Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Надежда ШАЙДЕНКО

Четыре секрета, помогающих вырастить учителя-профессионала

Надежда ШАЙДЕНКОКак судить о качестве профессионального образования, которое дает педагогический вуз? По количеству красных дипломов, по уровню выпускных исследований? Или?.. О секретах подготовки современного учителя-профессионала рассказывает Надежда ШАЙДЕНКО, ректор, профессор, доктор педагогических наук.

Педагоги Тульской области: только цифры

  • Высшее образование имеют 88% городских педагогов и 78% сельских. Это на 6–8% выше, чем в среднем по России.

  • В городских школах работают 19% педагогов пенсионного возраста, в сельских – 16%. По России соответственно 12,5% и 7,5% (то есть в полтора–два раза меньше).

  • Почти треть учителей имеют педагогический стаж от 10 до 20 лет, еще столько же – более 20 лет.

– По моему убеждению, сегодня в стране профессия учителя не просто труд, а служение. А подготовить человека, способного к служению, можно только в заведении с особой атмосферой. Чем раньше наши студенты – будущие учителя – почувствуют, что человека нужно не только обучать, развивать и воспитывать, но и согревать, тем лучшими профессионалами они станут. Именно поэтому стержень нашей работы – воспитательная система. Отдельные ее грани – студенческое самоуправление, социальная поддержка студентов, разносторонняя исследовательская и творческая активность самих ребят и преподавателей.
Возможно, даже понятием воспитательной системы не охватишь всех слагаемых успешной подготовки будущего учителя. Остановлюсь на самом главном.
Во-первых, подготовку должны вести преподаватели, которые понимают особенности будущей профессиональной деятельности студентов, знают, что такое школа.
Это не всем кажется очевидным. К сожалению, и сегодня из уст отдельных работников Министерства образования можно услышать, что профильный физический вуз подготовит учителя физики не хуже, а то и лучше педагогического. Возможно. Но только в том случае, если преподаватели высшей школы будут понимать, что они – учителя учителей. Известно, что многие молодые учителя переносят в школу методы обучения и стиль работы, усвоенные ими в студенчестве. Поэтому в преподавании самых что ни на есть «фундаментальных» дисциплин – математики, физики, химии – оказывается важным то, как держится преподаватель, как он говорит. Не говоря уже о возможности связать изучаемый материал со школьной программой, допустим, через правильный подбор примеров.
Во-вторых, необходима материальная база, обеспечивающая достойные условия жизни и обучения будущих учителей.
С ужасом приходится слышать, что некоторые педагогические вузы не имеют общежитий или отказываются от них и используют освободившиеся здания под другие нужды. Нечего скрывать, у педагогических вузов сегодня особый контингент. В основном это дети интеллигенции, далеко не самые обеспеченные. А конкретно в Тульской области половина поступающих – это дети из районов, затронутых чернобыльской катастрофой. В этом году к нам пришли на 30% больше детей-сирот, инвалидов и ребят с отклонениями в здоровье, чем в прошлом. Все это означает, что если не создать студентам достойные условия для жизни, за пять лет обучения в вузе они приобретут еще несколько хронических заболеваний. Потом – пусть не все – пойдут в школу. Сколько часов эмоционального и интеллектуального напряжения в день им нужно будет выдержать? А ведь дети ждут искренней, а не выученной улыбки! Больной учитель – это профессионально непригодный учитель. Поэтому заведения, подобные нашему, должны постараться взять на себя задачу физического и социального оздоровления своих ребят.
Повторюсь: как театр начинается с вешалки, так педагогический вуз – с комнаты в студенческом общежитии. Она должна быть пригодной для нормальной жизни! Но и достойные условия обучения – это не только чистые отремонтированные аудитории. Как об особой гордости университета мы говорим сегодня о бесплатном электронном учебном зале с доступом к электронным фондам нескольких московских библиотек. И позиция вуза должна быть однозначной: не ждать молча, не требовать, а зарабатывать. Даже автоцех, который для многих вузов стал убыточным структурным подразделением, может приносить прибыль.
В-третьих, важно развитие творческих способностей будущего учителя.
Уже никто не спорит, что учитель должен быть яркой, интересной детям личностью. Но вот как этого добиться?
Я часто говорю, что для будущего учителя гораздо важнее хотя бы пять минут провести на сцене перед залом, полным людей, чем несколько часов просидеть в одиночестве с книгой. Этот тезис-гипотеза полностью оправдался за несколько лет.
В нашем университете самое счастливое время – вечер среды. В этот день – день творчества – все занятия прекращаются в 14 часов, и начинается работа творческих мастерских, кружков, секций.
Где-то давно я вычитала, что воспитательная система – саморазвивающаяся. Сначала не верилось: столько мы в нее вложили труда – подталкивали, приглашали, убеждали ребят и преподавателей. А теперь наши мастерские невозможно сосчитать: все время появляются новые. Студенты, будучи на практике, даже приводят в университет своих учеников. А главное, затевают в школе что-то подобное. Иначе не могут.
В-четвертых, нужно позаботиться, чтобы педагогическая практика стала источником положительных эмоций и профессионального роста и чтобы в первые годы работы в школе молодой учитель попал в коллектив единомышленников.
Направить студентов на практику к учителям-мастерам, оказать методическую помощь, защитить психологически – все это обычная часть в работе методистов педагогического вуза или колледжа. А вот дополнительный ресурс профессионального развития будущего учителя – это возможность обсудить результаты практики со специалистами более высокого уровня, чем школьный, например, с авторами действующих учебников. Удивительно, с какой дотошностью профессора и студенты порой пытаются разобраться в методических деталях: как задумывался урок по этой теме автором параграфа, что хотел практикант, что получилось и как лучше объяснять это правило?
Еще из того, как принято: педагогический вуз или колледж поддерживает достаточно тесные контакты со школами, куда направляет своих практикантов, однако не занимается трудоустройством выпускников и тем более их поддержкой в первый-второй год работы. И все же такая поддержка необходима, если мы хотим уменьшить отток из школы молодых учителей. Ведь часто складывается ситуация: приходит в школу выпускница, перспективная, с идеями. Встречает ревность, нежелание работать по-новому. Чтобы поддержать и защитить выпускников, мы общаемся с учителями, директорами школ. К огромному сожалению, не на всех можем повлиять. Но в прошлом году почти 85% наших ребят-выпускников имели договоренность на рабочие места, многие обращались за помощью (книгами, советом) в течение года, и мы в курсе, как начала складываться их профессиональная жизнь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru