Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Роланд МЕЙГАН

Британские семьи тоже против старой, проверенной школы

В Англии родители помнят слова Толстого и хотят, чтобы их дети чаще задавали вопросы

Казалось бы, самые консервативные участники педагогического процесса – родители. Они хотят, чтобы детей учили тому же и так же, как их самих 30 лет назад. «Мы помучились и людьми стали, пусть и они терпят». Тем удивительнее, что именно родители все чаще выступают инициаторами нововведений в образовании, формулируя свой заказ не на преподавание отдельных предметов, а на личную свободу и ответственность выпускника школы.

Осенью 2002 года в Университете Ноттингема в Великобритании прошла встреча работников образования, учителей, администраторов, предпринимателей и ученых. Среди выступавших оказалось много «просто родителей». И неудивительно. Профессионалы в один голос заявили, что в школах в связи с непрерывными изменениями условий царит атмосфера неуверенности и неопределенности. И в этой ситуации родители становятся самыми активными участниками педагогического сообщества, главными исследователями и экспериментаторами. Они не пишут диссертаций, но постоянно задают самим себе и окружающим разные вопросы, тщательно анализируют полученные ответы.
Один из отцов напомнил, что, по утверждению Толстого (оказывается, англичане помнят, что говорил Толстой!), с которым он совершенно согласен, истинная цель образования заключается в воспитании привычки постоянно задавать вопросы. И научить этому может только тот, кто не принимает готовых истин.
– К чему мы придем в конце концов? – спрашивали скептики. – В чем смысл наших споров?
– Кто знает, – отвечали им. – Сегодня мы не понимаем, как воспитывать детей в нашем сложном, изменчивом мире. Знали бы – не о чем было бы спорить. Все исследования – попытки найти приемлемое практическое решение проблемы. Возможно, мы не изобретем ничего нового, ничего лучше того, что уже существует. Однако мы не можем просто слепо доверять даже самым замечательным педагогам, как пациент доверяет врачу.
Родители – участники встречи хорошо сознают, что, постоянно задавая вопросы, рискуешь прийти к неожиданным умозаключениям и... действиям! Многие из них слывут педагогическими еретиками, но действуют, опираясь на свой опыт, свои выводы, даже если это в корне противоречит «профессиональным» методикам. Самостоятельно мыслящие и действующие родители кажутся соседям чересчур эксцентричными. Однако их поддерживает старая истина, что любая стоящая идея поначалу кажется безумной. Хотя безумие не гарантия гениальности. Взрослые часто ошибаются. И должны быть готовы отвечать за свои решения, отказываться от ложных идей, снова искать. Скорее всего ошибки будут совершать и дети. Поэтому, по мнению английских родителей, школа должна учить прежде всего решительности и ответственности.
Бернард Шоу утверждал: «Мы хотим видеть ребенка в погоне за знаниями, а не знания в погоне за ребенком». И это основное противоречие государственного официального образования и вообще образования, придуманного взрослыми.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru