Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Наталья ОРЛИХИНА

«Кто чувствует себя непосредственным участником модернизации?
Тот, кому посчастливилось работать в яркой школе!»

Наталья ОРЛИХИНАТак считает Наталья ОРЛИХИНА, ректор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Научные основы управления образованием».

– В последние десять лет точками роста образовательной системы региона, по сути, стали инновационные образовательные учреждения: именно в них происходит наработка опыта обучения и воспитания в новых жизненных условиях. В этой ситуации институт повышения квалификации начал осваивать новую роль – роль одного из центров сетевого взаимодействия, куда включены также региональная методическая служба, учреждения профессионального педагогического образования и, конечно, школы. Изменения стали возможны благодаря творческой деятельности всего коллектива института – от ректора до преподавателей и методистов.

В мастерских

Более восьми лет назад некоторые школы на территории области начали работать как педагогические мастерские, открытые для коллег из других учебных заведений. На сегодня их 25. Это лучшие школы, где есть концепция исследовательской работы, продумано ее методическое сопровождение, а главное, педагогический коллектив готов принимать гостей и делиться опытом. Темы исследования могут быть самые разные: философия образования, теория и практика управления сельской школой, информатизация образовательного пространства.
Учиться в мастерскую часто приезжают смешанные группы: директор, методист, учитель. Мастером тоже может быть и директор, и завуч, и «рядовой» учитель, но в любом случае они показывают свою работу с конкретными детьми, решая конкретные образовательные задачи.
Специально к занятиям мастер-класса школа не готовится. Она заранее сдает свой график работы в ИПК, и все желающие могут приехать на любое заявленное в нем мероприятие: олимпиаду, ученическую конференцию, праздник. Для посещений открыты и уроки. Получается, постоянной аудитории у мастеров нет, хотя некоторые педагоги и ездят из раза в раз год за годом – посмотреть, как развивается школа, выполняет ли свои обещания. Недавно в Новомосковской гимназии предложили новый вариант мастер-класса: часть занятий, с показом нового способа работы, проходит на базе самой гимназии, а другая часть – в школе, откуда приехали коллеги.
Хотя гостям обычно очень хочется найти ответ на вопрос, в чем секрет успеха учеников из школы-мастерской, сверхзадача мастера – не показать образец (делай, как я), а помочь коллегам отрефлектировать их опыт и спроектировать линию развития их образовательного учреждения, а также собственный личностно-профессиональный рост. Хозяева и гости становятся единомышленниками, одной командой, заряжают друг друга энергией поиска. Наверное, поэтому директора школ-мастерских говорят, что работа в качестве мастера – мощный стимул профессионального развития для их сотрудников. Когда завязывается дискуссия по поводу того, что делает учитель и он вступает в нее, то ему самому открываются новые грани собственного опыта. Не секрет, что заработать авторитет у коллег тяжело, особенно среди учителей. Другого пути, как быть мастером, здесь нет.

Методология для учителя

Другая эффективная форма профессионального развития – научные и научно-практические конференции. Мы не боимся приглашать на них ученых, чей язык, быть может, не сразу понятен учителям. Встреча с учеными позволяет не концентрироваться на педагогических проблемах, а расширить кругозор, понимание проблем и тенденций развития современного образования. Совсем недавно мы провели конференцию на тему «Актуальные проблемы интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний». Это одно из общих направлений в развитии содержания региональной системы образования. И оно является стратегическим для всей России. Ведь сегодня важно осознавать: все знания, в том числе и технические, и естественно-научные, необходимы для решения гуманитарных проблем – проблем человека. Это осознание придет к ученикам, если оно есть у учителя. В ИПК мы уже два года читаем естественно-научные курсы учителям-гуманитариям и наоборот. Целостное восприятие мира и забота о нем, экологичность образования и мышления – наша цель.
Наши курсы и конференции становятся началом методических поисков и наработок отдельных школ. Но не всех. Начиная подобную работу, необходимо понимать, что развитие – конфликтная ситуация, дискомфортная. Здесь важен диалогический режим работы с учителем, разные уровни и способы сотрудничества. Например, основными слушателями конференции, про которую я сказала, стали директора и завучи школ, как самые подготовленные к восприятию сложной информации. Теперь уже им решать, как донести ее до своих коллективов. Мы пока не знаем, что произойдет дальше. Иногда находится 2–3 человека, готовых поддержать идею, пойти на контакт с ученым, и это уже хорошо.
Чтобы вырастить методологическую культуру учителя, то есть осознанное отношение к выбору способов своей профессиональной деятельности, нужно время. Плодом же станет умение учителя-профессионала подстроиться под особенности детей, которые пришли к нему учиться в новом году, под их возрастные кризисы, смену интересов. Без этого бесполезно вести речь об индивидуализации образовательного процесса.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru