КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
«В образовании нельзя ничего
внедрять, нужно выращивать»
Так
утверждает Григорий РОМАНОВ, начальник
Управления по образованию г. Алексина и
Алексинского района.
Работая в школе, учитель ищет ответы
на самые важные вопросы, которые ставят перед ним
сегодняшние дети и переменчивый мир.
Перелистывает студенческие лекции, записи с
«умных» конференций, статьи Макаренко и
Сухомлинского. Сидит поздним вечером и
размышляет в тишине. Ответы ускользают. Но вдруг
случается разговор, в котором они приходят как бы
сами собой, а на самом деле – благодаря
собеседнику. Как они дороги, эти разговоры с
коллегами, когда не важно, какой предмет ты
преподаешь и сколько лет работаешь в школе. Когда
вдруг становится возможен дерзкий вопрос: «А как
обучать всех всему?» или «Так ли уж нужна
классно-урочная система?». И главным будет не то,
что ты обнаружишь столько-то недостатков и
достоинств в своей работе, а то, что попытаешься
увидеть ее как бы со стороны, не пытаясь лукавить.
Вдруг откроешь, какие «зачем» стоят за
повседневным учительским приемом. И сможешь
выбирать: сначала на уровне цели, потом на уровне
приема.
Подобный разговор становится формой
профессионального развития и образования для
работающего учителя – вечного ученика и
студента в своем деле.
Как говорит Григорий РОМАНОВ (заслуженный
учитель РФ, дважды соросовский учитель, ныне
начальник Управления по образованию г. Алексина
и Алексинского района Тульской области),
дискуссия тем и хороша: не нужно внедрять и
насаждать новое сознание и понимание, его
становится возможно выращивать. Современная
школа, считает Григорий Николаевич, уже изжила
себя в той форме, как она есть. Но представление о
том, какой следует быть новой школе, пока не
сложилось. Оно может сложиться в голове учителя.
Поэтому тем коллегам, кто еще не пал духом, кому
интересно образование само по себе, кто ищет в
жизни свой путь, Романов предлагает
междисциплинарный семинар. Междисциплинарный,
потому что мир, в том числе мир образования, стал
слишком сложным, чтобы осмыслить его силами
одной науки.
– Я добиваюсь того, чтобы городская система
образования стала активным поставщиком людей с
системным мышлением. Они смогут организовать
вокруг себя осмысленные пространства:
социальные, экономические, нравственные – и
решить проблемы своего сообщества, территории.
Отчасти речь идет о выработке новой философии
бытия, которая поможет молодому человеку
осмыслить свою жизненную позицию, позитивно
организовать собственную жизнь и жизнь социума
вокруг себя.
– Что же, система образования имеет
достаточные ресурсы для достижения
сформулированной вами цели?
– Самый главный ресурс – смысловой.
Особенно он важен в российской ментальности:
если что-то делать, то понимать зачем. К
сожалению, сегодня в российской системе
образования нет цели, нет стратегии, есть лишь
набор частных решений. А между тем развитое
мышление педагогов – залог его развития у детей.
Вот мы со своими коллегами планируем семинары:
«Знание и вера в современной школе», «Проблема
преодоления разрыва между уровнем школьных
знаний и современной наукой», «Роль
фундаментальных знаний в современном мире»,
«Культура информационного потребления»,
«Гносеологические следствия из теоремы Геделя».
Зачем? А затем, что если у учителя есть понимание
подобных вопросов, он может принимать системно
правильные решения. Тем более что в образовании
нельзя ничего внедрять, нужно выращивать.
Бесполезно сажать росток в асфальт, нужно
готовить почву. Ведь бывает как? Глава
муниципалитета отдает распоряжение – открыть в
городе гимназию. И вот найдено здание, набран
штат, а гимназии нет. Она не жизнеспособна.
– И на чем может держаться жизнеспособность
школы?
– На осознании своего пути, стратегической
задачи. Многие директора, педагогические
коллективы как будто хотят чего-то, но не могут
сформулировать, проговорить цель. Вот здесь и
нужны семинары, дискуссии, неформальное общение.
Как только школа осмысляет свою идею, под нее
начинают собираться человеческие,
информационные, материальные ресурсы.
– Какова роль руководителя в этом процессе?
– Так же, как мастер из куска дерева
несколькими ударами высекает узнаваемое
изображение, так и руководитель помогает своему
коллективу нащупать и назвать основную цель
общей деятельности. Другая его забота – поиск и
грамотное распоряжение финансовыми ресурсами,
отбор структур и кадров, которые нужно
поддерживать. Иными словами, руководитель
осуществляет идеологическую и селективную
функцию управления. Я, как руководитель
автономной системы образования, все время
маневрирую. Семинар – маневр в области
подготовки кадров. Поиск оригинального
источника дохода для каждого образовательного
учреждения на моей территории – это финансовый
маневр.
– Ваше управленческое кредо?
– Полгода назад в СМИ прошло сообщение об
открытии российских ученых, которые создали
математическую модель успешности управления. О
чем она говорит? Возможно управление двух типов.
Первый предполагает предварительное детальное
планирование собственных действий. Это плановое
управление. Другой вариант – иметь основной
набор целей и действовать по ситуации. К примеру,
я придумываю, куда хочу доехать, и выглядываю
из-за угла. Ага, идет поезд в моем направлении –
сел. Свернул он не туда – выскочил. Это
ситуативное направление. Оказывается, оно
наиболее успешное. Я так всю жизнь управлял. Но
при этом, подчеркиваю, очень важно поставить
системно правильную цель.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|