Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Можно ли достаточно определенно ответить на вопрос, что такое дополнительное образование? Сейчас и с базовым-то нет никакой ясности: несметное количество программ, учебников, форм обучения, не говоря уже о том, что мало кто понимает, в чем же результат образования и в какой форме его будут проверять. Давным-давно (в прошлом веке) дополнительным образованием мы считали дома пионеров, секции и кружки после уроков, школьную самодеятельность. В сегодняшней школе дополнительное образование существует там, где работают увлеченные люди – туризмом, театром, музыкой... Но всегда ли дополнительное образование сторонится традиционных школьных предметов? Оказывается, нет. В некоторых школах оно дополняет базовое образование не только количественно – другие предметы изучения, но и качественно – более сложные методы постижения традиционных школьных дисциплин. Так происходит, например, в московском лицее № 1553 “На Донской”. Его ученики могут выбрать в качестве дополнительного образования одну из специализаций: биогеохимия, фольклористика, история Отечества, геология, мифология, туризм, информационные технологии, химия; из спецкурсов – методы научных исследований, математику, физику, философию или стать участником творческого коллектива, где можно освоить фото- и видеосъемку, изучать фольклор в ансамбле «Лямца», а в театральной студии – участвовать в спектаклях и проводить исследования по истории театра. Одним словом, все по-прежнему строится на заинтересованности: взрослые, работающие в лицее, сами увлечены исследовательской работой и сделали ее содержанием дополнительного образования.
Многие из нас в студенческие времена с увлечением ездили в фольклорные экспедиции или на полевую практику, но в школе за суетой и заботами эти живые знания и интересы отошли на второй план. А ведь экспедиция может стать отправной точкой для многих интересных уроков практически по любому предмету. Попробуйте сделать предметом образования не только тексты учебников, но и мир вокруг нас. И тогда в организации вашей исследовательской работы опыт сегодняшнего семинара может оказаться полезным.
Елена ГУРВИЧ,
кандидат геолого-минералогических наук

Главный учебный предмет: любознательность

Экспедиции и исследовательская деятельность как основа школьных уроков

Учитель и ученик становятся коллегами-исследователями

Любая система образования основывается на некоторых идеях. Для нас это такое преподавание, когда, во-первых, ученики задумываются о единстве природной среды и чувствуют ответственность за ее нарушение.
Во-вторых, воспринимая различные точки зрения на многие явления природы и общества и опираясь на свои знания и опыт, могут сформулировать собственную аргументированную точку зрения. Это особенно важно для подростков, которые склонны к черно-белому восприятию мира, к острым, часто не оправданным реакциям, к ощущению безвыходности.
В-третьих, нам близка педагогическая концепция, рассматривающая исследовательскую деятельность детей как одну из основ успешного образовательного (да и вообще познавательного) процесса.
Мы решили выбрать исследовательскую деятельность учеников как важнейший инструмент образования. И поскольку нам казалось, что этот инструмент значительно эффективнее будет работать в рамках дополнительного образования, сделали главным направлением исследований работу в специализациях. В центре исследовательского цикла – летняя комплексная экспедиция, которую предваряют теоретические курсы. А после экспедиции – обработка материала, камеральные исследования и расширение теоретических знаний по интересующей ученика проблеме в течение учебного года.
При подобной работе задачей исследовательской деятельности не должна быть довузовская профессионализация школьников. Конечно, дети получают знания в избранной области, и это способствует их профориентации, но отказ от специализации не менее ценен, чем увлечение ею. Возможно, увлечение перерастет в серьезный профессиональный интерес, а может быть, останется только как хобби. Из этих соображений мы приветствуем переход после года занятий по желанию ребенка в другую специализацию.

Правильных ответов может быть много

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что исследование – нормальная, свойственная любому здоровому ребенку деятельность. Достаточно вспомнить малыша, который занят изучением новой игрушки. Он и рассмотрит ее со всех сторон, и помнет, и потрясет, и погрызет, а в более старшем возрасте – и разберет на части. И где бы ни оказался ребенок, увидев незнакомый объект или явление, он обрушивает на взрослых поток вопросов: «Что это? Почему?» К сожалению, недостаточная компетентность взрослых или их нежелание заниматься надоедливыми «почемучками» приводит к тому, что с возрастом многие дети, привыкнув слышать в ответ: «Не знаю... Отстань, я занят», перестают задавать вопросы.
Мы же считаем развитие и поддержание детской любознательности одной из главных задач образования, и для ее решения организуем исследовательскую деятельность учеников.
Именно в ходе собственного исследования дети привыкают быть наблюдательными, что важно для любого вида деятельности, особенно научной, и учатся ставить конструктивные вопросы.
Исследовательские подходы в известной степени универсальны: каждое исследование включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением в природе, обществе или в ходе эксперимента в лаборатории, попытку его собственного объяснения, знакомство с литературой по данной проблеме, сравнение, анализ и выводы как суммарный результат усвоения общетеоретических знаний, материалов, своих наблюдений и их осмысления. Поэтому в какой бы области знаний ни специализировался после окончания школы выпускник, навыки исследовательской деятельности пригодятся ему в дальнейшей работе, в выработке точки зрения, ориентации в различных социально-политических ситуациях.
Дети, как правило, привыкли давать однозначный, единственно правильный ответ. И общество, и семья, и школа толкают человека (особенно ребенка как наиболее управляемого) к моновариантным решениям. Наша задача – отвлечь детей от детерминированного подхода и развить поливерсионное мышление: умение при решении поставленной задачи построить несколько возможных версий, проверить их и обосновать избранную в результате версию.
В рамках базового курса удается построить некоторые уроки как исследование, на других рассказать, как ученые, принимая и отвергая различные гипотезы, пришли к современным теориям, познакомить с нерешенными проблемами. Однако научить детей воспринимать мир как поливерсионный значительно естественнее в ходе исследовательской деятельности. Именно в процессе собственного исследования, изучая факты и создавая версии, объясняющие их, ребенок не только яснее ощущает поливерсионность среды природной или социальной, но и приобретает навыки оперирования в такой среде.
Преподавание строится таким образом, чтобы, переходя от одной исследовательской задачи к другой, дети продвигались от поиска простых и легко обнаруживаемых версий к более глубоко лежащим версионным пластам и учились рассматривать этот подход не только как метод, свойственный данной науке, но и как один из универсальных методов исследования ситуаций в разных жизненных сферах.
В ходе природных исследований ученики осознают взаимозависимость между процессами и явлениями в географической оболочке, а, изучая фольклор, традиционные культуры и быт, глубже постигают зависимость социально-культурного и творческого мышления от природной среды.

Экспедиция. Опыт взросления

Одной из самых трудных педагогических задач мы считаем нахождение путей такого развития личности, когда индивидуализация и социализация ребенка происходили бы параллельно. Организация исследовательской деятельности детей с широким спектром различных специализаций, совместной работой в экспедиции и на занятиях предоставляет для этого все возможности.
Выбор экспедиции как центра исследовательского цикла не случаен. Дети живут в новых природных условиях. Одно дело слышать о приливах и отливах, другое дело наблюдать, как обнажается огромное пространство морского дна и как потом воды возвращаются, снова покрывая литораль. Одно дело читать про тайгу или тундру, совсем другое дело – пожить в этих неведомых краях.
Дети сталкиваются с незнакомыми им традиционными культурами – как русской, так и других народов, с иной архитектурой и бытом, обычаями и представлениями о мире. Все это расширяет их кругозор, приводит к мысли, что существуют и имеют право на существование различные воззрения, учит терпимости и уважительному отношению к чужим взглядам.
Кроме того, жизнь в полевых условиях обогащает их множеством полезных навыков самообслуживания, взаимопомощи.
У экспедиционных поездок есть и еще очень важная сторона. Среда, в которой живет ребенок, многогранна: семья, двор, школа, спортивная секция, и каждая составляющая оказывает на него влияние, играет определенную образовательную роль. Нередко отрицательную, направляя его деятельность в нежелательное русло.
Может ли школа этому противостоять? В течение уже довольно длительного времени мы стараемся создавать в лицее дружескую, интеллектуальную, творческую среду старшеклассников (8–11 классы).
Там появляются общие, интересные многим, проблемы для обсуждения, возникают навыки совместной работы, умение выслушать и понять доводы другого человека, умение аргументированно отстоять свою позицию и взгляды, рождается дружба, сохраняющаяся надолго после окончания школы. Эта дружеская среда интеллектуального общения обычно сохраняется у выпускников, они продолжают общаться, вместе ездят в походы и на экскурсии. И это, может быть, даже важнее тех конкретных знаний, которые они получат во время обучения.

Исследования по геологии

Когда дети впервые приходят на занятия, начинают они с теоретического курса. Мы рассказываем им о минералах и их свойствах, о горных породах, их структурах и текстурах, об основных геологических процессах, формирующих лик Земли, приводящих к образованию различных горных пород и минералов. Знакомим с геологической историей и эволюцией жизни в ходе ее, с геологическим временем. Говорим о нерешенных проблемах и существующих в науке теориях. Все занятия идут не в виде просто лекции, а с постоянной демонстрацией необходимых для понимания образцов и с множеством задач для самостоятельного рассмотрения и изучения образцов, для получения ответа на вопросы, данные в заданиях.
Например, дети уже знают из предыдущих занятий, что цвет минералов зависит от нескольких причин: от присутствия в минерале минералообразующего элемента-хромофора, от изоморфного замещения одних элементов другими, являющимися хромофорами, от включения в кристалле других минералов. Часто изменение цвета связано с различными дефектами в структуре кристаллов.
Ученики получают образцы красной и синей каменной соли (минерал галит), и им предлагается подумать, какие причины могут вызвать окраску галита, который должен быть в идеале бесцветен, и как проверить выдвинутые предположения-версии.
Школьники рассуждают: если цвет зависит от включений других минералов, то при растворении соли они должны остаться, и мы их увидим. Если же цвет связан с дефектами в решетке или с изоморфным замещением, то соль вся растворится и никаких твердых включений в растворе не останется. Значит, чтобы проверить эти версии, то есть подтвердить или опровергнуть первую, надо минерал растворить. В этих рассуждениях все правильно, но дети не учитывают еще один вариант – возможность того, что включения могут оказаться также растворимыми – позднее обращаем на это их внимание.
При растворении образца красной соли в прозрачном растворе плавают оранжевые нити – какие-то органические структуры с мелкими кристалликами гетита и гематита на них, видимыми в микроскоп. Дети считают, что подтвердили первое предположение. При растворении синей соли никаких твердых включений не осталось, но в процессе растворения под микроскопом видно, что хотя пятна синей окраски и бесформенны, но при утончении образца по мере растворения становится видно, что синяя окраска располагается полосчато – тончайшие синие и бесцветные полоски идут параллельно граням октаэдра или куба – то есть окраска располагается закономерно в кристаллографической структуре и исчезает при полном растворении кусочка соли. Дети делают вывод, что окраска связана с изоморфным замещением или с дефектами в структуре, а не с минеральными включениями. Для уточнения версии предлагают провести один из видов химического анализа образца, чтобы определить его состав и выявить, есть ли примеси.
Это одно из маленьких исследований, которые приучают детей при знакомстве с объектом выдвигать несколько возможных версий, построить рассуждения типа: если первая версия правильна, то должно наблюдаться то-то, если правильна версия вторая (третья, четвертая...), то должно наблюдаться то-то; провести наблюдения и эксперименты или анализы, поискать необходимые признаки и, собрав данные, выбрать наиболее правдоподобную, отвечающую наблюдениям версию.

Источники вдохновения: подмосковные сосульки и кавказские ледники

Темы исследовательских работ возникают по-разному. Во время работы на известняковом карьере один из ребят обращает внимание на концентрически чередующиеся белые и рыжие кольцевидные структуры. Объясняю ему и другим ребятам, как эти кольца Лизеганга образуются. Мальчик очень заинтересовался и решил исследовать этот образец. Он прочитал нужную литературу, повторил опыт Лизеганга и Пустовалова по выращиванию колец соответственно в желатине и известняке, изучил шлифы под микроскопом, провел пробоподготовку для спектрального анализа разных зон и проанализировал полученные из лаборатории одного из институтов РАН результаты.
В другом случае мы на занятиях выращивали разные кристаллы и их агрегаты – дендриты, эпитаксические нарастания и другие. Ученики заинтересовались процессом роста кристаллов и провели исследования по росту кристаллов квасцов и кристаллов льда в разных условиях, например сосулек в Подмосковье, изучали преобразование снега в лед в подмосковном снежном покрове и в многолетних снежниках в карстовых воронках на плато Лагонаки, где мы были в экспедиции, а также пронаблюдали, какие формы кристаллов галита (NaCl) получаются в разных условиях, в том числе при добавлении разных компонентов, например глицерина, к раствору.
Во время экспедиции на Кенозере детей заинтересовал торф, и, отобрав образцы торфа, собрав современную болотную растительность, дети решили понять – всегда ли болото было таким, как сейчас, или во время образования торфа состав растительности был другой. Камеральные исследования показали, что торф формировался в низинном болоте, а сейчас это верховое или переходное к нему.
Таким образом, темы школьных исследовательских работ рождаются в ходе занятий, экскурсионных поездок и экспедиций, посещений музеев. Бывает, что тему подсказывает радиопередача или телевизионная программа, иногда возникший спор – так, например, родилась очень интересная работа – обобщение современных данных по эволюции органического мира и ее причинах, начало которой положил спор о том, согласуется ли с Библией представление об эволюции жизни на Земле.

Вопросы после семинара

– Принципиален ли спектр курсов, или он может варьироваться в зависимости от интересов и образования педагогов?
– Набор специализаций и спецкурсов не планируется жестко. Он зависит во многом от интересов и профессиональной подготовки работающих специалистов и педагогов лицея. Жестко оговаривается необходимость наличия как гуманитарных, так и естественно-научных курсов, чтобы дети могли выбрать направление, соответствующее их интересам. Несколько сложнее дело обстоит с конкретными детскими работами. К сожалению, на спецкурсы, как и на все, бывает мода, и нередко возникает ситуация, когда именно у этого педагога хотят заниматься исследованием больше ребят, чем ему под силу. Тогда привлекаются дополнительные специалисты для руководства уже определенной работой. Также поступают и тогда, когда ребенок во время занятий, экскурсий или экспедиций заинтересуется объектом или явлением, в котором педагог недостаточно компетентен для руководства исследованием, хотя, естественно, имеет общее о нем представление.

– С какого возраста, по вашему мнению, можно предлагать ребенку участие в исследовательской деятельности?
– Мне кажется, возраст не ограничен, проблема в выборе объекта исследования, такого, чтобы сам ребенок мог поставить вопрос и придумать, что надо сделать в поисках ответа. Детское исследование не преследует как главную цель научное открытие, важно, чтобы ребенок проявил любознательность, удивился какому-то явлению или объекту и проявил желание найти ответ на интересующий его вопрос. Скажем, исследование по теме «Определить зимой, какие деревья растут в ближайшем парке» доступно очень рано – достаточно руководителю быть биологом и иметь соответствующий определитель древесной растительности. Ребенок, рассмотрев веточки, заметит разницу в расположении и форме почек, цвете веток и их расположении на дереве, другие особенности и увидит в этих различиях путь к ответу. А в определителе найдет необходимые данные с помощью учителя, который объяснит устройство этого пособия. Подобных небольших тем для первых исследований множество: «Определить, почему на разных склонах оврага снег тает в разное время» – здесь и компас можно задействовать, и температурные измерения как воздуха, так и после окончания снеготаяния температуры поверхности почвы, и уклоны, если в конкретном случае кроме экспозиции играет роль крутизна склонов. Можно изучить изменение растительности в зависимости от механического состава почв, если в близкой зоне имеются почвы песчанистые и глинистые или суглинистые. Дети, просеивая почву через набор сит, легко увидят разницу в распределении минеральных зерен по размерным фракциям, а взвесив размерные фракции по каждой пробе почвы, получат уже количественное представление об этом и могут даже сделать соответствующий наглядный график.

– Участие ребенка в поездках всегда вызывает опасения у некоторой части родителей. Как вы решаете эту проблему?
– Возникают проблемы и с родителями, и с детьми. Некоторые родители боятся по различным соображениям: слабый ребенок, ему будет трудно, ребенок часто болеет, простудится, аллергик, мало ли что, опасность терроризма, взаимоотношения полов в экспедиции и т.д. Как правило, удается переубедить родителей, а после первых поездок опасения постепенно отпадают. Кроме того, при поступлении ребенка в лицей мы предупреждаем о поездках. Есть ребята, которые не хотят ехать вообще или после того, как один раз съездили. Мы относимся с пониманием к таким домоседам, к тому же их немного.

– Вы говорите об уважении чужого мнения в ходе исследований и дискуссий. Переносится ли это качество на обычные жизненные ситуации?
– Да, конечно. Проблемы толерантности, терпимости, понимания, что каждый имеет право на свои взгляды и образ жизни, обсуждаются и на уроках, и во внеклассной жизни. Это направление экспедиционной работы находит свое продолжение в таких мероприятиях, как, например, организация психологической службой школы встреч с детьми из Афганистана, живущими в России.

– В каких условиях, по вашему мнению, возникает подростковая интеллектуальная среда?
– Для создания дружеской интеллектуальной среды важно, чтобы ребят сближала та или иная интеллектуальная деятельность, общее увлечение исследовательской или творческой деятельностью. Очень важно педагогам на занятии создавать стиль общения с учениками, как с коллегами. Это невозможно без того, чтобы сам учитель проявлял толерантность: дети часто высказывают взгляды, которые учитель не разделяет. Можно высказать свое несогласие, мотивировать его, но защитить перед другими учениками право ребенка на его мнение. Если в этом есть необходимость, можно постепенно откорректировать в желательном направлении те мировоззренческие представления, которые противоречат идеям свободного общества и гуманности.
Признаками такой среды является обсуждение ребятами интересных проблем во внеурочное время, желание продолжать общение и после окончания школы, участвовать в поездках и вообще в работе школы уже в качестве помощников педагогу. Многие из выпускников активно работают – даже руководят курсовыми работами.

– Как возникает тема исследования?
– Бывает по-разному. Иногда ребенок сам находит тему во время экспедиции, экскурсионной поездки или на занятиях. В других случаях он выбирает из той темы, над которой работали в экспедиции, какой-то один вопрос. Но если ребенок не высказался с определенностью, чем он хочет заняться, то можно предложить ему несколько тем на выбор, иногда это ведет к неудаче, иногда он заинтересовывается, и получается неплохая работа.

– Что для вас главное в работе педагога, сделавшего исследовательскую работу педагогическим инструментом?
– Знание проблемы, умение поставить доступную задачу и подобрать доступные методы ее решения. Очень существенны и моральные требования – не надо свои задачи решать за счет ребенка, нельзя подменять работу ребенка своей, держать свои амбиции в стороне. Надо помнить, что самое главное – это собственный шаг ребенка, пусть маленький, но собственный и с его скоростью, независимо от ближайших конференций, на которые желательно успеть.

– Дополнительная нагрузка на педагога, ведущего подобную работу, огромна. Ради чего, помимо педагогических результатов, вы беретесь за нее?
– Взрослый приобретает довольно много – приятно смотреть, как растут ребята интеллектуально, как их начинают занимать все более сложные проблемы. Приятно приобретать друзей, на которых можно положиться (а многие из выпускников становятся такими друзьями).

– Посоветуйте, пожалуйста, тем, кто решит перенять ваш опыт, каким должно быть соотношение учеников и педагогов во время экспедиции?
– Оптимальное соотношение зависит от качеств взрослых. В норме на 5–7 детей должен быть один взрослый и на каждую группу не менее двух взрослых. Кроме того, если в вашем окружении есть взрослые, которые могут обеспечить интересное общение детям во время отдыха вечером или во время камеральных дней, очень хорошо пригласить еще и такого человека. Ребятам важна педагогическая полифония, когда педагоги с разными интересами во многих областях – не одной только профессиональной – делятся с ними своими взглядами, знаниями, увлечениями и просто могут побеседовать по душам. Мы всегда старались иметь такие «дрожжи» в экспедиции из друзей, которые могут, даже не работая в школе, сотрудничать в экспедиции.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



3

Рейтинг@Mail.ru