Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Колонка редактора

“Педагогика – не наука», – утверждает Александр Тубельский и аргументирует это так: в науке каждый ученый и практик использует сделанные до него открытия. А в образовании? Проблемы, стоявшие перед Коменским, Руссо или Толстым, – решены ли они в каждой школе и относительно каждого ребенка? (Можете не отвечать, это был риторический вопрос.) Значит, каждый учитель проходит путь от педагогического «каменного топора» до педагогического же «компьютера» только сам.
Откуда-то (наверное, из чего-то научно-популярного) я знаю, что телефон в одно и то же время изобрели сразу два совершенно не знакомых друг с другом человека. А может, и не телефон, а паровоз, например, или радио... И почему-то мне кажется, что тот, второй, который не успел застолбить патент, ужасно расстроился. Пожалуй, тут кто хочешь расстроится: изобретал-изобретал, а в последний момент опередили. Так, наверное, происходит во всех областях жизни – от сельского хозяйства до космических технологий и от микробиологии до астрономии. За исключением педагогики – это уж я не предполагаю, а знаю наверняка.
Учитель, «изобредший велосипед» и узнавший, что нечто похожее делает его коллега на другом конце страны, или в соседней области, или где-нибудь в забытой богом Голландии, да еще добрых восемьдесят лет подряд, – так вот, учитель такой доволен бывает сверх всякой меры. (Это я и о себе в том числе.) Он взахлеб слушает своего «конкурента», переспрашивает, дотошно уточняет: да-да, и у нас в классе так же... и проблемы похожи... а как вы?.. и мы тоже... – потому что необыкновенно важно найти единомышленников. Ведь стоит свернуть с проторенной традиционной колеи, и появляются сомнения. А то ли я делаю? Правильно ли?
И тут уж нет для учителя другой аттестации, кроме собственной. Не принимать же в расчет официальный контроль: стаж, разряд, процент обученности, наличие, отсутствие, административные контрольные, стой-раз-два?.. Не просто это – прислушиваться постоянно к своей работе. Не телефон ведь изобретаем: услышали на том конце провода, значит, все правильно – у нас «на другом конце» ученики, за наши ошибки им расплачиваться.
Поэтому, наверное, так удивительно узнавать, что люди в разных городах, работая в непохожих школах, с разными детьми, придумывают почти одно и то же методом проб и ошибок всего за несколько лет относительной свободы, каждый своим путем пришел к схожим идеям, принципам работы, методам. Разговариваешь с учителями из Брянска, Екатеринбурга, подмосковного Николо-Урюпино, Краснодарского края – и узнаешь свои собственные мысли, сомнения и «открытия». В этом рассказе всегда находится красивый прием, идея, про которые думаешь: как же я сама-то не догадалась, надо будет попробовать. И это, по-моему, признак того, что в главном мы не ошибаемся.
Слышала от коллег и по своему опыту знаю, что учителя-единомышленника узнаешь, даже если он будет вести урок на незнакомом тебе языке, – по интонациям учителя и детей, по атмосфере во время групповой работы или обсуждения. Мне кажется, что я могу включиться в близкий мне по духу урок с любого места, чувствую «точки роста», из которых можно было бы двигаться в интересном направлении, и я знаю, как это сделать, сами собой придумываются задания. Значит, я среди своих.
А бывает, сидишь на уроке и понимаешь: и учитель работает мастерски, и дети довольны, и урок красивый, но – не моё. И значит, я не смогу посмотреться в него как в зеркало.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



3

Рейтинг@Mail.ru