Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2003

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Анатолий ПИНСКИЙ,
советник  министра образования
разработчик концепции профильной школы,
Светлана КИРИЛЛОВА

Будут ли перенесены сроки перехода старшей школы на профильное обучение?

– Анатолий Аркадьевич, можно ли считать окончательным решение Координационного совета о переносе на год срока введения профильного обучения?
– В районе майских праздников должно выйти постановление правительства, в котором будет определен вопрос о сроках перехода. Сразу хочу уточнить: один из главных моментов, который дискутировался в преддверии подготовки правительственного постановления, – делать ли постановление правительства об эксперименте по профильному обучению или о начале массового перехода школ России на профильное обучение. Я рад, что в процессе подготовки постановления правительства министр образования Владимир Филиппов занял совершенно определенную позицию: он считает, что нам уже надо говорить не об эксперименте, но – о широком переходе на профильное обучение.
– Уточним спорный вопрос: если мы переходим на профильное обучение в масштабах страны, то с какого года школы страны должны это сделать? С 2005 г., как предполагалось раньше, с 2006 г. или?..
– Теоретически я считал и считаю, что лучше было бы начать всеобщую профилизацию в 2005 году. Почему? Потому что в 2005 году вся страна переходит на Единый государственный экзамен. Но именно поэтому – в чисто организационном смысле – для Министерства образования труднее начать внедрение профильного обучения в 2005 году. И руководство министерства здесь можно понять. Ведь в 2005 году все силы будут брошены на решение проблем, связанных с полным переходом на ЕГЭ. Поэтому, видимо, будет принято решение начать массовое профильное обучение в российских школах с 2006 года. Но это не решающий пункт. Мы-то понимаем, что даже если переход на профильное обучение начать с 2005 года, все равно будет поздно! Подумайте: если вся страна переходит на ЕГЭ в 2005 году, логичнее было бы ввести профильное обучение в старших классах в 2003 году. Ведь углубленное изучение предметов и дает возможность хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ. Далее – мы в документе пишем, что в 2006 году должен начаться переход школ России на профильное обучение. Все прекрасно понимают: какую дату на бумаге ни поставь, это вовсе не значит, что к этой дате все школы России должны стать профильными. Какая часть школ останется непрофильными, будет зависеть от местных условий.
– Давайте уточним: речь идет о введении профильного обучения или все-таки об эксперименте по началу предпрофильного обучения в 9 классах? Этот последний эксперимент правительство, кажется, не собирается откладывать на год?
– Переход в 9 классах на предпрофильную подготовку соответственно начнется массово с 2005 г. Скажу вот что. С 3 по 5 апреля я принимал участие в деловой игре, в которой было представлено 25 территорий – из разных городов и районов Краснодарского края, Псковской, Кемеровской, Новгородской областей, Якутии, Татарстана, Калининградской, Московской, Самарской, Челябинской областей. Мы попытались найти разные пути и проиграть разные варианты перехода на предпрофильное обучение в 9 классах. Заметьте: никто из представителей немосковской аудитории не предлагал, чтобы переход на предпрофильное обучение был отложен. Напротив – заинтересованность и, более того, готовность были очень высокими. Простой пример. Одной из тем, которую мы обсуждали, была идея ознакомления детей и родителей с так называемой образовательной картой района. В девятом классе каждый школьник должен получить буклет, в котором описаны все образовательные учреждения его района или города. У каждого из этих учреждений должна быть своя визитная карточка: где находится, какая фамилия директора, когда дни открытых дверей, какие профильные классы там имеются – физико-математический, экономический или какой-либо иной, сколько до школы или ПТУ километров (это особенно важно для сельской местности).
– Прекрасная идея, но дорогая. А ведь денег на эксперимент по предпрофильному обучению никому давать не будут...
– Пока мы держимся мнения, что эксперимент по предпрофильному обучению – дешевый. Мы не можем заманивать в него грантами. Ни для кого из директоров школ или руководителей муниципалитетов главным мотивом не должно стать получение московских денег. Все придется делать самим. Но во время деловой игры никто из руководителей сельских школ не заявил нам: мы – бедные! Или еще одна ситуация, которая прорабатывалась у нас на деловой игре. Организация внешней аттестации девятиклассников, которую будет проводить не школа, а муниципальная комиссия. Ее результат может стать критерием для зачисления в профильную школу. Особенно если в каком-то из профильных классов будет конкурс. Мы вынесли это как положение, которое можно проиграть и сделать к маю 2004 года. Условия были просты: вам не нравится – можете этого не делать. Но сельские школы не стали жаловаться, что это нереально. Они сами предложили разные формы. Например, чтобы не девятиклассников привозили к членам комиссии, а наоборот!
– Как в таком случае директора объяснили, откуда они возьмут деньги на эксперимент по предпрофильной подготовке? Ведь в среднем 85 процентов школьного бюджета в сельской местности уходит на учительские зарплаты…
– Откуда они взяли денег – это мы узнаем в сентябре этого года. 26–27 сентября у нас следующий раунд деловой игры. Все участники соберутся в Москву, и у нас начнется семинар по реальному началу эксперимента по предпрофильному обучению. Мы проводим его в сентябре, чтобы узнать не об их планах на будущее, а о том, какие из предложений уже стали реальностью. Я уверен, что многие уже реализуют задуманное и предложенное в апреле.
– То есть пока определенности нет? Но эксперимент по предпрофильному обучению все-таки начался?
– Вопрос не очень простой. Да, эксперимент начался, он идет с весны. Люди уехали с деловой игры, сформулировав для себя конкретные задачи, которые они должны выполнить еще до каникул. Учебные планы школ они проектируют сейчас, чтобы в сентябре ребята начали обучение в 9 классах по этому экспериментальному предпрофильному обучению. В каждой территории есть две-три базовые пилотные школы. Мы считаем, что просто дать девятикласснику в руки буклет – это недостаточно. Дети должны по определенному графику – это уже работа директоров и классных руководителей – посетить заинтересовавший их лицей или ПТУ. Посмотреть, что делается внутри. Чтобы их сознание расширилось от отдельной школьной коробки до сети образовательных учреждений определенного района: чтобы дети увидели, узнали, выбрали. Вторая часть – курсы по выбору. Каждая школа в зависимости от своих кадров и возможностей будет организовывать в среднем два часа в неделю, имея целью ориентацию на профиль.
– А по каким учебникам все это будет преподаваться?
– Я всегда говорю, что лучшее – враг хорошего. Если мысленно выстроить идеальную модель перехода на профильное обучение, мы не сможем реализовать ее не только к 2006 году, но даже к 2026-му! Подумайте, что это значит – новый учебник. Хороший учебник – вспомните знаменитых «Перышкина» или «Киселева» – формируется долгие годы, порой десятилетия. Поэтому рассчитывать, что мы потерпим с внедрением профилей годик, а за этот срок подготовим совершенно новые качественные учебники для профильной школы… это же нереально. У нас сегодня по каждому предмету есть 7–15 учебников. Они разные, в том числе по объему и по уровню сложности. И в этом смысле под формирование упрощенного или углубленного курса по предмету можно подобрать что-то из уже действующего спектра школьных учебников. Естественно, выбрасывание определенных разделов определенного учебника должно быть санкционировано Министерством образования.
– Большая часть школ России только на 50 процентов укомплектована новыми учебниками. Этот вопрос не так давно снова обсуждался в Государственной думе. Допустим, учебник математики для базового или профильного курса в школе еще отыщут, а как быть с историей?
– Вопросы по укомплектованности учебниками, скажу честно, представителями из регионов мне еще не задавались. Я абсолютно уверен, что, когда начнется введение профилей, вопрос учебников для профильной школы будет занимать не первое место. Людей, скажем, волнует и проблема элективных курсов, которые сегодня вообще не обеспечены методически. А ведь курсы по выбору – или элективные курсы – это составная часть предпрофильной подготовки. Это – два часа в неделю, которые могут тратиться либо на предметные, либо на непредметные курсы. Например, изучение биржи – предметный курс. Или курс непредметный – работа в больнице – для тех, кто хотел бы в дальнейшем поступить в профильный класс, ориентированный на мединститут. Перед деловой игрой мы напрягли РАО, сказав, что не можем выходить на нее с пустыми руками. И вот за месяц – подчеркиваю, за месяц – в РАО нам сделали методическую разработку на 350 страниц. Если бы мы сказали академикам, что у них на эту работу полтора года, они сказали бы: мало! И очень хорошо объяснили бы, почему мало… Но за месяц у нас в руках оказалась методическая разработка по каждому предмету, примерно на 30–50 страниц с иллюстративным материалом. И школы обеспечены первичным материалом, чтобы вводить элективные курсы по два часа в неделю в 9 классах…
– Нельзя ли сделать так, чтобы ученики соседних школ, выбравшие изучение определенного предмета, могли учиться эти два часа в неделю в одной школе?
– Конечно! Вопрос резонный. Наши директора уже придумали возможность такой формы, как «сетевые курсы». Лекции или практикумы организуются не только для своей школы, но для более широкого контингента девятиклассников. Например, директора школ района договорятся, что время элективных курсов в их школах – четверг, после обеда. И школьники разойдутся в четверг после обеда каждый в определенную школу.
– Тогда пойдем дальше. Почему бы не организовать профильное обучение таким образом, чтобы дети, не переводясь из своей школы, слушали углубленные курсы, скажем, в соседнем экономическом лицее?
– Эта идея сейчас зародилась. Фактически это и есть идея сетевого образования. Ее суть в том, что образование ребенка не монопольно принадлежит данной организации, а начинает распределяться по нескольким. Первая проблема сетевого образования – академический взаимозачет. Ребенок, например, посещает заочную физматшколу и там преуспевает. Какая оценка ставится ему в аттестат – своей школы или заочной? Другая группа вопросов – финансовый взаимозачет. Если мальчишки ходят изучать автодело в местный техникум, должен ли получать дополнительные рубли преподаватель техникума, который с ними возится? И не получится ли так, что эти рубли будут вычитаться из зарплаты учителя труда, который в школе ведет у них технологию?
Или еще один интересный вопрос. Можно ли сделать так, чтобы дети других школ, если их набирается достаточное число, изучали бы экономику в престижном экономическом лицее?
– На это не пойдет сам лицей. Учителя там работают за дополнительные родительские деньги. Будут ли они затем бесплатно учить приходящих деток из района?
– А я и не говорю, что бесплатно! Возможно, в игру вступят как дополнительные бюджетные – то есть муниципальные, так и родительские деньги. Родители – это первейшие союзники в деле профильного обучения. Если они видят, что их деньги тратятся не зря, они эти деньги находят. А наше дело – подумать, как сделать эти престижные лицеи и гимназии базовыми профильными школами и союзниками в деле профилизации.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru