II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
День учителей технологии,
профориентации и основ безопасности
жизнедеятельности
– Учитель – наша
самая большая ценность – так начал свое
выступление Анатолий Марченко, главный
специалист Министерства образования Российской
Федерации. И выразил надежду, что именно силами
учителей технология сможет завоевать достойное
место среди других предметов. Только, чур, пусть
школа, как бы ей ни хотелось сохранить в своем
коллективе боеспособную мужскую единицу, не
противостоит созданию межшкольных учебных
комбинатов.
Еще Марченко подробно рассказал про стандарт,
который уже подготовлен и проходит редакторскую
правку. Три его кита – доступность, качество и
мобильность. В начальной школе основные
направления работы – изготовление изделий из
разных материалов, домашний труд. В основной –
труд обслуживающий, технический и
сельскохозяйственный. В старшей – усилена
профориентация.
Марченко зазывал учителей: «Помогайте
разрабатывать стандарт, иначе как ручаться, что
он вам понравится?» А профессор Юрий Хотунцев
напомнил: «Человеческие технологии охватывают
преобразование материалов, энергии и информации,
поэтому современный предмет “технология”
немыслим без разделов, посвященных работе с
электричеством, радио или мультимедиа, и
стандарт – это всего лишь ориентир для
расширения материальной базы школ».
По разговорам в коридорах выходило, что сейчас
положение с этой базой во многих школах аховое.
Даже в столичных ОУ до сих пор живы плакаты по
технике безопасности начала восьмидесятых –
поблекшие, но с по-прежнему бодрой пионеркой. Ни
одна комиссия их уже не принимает. Учителя, чтобы
идти в ногу со временем, сами рисуют, пишут,
распечатывают на домашних принтерах. Новые
самодельные плакаты, конечно, содержательнее
старых типографских, но эстетичнее ли?
Еще одна беда учителей технологии – недостаток
учебной литературы. Поэтому переработанный
комплект учебников Виктора Симоненко из Брянска
вызвал такой горячий интерес. Учителя
обрадовались и дали автору новый заказ – на
методички, календарно-тематическое
планирование, слайды, рабочие тетради. А учитель
Хотьковской школы-интерната для детей с тяжелыми
нарушениями речи Геннадий Заливацкий попросил
Симоненко разработать облегченный вариант
пособий и технологических карт для своих
подопечных. Виктор Дмитриевич пообещал, что
привлечет к выполнению этого заказа своих
студентов. В Хотьково их теперь будут ждать с
нетерпением на практику.
С детскими творческими работами, разными
техниками обработки материалов гости марафона
знакомились в Паркетном зале, где изделия из
дерева и ткани рождались прямо на их глазах.
– Открыла для себя работу с бисером, –
призналась учительница из Чувашии. А когда
старшеклассницы демонстрировали наряды, сшитые
из лоскутов кожи, народ не выдержал и закричал:
“Спускайтесь в зал!”
Защищая свои работы, ребята сумели доказать:
технология – это основа творческого и
эстетического отношения к миру.
***
Синие куртки с надписью: «Спасатель МЧС»
никого не удивляют. Сегодня в Доме учителя день
преподавателя ОБЖ.
Татьяна Симкина преподает курс ОБЖ сразу в двух
школах подмосковного Раменского. Похоже, в
школьных уроках безопасности жизнедеятельности
МЧС заинтересовано больше Министерства
образования. Семь кадетских корпусов, пятнадцать
тысяч ребят в кружках юных спасателей. На такую
большую Россию маловато будет.
Учителя, окончив курсы МЧС, идут к ребятам с
железным правилом: чрезвычайную ситуацию нужно
уметь предвидеть, по возможности – избежать, при
необходимости – действовать. И знать как.
Понятно, почему в курсе школьного ОБЖ много
практических занятий. А если теория, как на
открытом уроке кандидата военных наук, учителя
Вячеслава Евлахова, то обязательно с «мозговой
разминкой» в начале и двумя физкультурными
паузами – на двадцатой и тридцать третьей
минутах.
Но – SOS! Фонд «Национальная безопасность»
обеспокоен: по новым стандартам образования курс
ОБЖ в средней школе собираются аннулировать.
Учиться выживать будут только старшеклассников.
– Почему модернизаторы российского образования
считают, – изумился Владимир Сапронов, член
президиума фонда, профессор Университета
культуры, – что первоклассникам и
пятиклассникам достаточно бесед, которые с ними
проведут инспектора ГИБДД, пожарной
безопасности и медсестра?
Говорят, в российских школах детям не хватает
часов для занятий математикой. Но этим же детям
выпала доля жить во время роста техногенных и
антропогенных катастроф. И если ребенок с
детского сада (а именно там уже необходим
регулярный курс ОБЖ) не знает, как себя вести в
чрезвычайной ситуации, как помочь другу, если тот
попал в беду, – это и есть внутренняя угроза
национальной безопасности. Семьдесят пять тысяч
россиян, погибших в чрезвычайных ситуациях, – не
«страшилка», а печальная статистика только 2002
года.
Так уж устроен человек, что культура
реагирования преобладает у него над культурой
предотвращения. У школьного предмета ОБЖ сейчас
есть шанс изменить мировоззрение человека в
мире, чреватом экологическими и техногенными
катастрофами.
– Ребята средней школы сами голосуют за ОБЖ.
Тридцать моих учеников из двух выпускных классов
в этом году выбрали экзамен по безопасности
жизнедеятельности, – заявил преподаватель Олег
Игнатов.
– Вокруг учителя ОБЖ в нашей школе начинает
формироваться команда преподавателей, которые
обеспокоены состоянием здоровья и детей, и
учителей, – сказал Александр Ляхович, доктор
медицинских наук.
Серьезные катастрофы случаются редко, а выживать
человеку приходится каждый день. И не дело, если
уже в школе его здоровье ухудшается в 4–6 раз:
мебель не по росту, горячих обедов не хватает.
Школа просит у районного педиатра ставку врача, а
тот грустно разводит руками: да у нас в детских
поликлиниках штат только на 40 процентов
укомплектован!
Но ведь возможен другой путь – привлечь
родителей с медицинским образованием. Есть
прецеденты. Соглашаются и помогают.
Здоровый образ жизни ученика и учителя – главная
цель курса ОБЖ, добрались наконец до сути в
спорах и разговорах на «круглых столах»
преподаватели в этот день.
Все зависит от увлеченности учителя. Покорен
преподаватель здоровьесберегающими
технологиями – уроки ОБЖ будут одними.
Сосредоточен на том, чтобы обучить учеников, как
им себя вести в чрезвычайных ситуациях (будь то
пожар или звонок незнакомца), – уроки ОБЖ другими
получатся. Думает учитель о службе ребят в армии
– занятия выстроит третьим, особым образом.
Звучит-то как классно в любом случае –
педагог-спасатель.
Евгения СОКОЛОВА,
Овена КОРСУНОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|