Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ПАСХА ХРИСТОВА 
 

Василий КНЯЗЕВ

История, предание, торжество

Исторически Праздник Воскресения Христова именуется Пасхой, так как эти события случились в дни ветхозаветного еврейского праздника «песах» (иврит «уходить», «проходить мимо»). Отмечая «песах», евреи вспоминали дни своего освобождения из египетского плена. Как Моисей их вывел из Египта, как гнались за ними всадники фараона, как блуждали они по пустыне и почти уже отчаялись, так и мы, вырвавшись из плена небытия и блуждая по нашей жизни, почти отчаявшись, добредаем до этого дня и возвращаем себе надежду…
Ветхозаветную Пасху начали отмечать больше чем за полтора тысячелетия до Рождества Христова. Приходилась она на неделю от 14 до 21 нисана, лунного весеннего месяца, месяца колосьев. В эти дни в Палестине созревал ячмень. И не мудрено, что именно весна символизировала время Творения Мира, те самые первые шесть дней, когда была создана Вселенная…
Разумеется, Воскресение Господне случилось в эти же дни отнюдь не случайно. Физическое освобождение от рабства сменяется в Новом Завете освобождением полным, непреложным и окончательным. Совершается «второе творение», побеждающее и переплавляющее грех отпадения. Вот что говорит по этому поводу замечательный богослов и пастырь, наш современник митрополит Антоний Сурожский:
«Смерть бывает разная. Бывает телесная смерть, но бывает смерть еще более страшная: разлука, разлука окончательная, разлука вечная, непреодолимая разлука. И эта смерть, в течение тысячелетий до прихода Христова, была опытом всего человечества. Оторвавшись от Бога, потеряв Бога как источник своей жизни, человечество стало не только умирать телом, но стало уходить окончательно, навсегда от общения с Ним. Умерев без Него, люди оставались мертвыми без Него. И вот Христос, Сын Божий, Бог Живой, пришел на землю, Он жил человеческой жизнью. Будучи Богом Живым, самой Жизнью, Он приобщился всему, что составляло судьбу человека: Он жаждал, был голоден, уставал; но страшнее всего – в конечном итоге Он приобщился умиранию и смерти. Как Бог Он умереть не мог; но по любви к нам Он разделил с нами нашу судьбу. С Богом остался и был отвержен людьми; с людьми не разлучился и на Кресте – о, на Кресте Он сказал самые страшные слова истории: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?.. И умер, умер: сама Жизнь умерла, потух свет, который Свет по существу...
И вот сошел Христос Своей душой в ту бездну богооставленности, где нет Бога. Когда Он вошел в эту страшную область, Он Собой, Своим Божеством, Жизнью вечной, Светом не умирающим заполнил все. И эта смерть навсегда упразднена; теперь смерть мы называем успением, временным сном. И когда умираем, мы уходим не в бездну отчаяния и богооставленности, а к Богу, возлюбившему нас так, что Он Сына Своего единородного, единственного, возлюбленного дал, чтобы мы поверили в Его любовь!»
Воскресение Христово становится нашей Пасхой – потому что Оно нам и Врата, и Надежда. Латинский философ Арнобий писал: «Из двух неочевидностей ту, которая дает нам надежду, всегда следует предпочитать той, которая не дает нам ее». Увы, как часто мы пренебрегаем этой максимой…
Праздник Пасхи отмечался уже во времена апостолов. Они помнили Иисуса, они видели его после воскрешения и передавали истории о нем как непосредственное свидетельство. Вот почему христианство немыслимо без Церкви, где существует преемственность апостольской благодати (то есть в современном мире – без Православной и Католической церкви). Ведь это не только вера, не просто учение, это живое свидетельство, опыт восстановления жизни, который передается при каждом епископском посвящении, как от апостолов – первым пастырям, как от учителя – ученику, как от друга – другу.
Но всякая живая передача истины допускает разночтения, которые время от времени нужно собирать, выправлять, дабы приятное многоголосие тысяч душ было скреплено еще и братским единомыслием.
Первые христиане долго спорили по поводу дня и часа празднования Пасхи. На Востоке, в Малой Азии, торжество всегда начиналось 14 нисана, как и у иудеев. Западные же христиане, жители Италии, сочли такое совпадение неприличным, и перенесли христианскую Пасху на первое воскресение после новолуния, завершающего иудейский «песах».
Эта точка зрения восторжествовала на Первом Вселенском соборе (325 год).
Существовали разногласия и по поводу того, когда следует прекращать пост и приступать к братскому пиру. Православные обсуждали этот вопрос до Шестого Вселенского собора (680), когда постановили начинать праздник тотчас после полуночи, как и в Рождество…
…И вот стоим мы с трепетом в храме и ждем. А вдруг чуда не случится? Вдруг не выйдет батюшка и не выкрикнет ликующе: «Христос воскресе!» И тогда мир медленно начнет погружаться во тьму…
Но нет. Все наши страхи напрасны. Людям, слабым, подчас ничтожным, подчас искренним и трогательным, таким уязвимым, таким несуразным и в своей вине, и в своем чувстве правоты, дано обетование, что Господь их не оставит. Но достойны ли мы? Достойны? И сердце сжимается с трепетом…
…Пасха для христианина – торжество торжеств, центральное событие года. Она, как писал протопресвитер Александр Шмеман, есть самый центр богослужебной жизни, ее вершина, солнце, проникающее всюду своими лучами. Каждый год открывается дверь в сияние Царства Христова, нам дается предвкушение вечной радости, ожидающей нас, славы и победы... Все церковное богослужение построено вокруг Пасхи: поэтому литургический годовой круг, последовательность праздников и постов становится путешествием, паломничеством к Пасхе, к концу, который в то же время есть и начало; концу всего старого, началу новой жизни, постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе».

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru