ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА
На пределе яркости
Кое-что о рекламном клипе, который
может стать жизненной эстетикой для
подрастающего поколения
Есть такое противоречие в культуре. Отсутствие
связи там, где хотелось бы, чтобы она была. Надо,
чтобы усваивалось хорошее, правильное,
благородное. А усваивается...
В кино эта проблема формулируется как задача
создания положительного героя. Задача непростая.
Сваливая в искомый образ, как в мусоропровод,
ворох замечательных свойств, мы делаем его
картонным, неживым. Главной героине сложно
влюбиться в него к концу картины. Короче, я не
видел парня, которому бы нравился белокурый
герой Столярова из туповатой комедии «Цирк». Да и
девушки не видел. Редкая рыба поймается на пустой
крючок.
Звездой хрущевских 60-х стал Николай Рыбников. Его
персонажи курили, депрессировали, плохо учились,
иногда даже совершали единичные свинские
поступки. Рыбникову удалось нащупать счастливую
грань естественности и благородства. Он доказал,
что и положительного героя можно любить.
Но негодяев и злодеев в нашем кино играли тоже
замечательные и обаятельные актеры. И пионеры с
аппетитом перенимали плохое. «О нет, я не Негоро,
– вторили они сочному голосу Михаила Астангова,
– я капитан Себастьян Перейра». И отзывались лет
через двадцать, нервно подергивая щекой:
«Опытный профессионал не поехал бы в приют. А вас,
Штирлиц, я попрошу остаться».
Спрашивается: что хорошего в том, что пацаны
учатся у бессовестного работорговца или у шефа
гестапо? Правильно, ничего хорошего. А что делать?
Советовать актерам не выкладываться?
Народная любовь разорвала на цитаты всю
«Кавказскую пленницу»: плохо мы еще воспитываем
нашу молодежь. Где-то там, далеко в горах, еще
сохранились эти бабушкины сказки, дедушкины
обычаи... Тут трудно удержаться и не влепить:
подростки учились двоемыслию и лицемерию. А если
мягче: учились кошачьей пластике. То есть
взрослели. Но и лицемерию тоже учились.
Новое время доводит яркость до предела. Это уже
не художественная яркость, а технологическая.
«Антикиллер» Егора Кончаловского в каждом кадре
отвратителен и одновременно ярок. Рельефные
жесты, паузы, повороты головы. Все фразы красивые.
Весь фильм построен на эстетике рекламного
клипа.
Дар Мидаса – мы теперь все можем делать красиво.
Ударить в живот человека со связанными руками.
Выстрелить в безоружного. Пугать утюгом. Мой сын,
получив «Твикс», мгновенно откусил от двух
полосок сразу, точно скопировав телевизионную
рекламу.
Вопрос на засыпку: чем плохое лучше хорошего?
Плохое заведомо искреннее (а зачем ему было бы
врать?). Плохое посвежее. Прикольнее.
Леденцы от кашля обеспечивают прикрытие
адюльтера. Пепси-кола связывается с
предательством («Это он!»). Ириска «Меллер»
помогает экипажу потихоньку покинуть самолет с
пассажирами..
Задний ход. Это все-таки шутки. Что ж мы, шуток не
понимаем? Мы понимаем шутки. Но юмористическое
наполнение выветривается через 10–15 первых
трансляций рекламы. И, глядя на нее в сотый раз, мы
воспринимаем ее уже бессмысленно и некритично,
то есть всерьез.
А всерьез нам некому предъявлять рекламацию. Ни
заказчик, ни исполнитель не подряжались
воспитывать ни нас, ни наших детей. Такого пункта
не было в договоре. Вот если бы ириска «Меллер»
оказалась некачественной... Когда леденцы никак
не помогают от кашля, тут можно что-то вякнуть,
оценить моральный ущерб. Но явно некондиционный
поступок экипажа, который по существу дела
рекламируется, вне людского суда. Нет нужды
припоминать всамделишный греческий паром, где
команда в пиковый момент поступила точно по
рекламе. Вы и сами его вспомнили. Интересно,
жевали ли там пресловутые ириски?..
Зашкаливая яркость, мы попадаем в ту или иную
экстремаль. Ставим планку. Смелости. Трусости.
Ловкости. Тупости и пошлости. Стоит ли
удивляться, когда молодежь азартно штурмует эти
планки.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|