательного (да и вообще познавательного)
процесса.
Мы решили выбрать исследовательскую
деятельность учеников как важнейший инструмент
образования. И поскольку нам казалось, что этот
инструмент значительно эффективнее будет
работать в рамках дополнительного образования,
сделали главным направлением исследований
работу в специализациях. В центре
исследовательского цикла – летняя комплексная
экспедиция, которую предваряют теоретические
курсы. А после экспедиции – обработка материала,
камеральные исследования и расширение
теоретических знаний по интересующей ученика
проблеме в течение учебного года.
При подобной работе задачей исследовательской
деятельности не должна быть довузовская
профессионализация школьников. Конечно, дети
получают знания в избранной области, и это
способствует их профориентации, но отказ от
специализации не менее ценен, чем увлечение ею.
Возможно, увлечение перерастет в серьезный
профессиональный интерес, а может быть,
останется только как хобби. Из этих соображений
мы приветствуем переход после года занятий по
желанию ребенка в другую специализацию.
Правильных ответов может быть много
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что
исследование – нормальная, свойственная любому
здоровому ребенку деятельность. Достаточно
вспомнить малыша, который занят изучением новой
игрушки. Он и рассмотрит ее со всех сторон, и
помнет, и потрясет, и погрызет, а в более старшем
возрасте – и разберет на части. И где бы ни
оказался ребенок, увидев незнакомый объект или
явление, он обрушивает на взрослых поток
вопросов: «Что это? Почему?» К сожалению,
недостаточная компетентность взрослых или их
нежелание заниматься надоедливыми
«почемучками» приводит к тому, что с возрастом
многие дети, привыкнув слышать в ответ: «Не знаю...
Отстань, я занят», перестают задавать вопросы.
Мы же считаем развитие и поддержание детской
любознательности одной из главных задач
образования, и для ее решения организуем
исследовательскую деятельность учеников.
Именно в ходе собственного исследования дети
привыкают быть наблюдательными, что важно для
любого вида деятельности, особенно научной, и
учатся ставить конструктивные вопросы.
Исследовательские подходы в известной степени
универсальны: каждое исследование включает в
себя наблюдение за объектом, процессом или
явлением в природе, обществе или в ходе
эксперимента в лаборатории, попытку его
собственного объяснения, знакомство с
литературой по данной проблеме, сравнение,
анализ и выводы как суммарный результат усвоения
общетеоретических знаний, материалов, своих
наблюдений и их осмысления. Поэтому в какой бы
области знаний ни специализировался после
окончания школы выпускник, навыки
исследовательской деятельности пригодятся ему в
дальнейшей работе, в выработке точки зрения,
ориентации в различных социально-политических
ситуациях.
Дети, как правило, привыкли давать однозначный,
единственно правильный ответ. И общество, и
семья, и школа толкают человека (особенно ребенка
как наиболее управляемого) к моновариантным
решениям. Наша задача – отвлечь детей от
детерминированного подхода и развить
поливерсионное мышление: умение при решении
поставленной задачи построить несколько
возможных версий, проверить их и обосновать
избранную в результате версию.
В рамках базового курса удается построить
некоторые уроки как исследование, на других
рассказать, как ученые, принимая и отвергая
различные гипотезы, пришли к современным
теориям, познакомить с нерешенными проблемами.
Однако научить детей воспринимать мир как
поливерсионный значительно естественнее в ходе
исследовательской деятельности. Именно в
процессе собственного исследования, изучая
факты и создавая версии, объясняющие их, ребенок
не только яснее ощущает поливерсионность среды
природной или социальной, но и приобретает
навыки оперирования в такой среде.
Преподавание строится таким образом, чтобы,
переходя от одной исследовательской задачи к
другой, дети продвигались от поиска простых и
легко обнаруживаемых версий к более глубоко
лежащим версионным пластам и учились
рассматривать этот подход не только как метод,
свойственный данной науке, но и как один из
универсальных методов исследования ситуаций в
разных жизненных сферах.
В ходе природных исследований ученики осознают
взаимозависимость между процессами и явлениями
в географической оболочке, а, изучая фольклор,
традиционные культуры и быт, глубже постигают
зависимость социально-культурного и творческого
мышления от природной среды.
Экспедиция. Опыт взросления
Одной из самых трудных педагогических
задач мы считаем нахождение путей такого
развития личности, когда индивидуализация и
социализация ребенка происходили бы
параллельно. Организация исследовательской
деятельности детей с широким спектром различных
специализаций, совместной работой в экспедиции и
на занятиях предоставляет для этого все
возможности.
Выбор экспедиции как центра исследовательского
цикла не случаен. Дети живут в новых природных
условиях. Одно дело слышать о приливах и отливах,
другое дело наблюдать, как обнажается огромное
пространство морского дна и как потом воды
возвращаются, снова покрывая литораль. Одно дело
читать про тайгу или тундру, совсем другое дело –
пожить в этих неведомых краях.
Дети сталкиваются с незнакомыми им
традиционными культурами – как русской, так и
других народов, с иной архитектурой и бытом,
обычаями и представлениями о мире. Все это
расширяет их кругозор, приводит к мысли, что
существуют и имеют право на существование
различные воззрения, учит терпимости и
уважительному отношению к чужим взглядам.
Кроме того, жизнь в полевых условиях обогащает их
множеством полезных навыков самообслуживания,
взаимопомощи.
У экспедиционных поездок есть и еще очень важная
сторона. Среда, в которой живет ребенок,
многогранна: семья, двор, школа, спортивная
секция, и каждая составляющая оказывает на него
влияние, играет определенную образовательную
роль. Нередко отрицательную, направляя его
деятельность в нежелательное русло.
Может ли школа этому противостоять? В течение уже
довольно длительного времени мы стараемся
создавать в лицее дружескую, интеллектуальную,
творческую среду старшеклассников (8–11 классы).
Там появляются общие, интересные многим,
проблемы для обсуждения, возникают навыки
совместной работы, умение выслушать и понять
доводы другого человека, умение
аргументированно отстоять свою позицию и
взгляды, рождается дружба, сохраняющаяся надолго
после окончания школы. Эта дружеская среда
интеллектуального общения обычно сохраняется у
выпускников, они продолжают общаться, вместе
ездят в походы и на экскурсии. И это, может быть,
даже важнее тех конкретных знаний, которые они
получат во время обучения.
Исследования по геологии
Когда дети впервые приходят на занятия,
начинают они с теоретического курса. Мы
рассказываем им о минералах и их свойствах, о
горных породах, их структурах и текстурах, об
основных геологических процессах, формирующих
лик Земли, приводящих к образованию различных
горных пород и минералов. Знакомим с
геологической историей и эволюцией жизни в ходе
ее, с геологическим временем. Говорим о
нерешенных проблемах и существующих в науке
теориях. Все занятия идут не в виде просто лекции,
а с постоянной демонстрацией необходимых для
понимания образцов и с множеством задач для
самостоятельного рассмотрения и изучения
образцов, для получения ответа на вопросы, данные
в заданиях.
Например, дети уже знают из предыдущих занятий,
что цвет минералов зависит от нескольких причин:
от присутствия в минерале минералообразующего
элемента-хромофора, от изоморфного замещения
одних элементов другими, являющимися
хромофорами, от включения в кристалле других
минералов. Часто изменение цвета связано с
различными дефектами в структуре кристаллов.
Ученики получают образцы красной и синей
каменной соли (минерал галит), и им предлагается
подумать, какие причины могут вызвать окраску
галита, который должен быть в идеале бесцветен, и
как проверить выдвинутые предположения-версии.
Школьники рассуждают: если цвет зависит от
включений других минералов, то при растворении
соли они должны остаться, и мы их увидим. Если же
цвет связан с дефектами в решетке или с
изоморфным замещением, то соль вся растворится и
никаких твердых включений в растворе не
останется. Значит, чтобы проверить эти версии, то
есть подтвердить или опровергнуть первую, надо
минерал растворить. В этих рассуждениях все
правильно, но дети не учитывают еще один вариант
– возможность того, что включения могут
оказаться также растворимыми – позднее обращаем
на это их внимание.
При растворении образца красной соли в
прозрачном растворе плавают оранжевые нити –
какие-то органические структуры с мелкими
кристалликами гетита и гематита на них, видимыми
в микроскоп. Дети считают, что подтвердили первое
предположение. При растворении синей соли
никаких твердых включений не осталось, но в
процессе растворения под микроскопом видно, что
хотя пятна синей окраски и бесформенны, но при
утончении образца по мере растворения
становится видно, что синяя окраска
располагается полосчато – тончайшие синие и
бесцветные полоски идут параллельно граням
октаэдра или куба – то есть окраска
располагается закономерно в
кристаллографической структуре и исчезает при
полном растворении кусочка соли. Дети делают
вывод, что окраска связана с изоморфным
замещением или с дефектами в структуре, а не с
минеральными включениями. Для уточнения версии
предлагают провести один из видов химического
анализа образца, чтобы определить его состав и
выявить, есть ли примеси.
Это одно из маленьких исследований, которые
приучают детей при знакомстве с объектом
выдвигать несколько возможных версий, построить
рассуждения типа: если первая версия правильна,
то должно наблюдаться то-то, если правильна
версия вторая (третья, четвертая...), то должно
наблюдаться то-то; провести наблюдения и
эксперименты или анализы, поискать необходимые
признаки и, собрав данные, выбрать наиболее
правдоподобную, отвечающую наблюдениям версию.
Источники вдохновения:
подмосковные сосульки и кавказские ледники
Темы исследовательских работ возникают
по-разному. Во время работы на известняковом
карьере один из ребят обращает внимание на
концентрически чередующиеся белые и рыжие
кольцевидные структуры. Объясняю ему и другим
ребятам, как эти кольца Лизеганга образуются.
Мальчик очень заинтересовался и решил
исследовать этот образец. Он прочитал нужную
литературу, повторил опыт Лизеганга и
Пустовалова по выращиванию колец соответственно
в желатине и известняке, изучил шлифы под
микроскопом, провел пробоподготовку для
спектрального анализа разных зон и
проанализировал полученные из лаборатории
одного из институтов РАН результаты.
В другом случае мы на занятиях выращивали разные
кристаллы и их агрегаты – дендриты,
эпитаксические нарастания и другие. Ученики
заинтересовались процессом роста кристаллов и
провели исследования по росту кристаллов
квасцов и кристаллов льда в разных условиях,
например сосулек в Подмосковье, изучали
преобразование снега в лед в подмосковном
снежном покрове и в многолетних снежниках в
карстовых воронках на плато Лагонаки, где мы были
в экспедиции, а также пронаблюдали, какие формы
кристаллов галита (NaCl) получаются в разных
условиях, в том числе при добавлении разных
компонентов, например глицерина, к раствору.
Во время экспедиции на Кенозере детей
заинтересовал торф, и, отобрав образцы торфа,
собрав современную болотную растительность,
дети решили понять – всегда ли болото было таким,
как сейчас, или во время образования торфа состав
растительности был другой. Камеральные
исследования показали, что торф формировался в
низинном болоте, а сейчас это верховое или
переходное к нему.
Таким образом, темы школьных исследовательских
работ рождаются в ходе занятий, экскурсионных
поездок и экспедиций, посещений музеев. Бывает,
что тему подсказывает радиопередача или
телевизионная программа, иногда возникший спор
– так, например, родилась очень интересная
работа – обобщение современных данных по
эволюции органического мира и ее причинах,
начало которой положил спор о том, согласуется ли
с Библией представление об эволюции жизни на
Земле.
Вопросы после семинара
– Принципиален ли спектр курсов,
или он может варьироваться в зависимости от
интересов и образования педагогов?
– Набор специализаций и спецкурсов не
планируется жестко. Он зависит во многом от
интересов и профессиональной подготовки
работающих специалистов и педагогов лицея.
Жестко оговаривается необходимость наличия как
гуманитарных, так и естественно-научных курсов,
чтобы дети могли выбрать направление,
соответствующее их интересам. Несколько сложнее
дело обстоит с конкретными детскими работами. К
сожалению, на спецкурсы, как и на все, бывает мода,
и нередко возникает ситуация, когда именно у
этого педагога хотят заниматься исследованием
больше ребят, чем ему под силу. Тогда
привлекаются дополнительные специалисты для
руководства уже определенной работой. Также
поступают и тогда, когда ребенок во время занятий,
экскурсий или экспедиций заинтересуется
объектом или явлением, в котором педагог
недостаточно компетентен для руководства
исследованием, хотя, естественно, имеет общее о
нем представление.
– С какого возраста, по вашему мнению, можно
предлагать ребенку участие в исследовательской
деятельности?
– Мне кажется, возраст не ограничен, проблема в
выборе объекта исследования, такого, чтобы сам
ребенок мог поставить вопрос и придумать, что
надо сделать в поисках ответа. Детское
исследование не преследует как главную цель
научное открытие, важно, чтобы ребенок проявил
любознательность, удивился какому-то явлению или
объекту и проявил желание найти ответ на
интересующий его вопрос. Скажем, исследование по
теме «Определить зимой, какие деревья растут в
ближайшем парке» доступно очень рано –
достаточно руководителю быть биологом и иметь
соответствующий определитель древесной
растительности. Ребенок, рассмотрев веточки,
заметит разницу в расположении и форме почек,
цвете веток и их расположении на дереве, другие
особенности и увидит в этих различиях путь к
ответу. А в определителе найдет необходимые
данные с помощью учителя, который объяснит
устройство этого пособия. Подобных небольших тем
для первых исследований множество: «Определить,
почему на разных склонах оврага снег тает в
разное время» – здесь и компас можно
задействовать, и температурные измерения как
воздуха, так и после окончания снеготаяния
температуры поверхности почвы, и уклоны, если в
конкретном случае кроме экспозиции играет роль
крутизна склонов. Можно изучить изменение
растительности в зависимости от механического
состава почв, если в близкой зоне имеются почвы
песчанистые и глинистые или суглинистые. Дети,
просеивая почву через набор сит, легко увидят
разницу в распределении минеральных зерен по
размерным фракциям, а взвесив размерные фракции
по каждой пробе почвы, получат уже
количественное представление об этом и могут
даже сделать соответствующий наглядный график.
– Участие ребенка в поездках всегда
вызывает опасения у некоторой части родителей.
Как вы решаете эту проблему?
– Возникают проблемы и с родителями, и с детьми.
Некоторые родители боятся по различным
соображениям: слабый ребенок, ему будет трудно,
ребенок часто болеет, простудится, аллергик, мало
ли что, опасность терроризма, взаимоотношения
полов в экспедиции и т.д. Как правило, удается
переубедить родителей, а после первых поездок
опасения постепенно отпадают. Кроме того, при
поступлении ребенка в лицей мы предупреждаем о
поездках. Есть ребята, которые не хотят ехать
вообще или после того, как один раз съездили. Мы
относимся с пониманием к таким домоседам, к тому
же их немного.
– Вы говорите об уважении чужого мнения в
ходе исследований и дискуссий. Переносится ли
это качество на обычные жизненные ситуации?
– Да, конечно. Проблемы толерантности,
терпимости, понимания, что каждый имеет право на
свои взгляды и образ жизни, обсуждаются и на
уроках, и во внеклассной жизни. Это направление
экспедиционной работы находит свое продолжение
в таких мероприятиях, как, например, организация
психологической службой школы встреч с детьми из
Афганистана, живущими в России.
– В каких условиях, по вашему мнению,
возникает подростковая интеллектуальная среда?
– Для создания дружеской интеллектуальной среды
важно, чтобы ребят сближала та или иная
интеллектуальная деятельность, общее увлечение
исследовательской или творческой деятельностью.
Очень важно педагогам на занятии создавать стиль
общения с учениками, как с коллегами. Это
невозможно без того, чтобы сам учитель проявлял
толерантность: дети часто высказывают взгляды,
которые учитель не разделяет. Можно высказать
свое несогласие, мотивировать его, но защитить
перед другими учениками право ребенка на его
мнение. Если в этом есть необходимость, можно
постепенно откорректировать в желательном
направлении те мировоззренческие представления,
которые противоречат идеям свободного общества
и гуманности.
Признаками такой среды является обсуждение
ребятами интересных проблем во внеурочное время,
желание продолжать общение и после окончания
школы, участвовать в поездках и вообще в работе
школы уже в качестве помощников педагогу. Многие
из выпускников активно работают – даже
руководят курсовыми работами.
– Как возникает тема исследования?
– Бывает по-разному. Иногда ребенок сам находит
тему во время экспедиции, экскурсионной поездки
или на занятиях. В других случаях он выбирает из
той темы, над которой работали в экспедиции,
какой-то один вопрос. Но если ребенок не
высказался с определенностью, чем он хочет
заняться, то можно предложить ему несколько тем
на выбор, иногда это ведет к неудаче, иногда он
заинтересовывается, и получается неплохая
работа.
– Что для вас главное в работе педагога,
сделавшего исследовательскую работу
педагогическим инструментом?
– Знание проблемы, умение поставить доступную
задачу и подобрать доступные методы ее решения.
Очень существенны и моральные требования – не
надо свои задачи решать за счет ребенка, нельзя
подменять работу ребенка своей, держать свои
амбиции в стороне. Надо помнить, что самое
главное – это собственный шаг ребенка, пусть
маленький, но собственный и с его скоростью,
независимо от ближайших конференций, на которые
желательно успеть.
– Дополнительная нагрузка на педагога,
ведущего подобную работу, огромна. Ради чего,
помимо педагогических результатов, вы беретесь
за нее?
– Взрослый приобретает довольно много – приятно
смотреть, как растут ребята интеллектуально, как
их начинают занимать все более сложные проблемы.
Приятно приобретать друзей, на которых можно
положиться (а многие из выпускников становятся
такими друзьями).
– Посоветуйте, пожалуйста, тем, кто решит
перенять ваш опыт, каким должно быть соотношение
учеников и педагогов во время экспедиции?
– Оптимальное соотношение зависит от качеств
взрослых. В норме на 5–7 детей должен быть один
взрослый и на каждую группу не менее двух
взрослых. Кроме того, если в вашем окружении есть
взрослые, которые могут обеспечить интересное
общение детям во время отдыха вечером или во
время камеральных дней, очень хорошо пригласить
еще и такого человека. Ребятам важна
педагогическая полифония, когда педагоги с
разными интересами во многих областях – не одной
только профессиональной – делятся с ними своими
взглядами, знаниями, увлечениями и просто могут
побеседовать по душам. Мы всегда старались иметь
такие «дрожжи» в экспедиции из друзей, которые
могут, даже не работая в школе, сотрудничать в
экспедиции.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|