ОРИЕНТИРЫ
Без приказа
Кажется, без него в современном
образовании ничего не делается. И тем не менее
педагогическое сообщество находит способы
продвигать в жизнь собственные инициативы
В последнюю декаду апреля в образовании
проходит сразу несколько значительных
мероприятий, разных по стилю и содержанию. Их
объединяет одно: все они проводятся по
инициативе образовательного сообщества,
конечно, в той или иной степени поддержанного
властью, но все-таки инициатива принадлежит
самим педагогам.
Это означает, что в России живо и
продолжает развиваться
общественно-педагогическое движение – в разных
формах, с многообразием целей и содержания
деятельности. Правда, власть относится к
общественно-педагогическому движению в России
скорее ритуально, чем по существу – где-то
облагодетельствует присутствием, где-то даже
слово скажет, ни к чему не обязывающее, посидит в
президиуме или выступит с речью…
Власть – не только образовательная, но прежде
всего политическая, и экономическая – не слышит,
что говорит сообщество, не замечает, что в среде
профессионалов есть не только ведомственные
программы, проекты постановлений и циркуляры.
Сама по себе образовательная действительность в
России такова, что ничего без разрешительного
приказа ведомства произойти в школе не может.
Ненужное слово «самостоятельность» не только
перестало употребляться, забыли даже о планах
создания условий для школьной автономии.
Свобода в образовании? Такой же миф и ненужная
власти головная боль, как и другие свободы.
Все, что может быть использовано в планах
ведомственной модернизации, разрешено и
поддержано, а все, что на шаг или на два отступает
от утвержденной линии, а уж тем более
противоречит, должно быть немедленно прекращено,
запрещено и выкорчевано с корнем.
А поскольку все ресурсы – финансовые,
административные, информационные, научные,
издательские, человеческие – находятся в руках
органов управления, то вообще удивительно, что на
школьной территории еще что-то произрастает.
И все-таки, все-таки люди ищут, стремятся изменить
школу и свою жизнь. И вот в последнюю декаду
апреля в нескольких городах на нескольких
площадках состоялись смотры образовательных
проектов.
В Москве – сразу два мероприятия.
В городском Доме учителя завершился
Педагогический марафон учебных предметов (о
последней неделе марафона читайте в следующем
номере) – уникальное изобретение, панорама
всего, что появилось интересного в ежедневной
школьной реальности. Месяц московские учителя
изучали новинки, творческий опыт своих коллег и
вели обсуждения: как улучшить методики
преподавания, учебные материалы.
Каждый учебный день Дом учителя был переполнен.
С 19 по 22 апреля в Измайлове прошел традиционный
ежегодный, уже 13-й по счету фестиваль
«Эврика-авангард». Это весенний сбор сети
«Эврика», на котором планируется работа сети на
год, обсуждаются самые авангардные сетевые идеи
и проекты, выступают политики и видные ученые,
вырабатываются стратегия и тактика развития
сети.
На этот раз основными линиями были: проект
«Развитие общественного управления», в котором
приняли активное участие коллеги из
Великобритании, проект «Зеркало» – попытка
развить сетевой способ анализа проектов, детский
проект «Эврика-Хогвартс», проект «Ассоциация
экспертов “Эврика”» – изменение стратегии
экспертной деятельности, а также проект
«Консорциум “Эврика”» – превращение сети
инновационных проектов в образовательную
организацию, построенную по принципу
консорциума.
Важной частью «Эврики-авангарда» стало
совместное заседание инновационной сети и
отделения «Образование и культура» Российской
академии образования.
Как выразился вице-президент РАО В.Борисенко,
эвриканская сеть – это прорыв в XXI век, и поэтому
диалог академической науки и инновационной
практики – необходимое условие развития
образования в России.
Академик-секретарь этого отделения Виктор
Гараджа выдвинул идею совместного обсуждения
проблемы культуры мышления, роли образования не
только в освоении классических образцов
культуры, но и выращивания защитных способов
противостояния негативным влияниям. Академикам
было представлено семь проектов сети «Эврика», и
все они получили высокую оценку строгих судей.
Вполне возможно, что с этой встречи начинается
новый этап развития «Эврики» – ее академическая
линия, партнерство с представителями науки и
культуры, диалог инноваций с высокой теорией.
Лирической линией апрельской «Эврики» стал
поэтический вечер Ренаты Мухи и Вадима Левина,
затянувшийся далеко за полночь.
Со стихов начиналась «Эврика» в середине 80-х и
продолжается в начале нового века.
…А в это время в Красноярске идет конференция
«Педагогика развития» – десятая, юбилейная, а в
Сокольниках, в Москве, – выставка-форум
«Школа-2003».
Но об этих событиях – в следующих номерах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|