ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
“Педагогика – не наука», –
утверждает Александр Тубельский и аргументирует
это так: в науке каждый ученый и практик
использует сделанные до него открытия. А в
образовании? Проблемы, стоявшие перед Коменским,
Руссо или Толстым, – решены ли они в каждой школе
и относительно каждого ребенка? (Можете не
отвечать, это был риторический вопрос.) Значит,
каждый учитель проходит путь от педагогического
«каменного топора» до педагогического же
«компьютера» только сам.
Откуда-то (наверное, из чего-то
научно-популярного) я знаю, что телефон в одно и
то же время изобрели сразу два совершенно не
знакомых друг с другом человека. А может, и не
телефон, а паровоз, например, или радио... И
почему-то мне кажется, что тот, второй, который не
успел застолбить патент, ужасно расстроился.
Пожалуй, тут кто хочешь расстроится:
изобретал-изобретал, а в последний момент
опередили. Так, наверное, происходит во всех
областях жизни – от сельского хозяйства до
космических технологий и от микробиологии до
астрономии. За исключением педагогики – это уж я
не предполагаю, а знаю наверняка.
Учитель, «изобредший велосипед» и узнавший, что
нечто похожее делает его коллега на другом конце
страны, или в соседней области, или где-нибудь в
забытой богом Голландии, да еще добрых
восемьдесят лет подряд, – так вот, учитель такой
доволен бывает сверх всякой меры. (Это я и о себе в
том числе.) Он взахлеб слушает своего
«конкурента», переспрашивает, дотошно уточняет:
да-да, и у нас в классе так же... и проблемы похожи...
а как вы?.. и мы тоже... – потому что необыкновенно
важно найти единомышленников. Ведь стоит
свернуть с проторенной традиционной колеи, и
появляются сомнения. А то ли я делаю? Правильно
ли?
И тут уж нет для учителя другой аттестации, кроме
собственной. Не принимать же в расчет
официальный контроль: стаж, разряд, процент
обученности, наличие, отсутствие,
административные контрольные, стой-раз-два?.. Не
просто это – прислушиваться постоянно к своей
работе. Не телефон ведь изобретаем: услышали на
том конце провода, значит, все правильно – у нас
«на другом конце» ученики, за наши ошибки им
расплачиваться.
Поэтому, наверное, так удивительно узнавать, что
люди в разных городах, работая в непохожих
школах, с разными детьми, придумывают почти одно
и то же методом проб и ошибок всего за несколько
лет относительной свободы, каждый своим путем
пришел к схожим идеям, принципам работы, методам.
Разговариваешь с учителями из Брянска,
Екатеринбурга, подмосковного Николо-Урюпино,
Краснодарского края – и узнаешь свои
собственные мысли, сомнения и «открытия». В этом
рассказе всегда находится красивый прием, идея,
про которые думаешь: как же я сама-то не
догадалась, надо будет попробовать. И это,
по-моему, признак того, что в главном мы не
ошибаемся.
Слышала от коллег и по своему опыту знаю, что
учителя-единомышленника узнаешь, даже если он
будет вести урок на незнакомом тебе языке, – по
интонациям учителя и детей, по атмосфере во время
групповой работы или обсуждения. Мне кажется, что
я могу включиться в близкий мне по духу урок с
любого места, чувствую «точки роста», из которых
можно было бы двигаться в интересном
направлении, и я знаю, как это сделать, сами собой
придумываются задания. Значит, я среди своих.
А бывает, сидишь на уроке и понимаешь: и учитель
работает мастерски, и дети довольны, и урок
красивый, но – не моё. И значит, я не смогу
посмотреться в него как в зеркало.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|