Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Григорий РОМАНОВ

«В образовании нельзя ничего внедрять, нужно выращивать»

Григорий РОМАНОВ Так утверждает Григорий РОМАНОВ, начальник Управления по образованию г. Алексина и Алексинского района.

Работая в школе, учитель ищет ответы на самые важные вопросы, которые ставят перед ним сегодняшние дети и переменчивый мир. Перелистывает студенческие лекции, записи с «умных» конференций, статьи Макаренко и Сухомлинского. Сидит поздним вечером и размышляет в тишине. Ответы ускользают. Но вдруг случается разговор, в котором они приходят как бы сами собой, а на самом деле – благодаря собеседнику. Как они дороги, эти разговоры с коллегами, когда не важно, какой предмет ты преподаешь и сколько лет работаешь в школе. Когда вдруг становится возможен дерзкий вопрос: «А как обучать всех всему?» или «Так ли уж нужна классно-урочная система?». И главным будет не то, что ты обнаружишь столько-то недостатков и достоинств в своей работе, а то, что попытаешься увидеть ее как бы со стороны, не пытаясь лукавить. Вдруг откроешь, какие «зачем» стоят за повседневным учительским приемом. И сможешь выбирать: сначала на уровне цели, потом на уровне приема.
Подобный разговор становится формой профессионального развития и образования для работающего учителя – вечного ученика и студента в своем деле.
Как говорит Григорий РОМАНОВ (заслуженный учитель РФ, дважды соросовский учитель, ныне начальник Управления по образованию г. Алексина и Алексинского района Тульской области), дискуссия тем и хороша: не нужно внедрять и насаждать новое сознание и понимание, его становится возможно выращивать. Современная школа, считает Григорий Николаевич, уже изжила себя в той форме, как она есть. Но представление о том, какой следует быть новой школе, пока не сложилось. Оно может сложиться в голове учителя. Поэтому тем коллегам, кто еще не пал духом, кому интересно образование само по себе, кто ищет в жизни свой путь, Романов предлагает междисциплинарный семинар. Междисциплинарный, потому что мир, в том числе мир образования, стал слишком сложным, чтобы осмыслить его силами одной науки.

– Я добиваюсь того, чтобы городская система образования стала активным поставщиком людей с системным мышлением. Они смогут организовать вокруг себя осмысленные пространства: социальные, экономические, нравственные – и решить проблемы своего сообщества, территории. Отчасти речь идет о выработке новой философии бытия, которая поможет молодому человеку осмыслить свою жизненную позицию, позитивно организовать собственную жизнь и жизнь социума вокруг себя.
– Что же, система образования имеет достаточные ресурсы для достижения сформулированной вами цели?
– Самый главный ресурс – смысловой. Особенно он важен в российской ментальности: если что-то делать, то понимать зачем. К сожалению, сегодня в российской системе образования нет цели, нет стратегии, есть лишь набор частных решений. А между тем развитое мышление педагогов – залог его развития у детей. Вот мы со своими коллегами планируем семинары: «Знание и вера в современной школе», «Проблема преодоления разрыва между уровнем школьных знаний и современной наукой», «Роль фундаментальных знаний в современном мире», «Культура информационного потребления», «Гносеологические следствия из теоремы Геделя». Зачем? А затем, что если у учителя есть понимание подобных вопросов, он может принимать системно правильные решения. Тем более что в образовании нельзя ничего внедрять, нужно выращивать. Бесполезно сажать росток в асфальт, нужно готовить почву. Ведь бывает как? Глава муниципалитета отдает распоряжение – открыть в городе гимназию. И вот найдено здание, набран штат, а гимназии нет. Она не жизнеспособна.
– И на чем может держаться жизнеспособность школы?
– На осознании своего пути, стратегической задачи. Многие директора, педагогические коллективы как будто хотят чего-то, но не могут сформулировать, проговорить цель. Вот здесь и нужны семинары, дискуссии, неформальное общение. Как только школа осмысляет свою идею, под нее начинают собираться человеческие, информационные, материальные ресурсы.
– Какова роль руководителя в этом процессе?
– Так же, как мастер из куска дерева несколькими ударами высекает узнаваемое изображение, так и руководитель помогает своему коллективу нащупать и назвать основную цель общей деятельности. Другая его забота – поиск и грамотное распоряжение финансовыми ресурсами, отбор структур и кадров, которые нужно поддерживать. Иными словами, руководитель осуществляет идеологическую и селективную функцию управления. Я, как руководитель автономной системы образования, все время маневрирую. Семинар – маневр в области подготовки кадров. Поиск оригинального источника дохода для каждого образовательного учреждения на моей территории – это финансовый маневр.
– Ваше управленческое кредо?
– Полгода назад в СМИ прошло сообщение об открытии российских ученых, которые создали математическую модель успешности управления. О чем она говорит? Возможно управление двух типов. Первый предполагает предварительное детальное планирование собственных действий. Это плановое управление. Другой вариант – иметь основной набор целей и действовать по ситуации. К примеру, я придумываю, куда хочу доехать, и выглядываю из-за угла. Ага, идет поезд в моем направлении – сел. Свернул он не туда – выскочил. Это ситуативное направление. Оказывается, оно наиболее успешное. Я так всю жизнь управлял. Но при этом, подчеркиваю, очень важно поставить системно правильную цель.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru