КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Четыре секрета, помогающих
вырастить учителя-профессионала
Как
судить о качестве профессионального
образования, которое дает педагогический вуз? По
количеству красных дипломов, по уровню выпускных
исследований? Или?.. О секретах подготовки
современного учителя-профессионала
рассказывает Надежда ШАЙДЕНКО, ректор,
профессор, доктор педагогических наук.
Педагоги Тульской области:
только цифры
Высшее образование имеют 88% городских
педагогов и 78% сельских. Это на 6–8% выше, чем в
среднем по России.
В городских школах работают 19%
педагогов пенсионного возраста, в сельских – 16%.
По России соответственно 12,5% и 7,5% (то есть в
полтора–два раза меньше).
Почти треть учителей имеют
педагогический стаж от 10 до 20 лет, еще столько же
– более 20 лет.
|
– По моему убеждению, сегодня в стране
профессия учителя не просто труд, а служение. А
подготовить человека, способного к служению,
можно только в заведении с особой атмосферой. Чем
раньше наши студенты – будущие учителя –
почувствуют, что человека нужно не только
обучать, развивать и воспитывать, но и согревать,
тем лучшими профессионалами они станут. Именно
поэтому стержень нашей работы – воспитательная
система. Отдельные ее грани – студенческое
самоуправление, социальная поддержка студентов,
разносторонняя исследовательская и творческая
активность самих ребят и преподавателей.
Возможно, даже понятием воспитательной системы
не охватишь всех слагаемых успешной подготовки
будущего учителя. Остановлюсь на самом главном.
Во-первых, подготовку должны вести
преподаватели, которые понимают особенности
будущей профессиональной деятельности
студентов, знают, что такое школа.
Это не всем кажется очевидным. К сожалению, и
сегодня из уст отдельных работников
Министерства образования можно услышать, что
профильный физический вуз подготовит учителя
физики не хуже, а то и лучше педагогического.
Возможно. Но только в том случае, если
преподаватели высшей школы будут понимать, что
они – учителя учителей. Известно, что многие
молодые учителя переносят в школу методы
обучения и стиль работы, усвоенные ими в
студенчестве. Поэтому в преподавании самых что
ни на есть «фундаментальных» дисциплин –
математики, физики, химии – оказывается важным
то, как держится преподаватель, как он говорит. Не
говоря уже о возможности связать изучаемый
материал со школьной программой, допустим, через
правильный подбор примеров.
Во-вторых, необходима материальная база,
обеспечивающая достойные условия жизни и
обучения будущих учителей.
С ужасом приходится слышать, что некоторые
педагогические вузы не имеют общежитий или
отказываются от них и используют освободившиеся
здания под другие нужды. Нечего скрывать, у
педагогических вузов сегодня особый контингент.
В основном это дети интеллигенции, далеко не
самые обеспеченные. А конкретно в Тульской
области половина поступающих – это дети из
районов, затронутых чернобыльской катастрофой. В
этом году к нам пришли на 30% больше детей-сирот,
инвалидов и ребят с отклонениями в здоровье, чем
в прошлом. Все это означает, что если не создать
студентам достойные условия для жизни, за пять
лет обучения в вузе они приобретут еще несколько
хронических заболеваний. Потом – пусть не все –
пойдут в школу. Сколько часов эмоционального и
интеллектуального напряжения в день им нужно
будет выдержать? А ведь дети ждут искренней, а не
выученной улыбки! Больной учитель – это
профессионально непригодный учитель. Поэтому
заведения, подобные нашему, должны постараться
взять на себя задачу физического и социального
оздоровления своих ребят.
Повторюсь: как театр начинается с вешалки, так
педагогический вуз – с комнаты в студенческом
общежитии. Она должна быть пригодной для
нормальной жизни! Но и достойные условия
обучения – это не только чистые
отремонтированные аудитории. Как об особой
гордости университета мы говорим сегодня о
бесплатном электронном учебном зале с доступом к
электронным фондам нескольких московских
библиотек. И позиция вуза должна быть
однозначной: не ждать молча, не требовать, а
зарабатывать. Даже автоцех, который для многих
вузов стал убыточным структурным
подразделением, может приносить прибыль.
В-третьих, важно развитие творческих
способностей будущего учителя.
Уже никто не спорит, что учитель должен быть
яркой, интересной детям личностью. Но вот как
этого добиться?
Я часто говорю, что для будущего учителя гораздо
важнее хотя бы пять минут провести на сцене перед
залом, полным людей, чем несколько часов
просидеть в одиночестве с книгой. Этот
тезис-гипотеза полностью оправдался за
несколько лет.
В нашем университете самое счастливое время –
вечер среды. В этот день – день творчества – все
занятия прекращаются в 14 часов, и начинается
работа творческих мастерских, кружков, секций.
Где-то давно я вычитала, что воспитательная
система – саморазвивающаяся. Сначала не
верилось: столько мы в нее вложили труда –
подталкивали, приглашали, убеждали ребят и
преподавателей. А теперь наши мастерские
невозможно сосчитать: все время появляются
новые. Студенты, будучи на практике, даже
приводят в университет своих учеников. А главное,
затевают в школе что-то подобное. Иначе не могут.
В-четвертых, нужно позаботиться, чтобы
педагогическая практика стала источником
положительных эмоций и профессионального роста
и чтобы в первые годы работы в школе молодой
учитель попал в коллектив единомышленников.
Направить студентов на практику к
учителям-мастерам, оказать методическую помощь,
защитить психологически – все это обычная часть
в работе методистов педагогического вуза или
колледжа. А вот дополнительный ресурс
профессионального развития будущего учителя –
это возможность обсудить результаты практики со
специалистами более высокого уровня, чем
школьный, например, с авторами действующих
учебников. Удивительно, с какой дотошностью
профессора и студенты порой пытаются
разобраться в методических деталях: как
задумывался урок по этой теме автором параграфа,
что хотел практикант, что получилось и как лучше
объяснять это правило?
Еще из того, как принято: педагогический вуз или
колледж поддерживает достаточно тесные контакты
со школами, куда направляет своих практикантов,
однако не занимается трудоустройством
выпускников и тем более их поддержкой в
первый-второй год работы. И все же такая
поддержка необходима, если мы хотим уменьшить
отток из школы молодых учителей. Ведь часто
складывается ситуация: приходит в школу
выпускница, перспективная, с идеями. Встречает
ревность, нежелание работать по-новому. Чтобы
поддержать и защитить выпускников, мы общаемся с
учителями, директорами школ. К огромному
сожалению, не на всех можем повлиять. Но в прошлом
году почти 85% наших ребят-выпускников имели
договоренность на рабочие места, многие
обращались за помощью (книгами, советом) в
течение года, и мы в курсе, как начала
складываться их профессиональная жизнь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|