Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело


ОРИЕНТИРЫ 

Александр АДАМСКИЙ

Без приказа

Кажется, без него в современном образовании ничего не делается. И тем не менее педагогическое сообщество находит способы продвигать в жизнь собственные инициативы

В последнюю декаду апреля в образовании проходит сразу несколько значительных мероприятий, разных по стилю и содержанию. Их объединяет одно: все они проводятся по инициативе образовательного сообщества, конечно, в той или иной степени поддержанного властью, но все-таки инициатива принадлежит самим педагогам.

Это означает, что в России живо и продолжает развиваться общественно-педагогическое движение – в разных формах, с многообразием целей и содержания деятельности. Правда, власть относится к общественно-педагогическому движению в России скорее ритуально, чем по существу – где-то облагодетельствует присутствием, где-то даже слово скажет, ни к чему не обязывающее, посидит в президиуме или выступит с речью…
Власть – не только образовательная, но прежде всего политическая, и экономическая – не слышит, что говорит сообщество, не замечает, что в среде профессионалов есть не только ведомственные программы, проекты постановлений и циркуляры.
Сама по себе образовательная действительность в России такова, что ничего без разрешительного приказа ведомства произойти в школе не может. Ненужное слово «самостоятельность» не только перестало употребляться, забыли даже о планах создания условий для школьной автономии.
Свобода в образовании? Такой же миф и ненужная власти головная боль, как и другие свободы.
Все, что может быть использовано в планах ведомственной модернизации, разрешено и поддержано, а все, что на шаг или на два отступает от утвержденной линии, а уж тем более противоречит, должно быть немедленно прекращено, запрещено и выкорчевано с корнем.
А поскольку все ресурсы – финансовые, административные, информационные, научные, издательские, человеческие – находятся в руках органов управления, то вообще удивительно, что на школьной территории еще что-то произрастает.
И все-таки, все-таки люди ищут, стремятся изменить школу и свою жизнь. И вот в последнюю декаду апреля в нескольких городах на нескольких площадках состоялись смотры образовательных проектов.
В Москве – сразу два мероприятия.
В городском Доме учителя завершился Педагогический марафон учебных предметов (о последней неделе марафона читайте в следующем номере) – уникальное изобретение, панорама всего, что появилось интересного в ежедневной школьной реальности. Месяц московские учителя изучали новинки, творческий опыт своих коллег и вели обсуждения: как улучшить методики преподавания, учебные материалы.
Каждый учебный день Дом учителя был переполнен.
С 19 по 22 апреля в Измайлове прошел традиционный ежегодный, уже 13-й по счету фестиваль «Эврика-авангард». Это весенний сбор сети «Эврика», на котором планируется работа сети на год, обсуждаются самые авангардные сетевые идеи и проекты, выступают политики и видные ученые, вырабатываются стратегия и тактика развития сети.
На этот раз основными линиями были: проект «Развитие общественного управления», в котором приняли активное участие коллеги из Великобритании, проект «Зеркало» – попытка развить сетевой способ анализа проектов, детский проект «Эврика-Хогвартс», проект «Ассоциация экспертов “Эврика”» – изменение стратегии экспертной деятельности, а также проект «Консорциум “Эврика”» – превращение сети инновационных проектов в образовательную организацию, построенную по принципу консорциума.
Важной частью «Эврики-авангарда» стало совместное заседание инновационной сети и отделения «Образование и культура» Российской академии образования.
Как выразился вице-президент РАО В.Борисенко, эвриканская сеть – это прорыв в XXI век, и поэтому диалог академической науки и инновационной практики – необходимое условие развития образования в России.
Академик-секретарь этого отделения Виктор Гараджа выдвинул идею совместного обсуждения проблемы культуры мышления, роли образования не только в освоении классических образцов культуры, но и выращивания защитных способов противостояния негативным влияниям. Академикам было представлено семь проектов сети «Эврика», и все они получили высокую оценку строгих судей.
Вполне возможно, что с этой встречи начинается новый этап развития «Эврики» – ее академическая линия, партнерство с представителями науки и культуры, диалог инноваций с высокой теорией.
Лирической линией апрельской «Эврики» стал поэтический вечер Ренаты Мухи и Вадима Левина, затянувшийся далеко за полночь.
Со стихов начиналась «Эврика» в середине 80-х и продолжается в начале нового века.

…А в это время в Красноярске идет конференция «Педагогика развития» – десятая, юбилейная, а в Сокольниках, в Москве, – выставка-форум «Школа-2003».
Но об этих событиях – в следующих номерах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru