Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Лукреция СОКОЛЬСКАЯ

Кругосветные новости

Лондонские вузы ориентируются на Восток

Международная подготовительная программа колледжа Квин Мэри Лондонского университета объявляет конкурс на получение стипендии, покрывающей половину стоимости обучения (полная стоимость обучения 7280 фунтов стерлингов). IFC – это программа годовой подготовки к поступлению в британские университеты по таким предметам, как экономика, бизнес, политика, география, европеистика, испанский язык, математика и английский язык. Программа рассчитана на выпускников средних школ, желающих поступить в университеты Великобритании. Темы стипендиальных сочинений: литература и язык, спорт, политика, экономика и бизнес, история. К участию допускаются лица, проживающие на территории России, которым исполняется 17 лет до 1 сентября 2003 года. Кроме основной, 50%-ной, стипендии победителям, все участники получают скидку в размере 500 фунтов стерлингов. Заявки принимаются до 30 мая 2003 года.
Подробности можно выяснить на интернет-сайте, посвященном британскому образованию, http://EducationUK.ru. Кстати, с недавних пор через данный интернет-ресурс, представляющий собой коллекцию более чем из полумиллиона курсов, сотен учебных заведений и десятков образовательных агентств, можно связаться с консультантом в режиме реального времени (с 16.00 до 17.00 по Москве во вторник и пятницу), который ответит на любые вопросы, касающиеся образования в Англии, естественно, на английском языке (parta.org)

Беречь демократию смолоду...

Примерно в 25% начальных школ Соединенных Штатов ныне введена школьная форма. Ношение школьной формы обязательно во всех школах города Филадельфии, в Нью-Йорке примерно половина школ придерживается подобной политики. По данным компании Omega Uniforms, занимающейся пошивом школьной формы, ныне наиболее популярна среди американских школьников одежда, выдержанная в темно-голубых, светло-серых и светло-зеленых тонах. Комплект школьной формы стоит от $35 до $150. Как сообщает «Нью-Йорк Сити», «у новой школьной формы есть свои недостатки, которые сводят на нет ее преимущества. С одной стороны, это естественно для детей – подчеркивать в одежде собственную индивидуальность, наряжаться, как их музыкальные кумиры и любимые киногерои. Но с другой – школьная форма развивает корпоративный дух среди учащихся, и дети относятся друг к другу как к равным».
«Школьная форма позитивно влияет на ситуацию в области безопасности, – подчеркивает “Вашингтон Про Файл”. – Для США довольно часты случаи, когда школьники, одетые в мешковатые одежды, проносят в класс огнестрельное оружие. Строгая школьная форма с облегающим силуэтом не дает возможности незаметно спрятать пистолет. Ношение формы уменьшает вероятность формирования подростковых банд – обычно их члены добавляют определенные атрибуты в свою одежду. Кроме того, школьная форма облегчает работу охранников, которым легче отсеивать посторонних, пытающихся попасть в здание школы».
Впрочем, ни одна инновация не обходится без смешных казусов. В одну из школ Нью-Джерси сразу после введения школьной формы, чему и учителя, и родители не могли нарадоваться, шестеро юношей стали ходить на занятия в юбках. Сначала учителя решили, что это затянувшаяся шутка, и потребовали прекратить игру, пригрозив строгими санкциями. Но школьники отказались, мотивируя это тем, что “девочкам можно носить и юбки, и их за это не наказывают”. “Мы считаем, что это чистой воды дискриминация по половому признаку», – объяснил свое поведение школьник Хамер.
Директор школы Джозеф Канатаро заявил, что мальчики в юбках должны быть наказаны за то, что нарушили школьную дисциплину и вызвали беспорядки в классах, явившись в таком виде. “По сути, это совершенно безобидно, но это также совершенно бессмысленно и нарушает дисциплину в школе”, – сказал он. Между тем мальчики настаивают, что их юбки имеют дозволенную длину и никоим образом не мешают учебному процессу. Что ж, похоже, в стране, где демократические свободы передаются с молоком матери, на любое мало-мальское ограничение найдутся свои борцы за справедливость. А школа – на то она и американская школа, чтобы, помимо всего прочего, оттачивать на уроках это великое национальное качество.

Гуманитарный голод?

Известно, что в Европе наиболее стабильными и достаточно хорошо оплачиваемыми считаются медицинская специальность, адвокатская практика, а также менеджмент в сфере производства и высоких технологий. Поэтому нет ничего удивительного в выборе абитуриентов, предпочитающих перспективную и доходную профессию. Что же до гуманитарных наук и изящных искусств – то это, по словам профессора британского университета Иана Вокера, «образование для души и консервативная лирика, которая далеко не каждому по карману». В Британии существует налог за обучение в вузах в размере 3000 фунтов стерлингов в год. И если право, медицина, экономика или бизнес предполагают быструю “отбивку” средств, затраченных на обучение, ибо в этих областях начальная зарплата выпускников в среднем на 25% выше, чем у остальных (далее по доходности следуют занятия точными и техническими науками), то гуманитарные знания не окупаются вовсе. «Таким образом, – комментирует сложившуюся ситуацию профессор, – ежегодно мы теряем десятки абитуриентов, желающих изучать литературу, философию, искусствоведение, историю, что уже сегодня сказывается на общем уровне культуры и образования Соединенного Королевства».
Впрочем, такая тенденция существует не только на Британских островах. К примеру, по данным испанского национального статистического института, в 2002 г. от общего числа поступающих в вузы на гуманитарные дисциплины и изящные искусства претендовало наименьшее число абитуриентов – 14,6% и 2,1% соответственно.
Однако условия современного «общества потребления» или же «развитого капитализма», при которых даже дети со школьной скамьи начинают морально готовиться к большому плаванию в мире бизнеса и коммерции, всегда оставляют возможность реабилитироваться, восполнить общекультурные пробелы, хотя бы и с опозданием. И в Британии, и в Финляндии, и во Франции, и в Швеции существуют образовательные программы для людей пенсионного возраста, в которые помимо туристических льготных поездок входит также изучение истории своей страны, ознакомление с шедеврами литературы и музыки.
А Ричард Оливье, сын прославленного английского актера Лоуренса Оливье, не шутки ради открыл курсы освоения наследия Шекспира для деловых людей высокого ранга.
«Люди, которые сегодня управляют международными концернами, – утверждает он, – сталкиваются с теми же проблемами, что и шекспировские герои. Скажем, трагедия “Юлий Цезарь” предостерегает олигархов: среди членов правления концерна может завестись свой Брут! Из исторической хроники “Генрих V” слушатель курсов почерпнет, с какой энергией нужно отстаивать свои интересы. А уж “Король Лир” покажет, насколько опасно выпустить из рук бразды правления концерном». Слушатели курсов не только изучают Шекспира, но и разыгрывают его пьесы по ролям. С каждого г-н Оливье взимает за это по 1000 фунтов стерлингов.
Но с другой-то стороны, и у британских школьников, и у российских всегда остается шанс освоить общеобразовательную программу по литературе своевременно, а при выборе вуза руководствоваться не доводами опытных взрослых, забывших, что не в деньгах-то счастье, а собственными, далекими от меркантильных расчетов и замыслов самодовольных олигархов.

Прогул «по политическим обстоятельствам»

По данным социологического исследования, проведенного по заказу ДПА мюнхенским институтом изучения общественного мнения “Полис”, к концу апреля в Германии каждый третий молодой человек в возрасте от 14 до 19 лет принял участие в акциях протеста против войны США в Ираке. Еще недавно президент ФРГ Йоханнес Рау в целом одобрительно высказывался в поддержку антивоенных демонстраций, всего-навсего предостерегая участников акций от “разжигания ненависти в отношении США и мусульманства” при их проведении. Однако уже к середине марта школьные учителя забили тревогу: немецкие школьники оказались настолько политизированными и принципиальными, что пожертвовали школой во имя мирного урегулирования иракского конфликта. 27 марта премьер-министр немецкой федеральной земли Саарланд Петер Мюллер (ХДС) запретил ученикам школ участвовать в антивоенных демонстрациях во время занятий, объясняя это тем, что «если учащиеся школ хотят проводить демонстрации протеста, то для этого есть выходные». Министр образования Шрайер подчеркнул, что этот запрет не носит политического оттенка, так как и он, и премьер-министр Саарланда Мюллер являются последовательными противниками войны в Ираке, о чем не раз говорили в своих выступлениях.
В связи с массовыми прогулами уроков на стражей порядка германской федеральной земли Баварии возложили необычную обязанность: отлавливать нерадивых школяров. При обнаружении лентяев их отправляют в школу, в том числе и на патрульных автомобилях. Ну а что касается попыток школяров обхитрить полицейских, то все уловки легко проверяются – достаточно звонка в школу. В объяснительных записках, сданных директорам школы, ученики чаще всего ссылались на политическую обстановку в мире.

От звонка до... тюрьмы

Похоже, это уже входит в моду – пугать детей. И если весь прошлый год был посвящен дискуссиям о пользе телесных наказаний в школах (британских ли, канадских, американских или корейских), то год текущий посвящен новым кошмарам. Так, оригинальную экскурсию устроили для своих подопечных сотрудники молодежной полиции Кесклинна, сообщает «Молодежь Эстонии». В среду две группы так называемых проблемных подростков побывали в таллиннской тюрьме и своими глазами посмотрели на жизнь «за решеткой», увидели карцеры и боксы для прогулок размером 3,5 х 2 шага… Выходили мальчишки после экскурсии совсем другими, присмиревшими, какими-то притихшими. А уже за воротами тюрьмы на вопрос: «Как настроение?» – тихо ответили: «Не очень».
В английском муниципальном округе Солихалл руководство средней школы придумало также достаточно оригинальный метод устрашения, предотвращающий распространение наркотиков среди учеников. Теперь во время занятий все помещения этого учебного заведения обходят инструкторы со специально обученными собаками. Причем имеют право ворваться в класс без всякого предупреждения и делают это достаточно часто. При этом директор школы подчеркивает, что никто из учеников в употреблении наркотиков замечен не был, а программа эта разработана в целях заблаговременного предупреждения беды.
Во Франции же принят закон, по которому за оскорбления или агрессивные выходки по отношению к учителям школяров ждет наказание – до шести месяцев тюрьмы. При этом держать себя в руках придется всем тинейджерам, поскольку во Франции юридическая ответственность начинается с 13-летнего возраста. Раньше за подобное поведение можно было отделаться общественными работами.

Технический прогресс с урока не выгонишь

Многие недооценивают технические новинки, считая их не более чем игрушками. Например, во всем мире сейчас школьники бредят новыми марками сотовых телефонов, и взрослые, в 90 случаях из 100, считают это прихотью. Однако это не до конца так. Ведь сотовый телефон сегодня не просто средство связи, но также выход в Интернет – этакую ноосферу Вернадского, которая бывает незаменима и при подготовке к уроку, и при написании контрольной, тут же в аудитории. Недавно 26 выпускников престижного университета в Токио едва не были отчислены из-за того, что использовали функцию e-mail (почта) на своих мобильных телефонах для получения подсказок на выпускном экзамене. Профессора заподозрили неладное, когда получили работы с идентичными ответами и ошибками. Университет впервые столкнулся со шпаргалками такого рода.
А вот в некоторых американских школах учителя, догадавшиеся о новейших технологиях в области списывания, сотовые телефоны просят отключать на время занятий или даже отбирают.
В отдельных же французских школах, напротив, такое интерактивное обучение только приветствуется, и все контрольные тесты (кроме выпускных) чаще всего пишутся в компьютерной аудитории с подключенным Интернетом, а учителя спокойно наблюдают, как дети рыщут по глобальной Сети в поисках ответов на вопросы. Главное в системном образовании – это знать, где именно искать, считают они.

Физика в стиле рэп

Известно, что юные создания не склонны воспринимать все, что им навязывают взрослые. Особенно трудно приходится учителям, желающим во что бы то ни стало сделать своих учеников лучшими в мире. И тогда они идут на искусные уловки и хитрости, иной раз дающие превосходные результаты.
К примеру, профессор из университета Миннесоты Джеймс Какалиос придумал учебный курс «Все, что я узнал о науке, прочитав комиксы» и учит по нему студентов законам Ньютона, биомеханике, термодинамике, квантовой механике и тому подобному. «Большинство учащихся не могут связать физику с повседневной жизнью, потому что мы пытаемся учить студентов на каких-то оторванных от действительности примерах, – объясняет профессор. – Когда же я беру примеры из комиксов, студенты никогда не задаются вопросом, как они собираются использовать их в реальной жизни. Очевидно, эти молодые люди в будущем собираются патрулировать города в поисках злодеев», – шутит Какалиос. Студентам предлагается с точки зрения физики ответить на вопросы вроде: «Если паутина Человека-паука столь же прочна, как настоящая, может ли она выдержать его вес, когда он качается между зданиями?» Джеймс Какалиос убежден, что на примерах комиксов студенты гораздо лучше воспринимают материал, и считает, что с помощью супергероев можно преподавать практически что угодно: химию, право и так далее.
Преподаватели из начальной школы Норфолка пошли еще дальше. Они изловчились проводить классные уроки под «особую» музыку, полагая, что под звуки известных произведений дети вырастут вундеркиндами. Воспитанники начальной школы в Северном Уолшаме переступают порог школы под звуки «I Feel Good» Джеймса Брауна, «Fantastic Day» группы «ХЭРКАТ 100» или под аккорды хита «We Are The Champions» группы «Queen». Во время перемен учителя наигрывают увертюру к опере «Вильгельм Телль» Россини, а под музыку Моцарта пытаются вложить в маленькие головки азы математики. По словам директора Клэр Флетчер, в школьном репертуаре есть музыка самых разных жанров – от классических произведений до популярных шлягеров, джаза и даже рэпа. «Наш эксперимент начался совсем недавно – после Рождества, – говорит Клэр Флетчер. – Мы изучили результаты исследования, согласно которому музыка помогает улучшению концентрации внимания и способствует быстрому усваиванию знаний, и решили взять это на вооружение. И главное – детям очень нравится». (Источник: информационный сайт СNews)
Еще один способ завоевания доверия маленьких подопечных придумало благотворительное общество Святого Иосифа, купившее робота по имени Кэти, который умеет говорить и ездить на трехколесном велосипеде. Кэти управляется дистанционно двумя людьми: один контролирует движения, другой, скрытый от детских глаз, говорит вместо робота, который всего лишь открывает рот. С помощью этой примитивной машины общество начало проводить в 90 американских школах образовательную программу по обучению детей правилам элементарной безопасности. Робот учит третьеклассников профессионально звонить по 911, правильно вести себя на детской площадке, чтобы не задушить себя шарфом, есть арахисовое масло с крекерами, чтобы не подавиться, и тому подобное. Организаторы программы надеются на успех, поскольку информацию от робота дети воспринимают с большим интересом, чем от надоедливых взрослых. (Сайт www.News.Battery.Ru – Аккумулятор Новостей)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru