ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Сергей ЗАИР-БЕК, кандидат педагогических наук,
исполнительный директор программы РКМЧП в
России
Пишите письма на уроке!
Эссе как способ рефлексии для ваших
учеников
Конец учебного года – традиционное
время подведения итогов, повторения, контрольных
работ. Мы тоже решили не нарушать привычного хода
школьной жизни и провести «итоговый урок по теме
“Рефлексия”». Если вы следили за публикациями в
рубрике «Критическое мышление», то успели
познакомиться с некоторыми приемами, которые
учитель или родители могут использовать на
стадии рефлексии для развития мышления ребенка.
Сегодня – рассказ еще об одном приеме,
используемом в технологии «Критического
мышления». Судя по письмам, приходящим в редакцию,
они помогают вам в классе и дома сделать так,
чтобы вашим детям и ученикам было интересно
готовить домашние задания и изучать новый
материал, чтобы они не боялись вопросов учителя и
проверочных работ.
Для устной проверки пройденного
материала очень редко остается достаточное
количество времени на уроке. Поэтому в школе
распространена практика письменных проверочных
работ. К сожалению, формулировки заданий в этих
работах не всегда позволяют проверить степень
понимания учеником того или иного понятия или
закономерности. Вместе с тем письмо представляет
на стадии рефлексии не меньшую ценность, чем
устные высказывания: письмо позволяет ученику в
сжатом виде изложить свои мысли,
систематизировать их. Давно известно: человек,
умеющий хорошо писать, может и свободно говорить.
Но в последнее время на уроках по многим
предметам: истории, географии, биологии и других
– школьники, к сожалению, очень мало пишут.
– А зачем это нужно? – заметила одна учительница.
– Я ведь не литературу преподаю. Пусть лучше
слушают, говорят побольше. А большинство
материала и так есть в учебнике.
В этом высказывании кроется, на мой взгляд,
большое заблуждение. Действительно, наверное, не
стоит писать на уроке, как на институтской лекции.
Согласимся и с тем, что дублировать учебник
совсем необязательно. Но ведь письмо нужно не
только для фиксирования нового материала. Письмо
может быть действенным средством для
высказывания ребятами своих суждений, анализа и
оценки новой и уже знакомой информации. Великий
ученый Д.И.Менделеев говорил, что любая мысль
гроша ломаного не стоит, если она не записана на
бумаге.
Я хотел бы остановиться на некоторых приемах
письменной рефлексии, которые успешно
применяются учителями как на уроках, так и для
выполнения домашних работ.
После того как ребята прослушали лекцию учителя
или прочитали текст, мы обычно просим ответить на
вопросы, поделиться своими мыслями, порассуждать.
Эта часть урока интересна для школьников:
наконец-то они имеют возможность высказаться. В
процессе устной рефлексии «на поверхности»
появляется множество интересных мыслей, важных
умозаключений. Но эта работа может оказаться не
очень эффективной, если не дать ученикам
возможности самостоятельно подумать над
услышанным, выбрать наиболее ценные для них
мысли и записать, чтобы систематизировать и
запомнить. Поэтому после дискуссии или ответов
на вопросы было бы очень важно дать ученикам
письменное задание.
Одним из видов таких заданий является написание
эссе. Эссе – это письменные размышления на
заданную тему. Этот вид работы особенно
эффективен, если школьники пишут его «по горячим
следам», не продумывая тщательно план и
структуру.
Например, ученики на уроке литературы изучали
рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник», в котором
говорится о том, как следователь допрашивал
крестьянина, отвинтившего гайку от шпал на
железной дороге. Ребята вместе с учителем
обсуждали вопрос о том, кто же является
злоумышленником в этом рассказе. Не обошлось и
без дискуссии. Когда до конца урока оставалось 20
минут, учитель прервал обсуждение и попросил
ребят в течение 10 минут написать небольшое эссе
по тому вопросу, по которому они высказывались в
течение урока. Закончив писать, ученики могли
прочитать свои заметки. Таким образом, учитель
дал возможность школьникам сделать резюме по
всем высказанным мнениям и сформулировать свою
точку зрения кратко и аргументированно.
Эссе можно писать не только на уроках литературы,
но и практически на всех уроках, где ученики
работают с текстами. Важно, чтобы в процессе
работы школьники не останавливались, а
продолжали все время записывать все свои мысли.
Иногда написанное эссе может служить в
дальнейшем рабочим материалом для написания
большого сочинения или доклада.
Например, на уроке по экономической географии
России ученики писали эссе на тему «Влияют ли
экологические проблемы на состояние экономики
страны?». Потом учитель попросил прочитать про
себя написанное, подчеркнуть наиболее
существенные мысли. Тем самым ребята выделили
тезисы для своих будущих докладов по темам,
которые они сформулировали сами, отметив самую,
на их взгляд, главную фразу в работе. Отметим, что
такое задание совсем не обязательно проверять
учителю. Этот вид эссе в большей степени
необходим самим ученикам.
Если же учитель хочет проверить, что ученики
усвоили на уроке, он может предложить им в самом
конце урока написать пятиминутное эссе, в
котором школьники отвечают на вопросы: что они
поняли из пройденного материала, какие вопросы у
них возникли и что осталось непонятным? Эти
работы они сдают учителю, который может их
использовать не только для проверки знаний, но и
для подготовки к следующему уроку.
Учитель может применить и другие приемы обучения
письму на уроках и при выполнении домашнего
задания. Например, можно использовать в качестве
формы составления письменного задания один из
множества видов письменной документации, с
которыми многим ребятам придется иметь дело в
будущем. Так, для того чтобы ученики научились
быстро отбирать наиболее важную информацию из
прочитанного или услышанного ими, можно
использовать прием оформления телеграммы.
Представим, что на уроке географии в 7 классе
школьники изучают физико-географическое
положение Австралии. Прочитав текст об этом
материке, они получают от учителя задание
послать ему телеграмму от имени впервые
попавшего туда туриста. При этом ребятам нужно
помнить о том, что в телеграмме должно быть очень
немного слов, в которых будет отражено только
самое важное. В результате может получиться,
например, такая телеграмма:
НАХОЖУСЬ В СТОЛИЦЕ АВСТРАЛИИ КАНБЕРРЕ
ТЧК
ЗА ОКНОМ БОЛЬШОЙ ВОДОРАЗДЕЛЬНЫЙ ХРЕБЕТ ТЧК
ЗА НИМ ОДНИ РАВНИНЫ ТЧК
С КОРАЛЛОВОГО МОРЯ ДУЕТ ВЛАЖНЫЙ ВЕТЕР ТЧК
ИГРАЮ С КЕНГУРУ ТЧК
Задание: пусть ученики попробуют после
изучения новой темы написать по данному вами
бланку-образцу: памятку читателю, правила
пользования, инструкцию по применению, заявление
начальнику и т.д.
Письменная рефлексия может быть не только
индивидуальной, но и парной и групповой. В этом
случае предлагаемые задания позволят ученикам
не только обобщить изученный материал, но и
действовать сообща, согласовывая свою точку
зрения с мнением других людей. Совместные
письменные размышления нескольких учеников
помогут им более глубоко проанализировать
прочитанный текст, рассмотреть его с разных
позиций.
Например, на уроке по обществознанию ученики
рассматривают такие категории, как мораль и
нравственность. Учитель просит их объединиться в
группы по три человека и письменно вместе
ответить на вопрос: Согласны ли вы со словами
известного философа В.Соловьева о том, что высшая
нравственность требует некоторой свободы для
безнравственности. При выполнении этого задания
каждый из троих в группе пишет по два предложения,
причем следующий продолжает уже написанный
текст. Любые устные обсуждения нежелательны.
Каждый пишет свои предложения три раза по
очереди. Таким образом, в эссе должно получиться
18 предложений. Последние два предложения должны
представлять собой выводы по всему написанному
тексту. Время написания такого эссе ограничено.
Потом группы читают для всех остальных свои
тексты, после чего начинается обсуждение.
И в заключение сегодняшнего «урока» –
рекомендации по наиболее эффективному, на взгляд
автора, проведению стадии рефлексии.
1. На стадии рефлексии важен не только результат,
но и сам процесс. Так, процесс дискуссии,
корректность ее участников, аргументированность
высказываний, разумность задаваемых вопросов не
менее важны для развития мышления ребенка, чем
само содержание дискуссии. Знания могут забыться
по прошествии времени, а умение действовать в
определенных ситуациях остается надолго. Хорошо,
если форма и содержание проводимой рефлексии не
перевешивают друг друга.
2. Рефлексия у каждого из нас происходит с
различной скоростью. Поэтому необходимо дать
достаточное количество времени для размышления,
что увеличит его эффективность. Задавая вопрос,
желательно сделать небольшую паузу, прежде чем
требовать у ребенка ответ на него. Это правило
касается и письменных заданий. Слишком быстрый
темп может привести к поверхностным
размышлениям, в то же время слишком медленный
темп часто вызывает у ребят потерю интереса к
работе.
3. Задействуйте и разум, и чувства ребят.
Представляются важными не только логические
умозаключения, но и эмоциональные переживания.
Эмоционально окрашенный ответ свидетельствует
об искренней заинтересованности ученика к
изучаемой теме.
4. Желательно использовать как устные, так и
письменные формы проведения рефлексии. Это
позволит ребятам четче формулировать свои мысли,
лучше запомнить изученный материал.
5. Не стоит навязывать ученику свою точку зрения.
Помните, что вы являетесь авторитетом для своих
учеников. Ваше вмешательство может затормозить
их собственные размышления, в результате чего
они побоятся высказать свою точку зрения.
6. В процессе рефлексии ученикам важно помнить о
ее предмете. Фраза «Если помните, речь идет о...»
поможет вам мягко вернуть их к необходимой теме
разговора.
7. Фиксируйте наиболее интересные высказывания (лучше
всего на доске или на пленке для кадаскопа),
акцентируйте на них внимание класса.
8. Поощряйте к участию в рефлексии всех
школьников в классе.
Полностью этот материал вы можете прочитать в
книге “Учим детей мыслить критически” (авторы: И.О.Загашев,
С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская), вышедшей в
издательстве “Семантика”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|