ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН
ЕГЭ по литературе. Это неизбежность и
веление времени – уверяют нас со всех сторон.
Отказ словесников от присоединения к
предлагаемой форме неизбежно повлечет за собой
перевод литературы в разряд необязательных,
факультативных предметов. И если мы хотим
сохранить ее в базовом учебном плане, то должны
смириться с недостатками существующей версии,
якобы присущими любому объективному тесту. Так
ли это? Сегодня мы пригласили к разговору
горячего сторонника тестирования (Александр
Кобринский, профессор филологии), отмечающего,
впрочем, существенные недостатки демоверсии, и
яростного противника идеи – школьного учителя,
ежедневно работающего с детьми (Мария
Старостенкова). Но в этом довольно типичном
противостоянии звучат и другие голоса. Авторы
программы и комплекта учебников психологи
Зинаида Новлянская и Галина Кудина, рассматривая
литературу как предмет эстетического цикла, как
способ развития творческих способностей детей,
не считают единый экзамен неприемлемым в
принципе. Напротив, они видят в нем и некоторые
достоинства, если взять за основу иные принципы:
проверять не память, а читательскую квалификацию
выпускника. Их проекты, пока непроверенные, едва
намеченные, так же, как и конструктивные
предложения педагога Елены Романичевой, одного
из создателей нового комплекта учебников по
литературе, позволяют отделить неизбежное от
вполне поправимого. ЕГЭ из кошмара может
превратиться в спасение, если всерьез взяться за
доработку идеи с привлечением талантливых
практиков и теоретиков. Может, пока нет идеальной
версии, стоит допустить существование
параллельных вариантов, созданных разными
авторскими коллективами? Ведь разрешаем мы
сегодня выпускнику выбирать между изложением и
сочинением на экзамене?
Очевидно, что вопросов больше, чем ответов.
Значит, есть из чего выбрать, есть что обсуждать.
Зинаида НОВЛЯНСКАЯ,
Галина КУДИНА,
кандидаты психологических наук,
едущие научные сотрудники Психологического
института РАО
А если попробовать... Как мог бы
выглядеть идеальный экзамен?
Конечно, первое и самое простое задание
– вопросы по теории литературы. Несколько
принципиальных понятий, факты из прочитанных
книг. Но это должны быть глобальные вопросы, а не
всякие мелочи, которые ребенок при первом
прочтении просто не запомнит. Давайте спрашивать
о том, что невозможно забыть. И эту область надо
серьезно исследовать, не на уровне «мне кажется,
это все помнят». Есть в демоверсии удачные
примеры: какова судьба героини «Дворянского
гнезда» Лизы Калитиной в финале романа? Если
читал – не забудешь!
Во второй части экзамена можно составить
достаточно объективные, поддающиеся машинной
проверке вопросы на понимание. Что можно
посмотреть? Умение определять ведущий
эмоциональный тон текста. Юмор, сатира, тонкий
лиризм. Чтобы не путаться в синонимах, предложим
ребенку список – словарь настроений. Пусть
выберет наиболее подходящее слово или несколько,
отслеживая смену состояний. Еще можно проверить
вкусовые предпочтения. Дать три заведомо
неравноценных произведения на одну тему: шедевр,
просто добротный текст и примитивный вроде
школярского сочинения. Что выпускник выберет?
Такое задание даст представление об уровне
читательской квалификации.
Еще можно предложить восполнить лакуну, зияние в
тексте. Но это уже пограничная полоса. Возможны
варианты.
Наконец, третья часть экзамена – непрограммное
произведение, хотя может принадлежать и
программному автору. Именно на незнакомом для
ребенка тексте можно проверить его умение
читать, понимать, а не пересказывать учителя или
учебник. То, что сегодня называется «восприятие,
истолкование, оценка». Выпускник создает
собственный текст. Здесь уже абсолютно
невозможно стандартизированное оценивание.
Должна быть полная свобода истолкования.
Можно спросить о времени создания предложенного
произведения, о литературном направлении, круге
возможных авторов. Если мы дали стихотворение
Тютчева, а ребенок написал, что похоже на Фета, –
замечательно! А вот если перечислил все знакомые
фамилии от Пушкина до Маяковского, значит, нет у
него никакой читательской квалификации. При этом
ответ можно даже не объяснять, главное –
почувствовать.
Для будущих филологов, если мы говорим о
профильном экзамене, можно предложить более
сложный вариант, включающий элементы
исследования. Это сочинение, проблемное,
обобщающее.
Вы понимаете, что подготовить такой идеальный
экзамен гораздо сложнее, чем придумать.
Грамотный экзамен надо готовить годами,
проверять сначала на небольших группах, только
затем пускать по всей России. При этом в
программу испытаний надо включать и сельских, и
городских детей, и гимназии, и школы «спальных»
районов, чтобы выяснить уровень нормальных
требований. Наблюдения нужно вести несколько
лет. Стоит уточнить, проверяем ли мы то, что хотим
проверить, или что-то совершенно иное. Это
называется «валидность теста». Тогда мы получим
достоверные результаты. Это я вам говорю как
психолог.
А сейчас совершенно неграмотные, непроверенные
контрольные работы, просто какие-то «контрошки»,
решают судьбу наших детей.
Конечно, стоить это исследование будет дорого. И
придется создать целый научный коллектив, куда
пригласить не только школьных методистов, но и
возрастных психологов, тестологов, литераторов,
обязательно литературных критиков. Зато мы
получим и настоящий экзамен по литературе, и,
возможно, настоящее литературное образование.
Потому что учитель будет не натаскивать на тест,
а учить работать с текстом, с
литературоведческими понятиями, умения
формировать, наконец.
Тогда снимется вопрос о слишком обширных списках
обязательного чтения. Необходимо знакомить
детей с лучшими произведениями, авторами, чтобы
не размывался культурный контекст в стране.
Просто выпускнику не надо будет зубрить к
экзамену все, начиная с пятого класса. Учить надо
широко, а спрашивать узко. Сумел ребенок
интерпретировать незнакомый текст – значит, не
зря в школе сидел на уроках литературы.
И последнее. Проверку выпускных сочинений нельзя
доверить никакой машине, никакому
эксперту-одиночке. Только комиссия. Пусть даже из
учителей других школ, чтобы не мешала
предвзятость, чтобы не учитывать прошлое
ребенка.
Вот мы тут фантазировали, мечтали. Может, наши
идеи помогут кому-нибудь. А если нет? Мы в любом
случае будем заниматься своим делом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|