Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

День учителей технологии, профориентации и основ безопасности жизнедеятельности

– Учитель – наша самая большая ценность – так начал свое выступление Анатолий Марченко, главный специалист Министерства образования Российской Федерации. И выразил надежду, что именно силами учителей технология сможет завоевать достойное место среди других предметов. Только, чур, пусть школа, как бы ей ни хотелось сохранить в своем коллективе боеспособную мужскую единицу, не противостоит созданию межшкольных учебных комбинатов.
Еще Марченко подробно рассказал про стандарт, который уже подготовлен и проходит редакторскую правку. Три его кита – доступность, качество и мобильность. В начальной школе основные направления работы – изготовление изделий из разных материалов, домашний труд. В основной – труд обслуживающий, технический и сельскохозяйственный. В старшей – усилена профориентация.
Марченко зазывал учителей: «Помогайте разрабатывать стандарт, иначе как ручаться, что он вам понравится?» А профессор Юрий Хотунцев напомнил: «Человеческие технологии охватывают преобразование материалов, энергии и информации, поэтому современный предмет “технология” немыслим без разделов, посвященных работе с электричеством, радио или мультимедиа, и стандарт – это всего лишь ориентир для расширения материальной базы школ».
По разговорам в коридорах выходило, что сейчас положение с этой базой во многих школах аховое. Даже в столичных ОУ до сих пор живы плакаты по технике безопасности начала восьмидесятых – поблекшие, но с по-прежнему бодрой пионеркой. Ни одна комиссия их уже не принимает. Учителя, чтобы идти в ногу со временем, сами рисуют, пишут, распечатывают на домашних принтерах. Новые самодельные плакаты, конечно, содержательнее старых типографских, но эстетичнее ли?
Еще одна беда учителей технологии – недостаток учебной литературы. Поэтому переработанный комплект учебников Виктора Симоненко из Брянска вызвал такой горячий интерес. Учителя обрадовались и дали автору новый заказ – на методички, календарно-тематическое планирование, слайды, рабочие тетради. А учитель Хотьковской школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи Геннадий Заливацкий попросил Симоненко разработать облегченный вариант пособий и технологических карт для своих подопечных. Виктор Дмитриевич пообещал, что привлечет к выполнению этого заказа своих студентов. В Хотьково их теперь будут ждать с нетерпением на практику.
С детскими творческими работами, разными техниками обработки материалов гости марафона знакомились в Паркетном зале, где изделия из дерева и ткани рождались прямо на их глазах.
– Открыла для себя работу с бисером, – призналась учительница из Чувашии. А когда старшеклассницы демонстрировали наряды, сшитые из лоскутов кожи, народ не выдержал и закричал: “Спускайтесь в зал!”
Защищая свои работы, ребята сумели доказать: технология – это основа творческого и эстетического отношения к миру.

***

Синие куртки с надписью: «Спасатель МЧС» никого не удивляют. Сегодня в Доме учителя день преподавателя ОБЖ.
Татьяна Симкина преподает курс ОБЖ сразу в двух школах подмосковного Раменского. Похоже, в школьных уроках безопасности жизнедеятельности МЧС заинтересовано больше Министерства образования. Семь кадетских корпусов, пятнадцать тысяч ребят в кружках юных спасателей. На такую большую Россию маловато будет.
Учителя, окончив курсы МЧС, идут к ребятам с железным правилом: чрезвычайную ситуацию нужно уметь предвидеть, по возможности – избежать, при необходимости – действовать. И знать как.
Понятно, почему в курсе школьного ОБЖ много практических занятий. А если теория, как на открытом уроке кандидата военных наук, учителя Вячеслава Евлахова, то обязательно с «мозговой разминкой» в начале и двумя физкультурными паузами – на двадцатой и тридцать третьей минутах.
Но – SOS! Фонд «Национальная безопасность» обеспокоен: по новым стандартам образования курс ОБЖ в средней школе собираются аннулировать. Учиться выживать будут только старшеклассников.
– Почему модернизаторы российского образования считают, – изумился Владимир Сапронов, член президиума фонда, профессор Университета культуры, – что первоклассникам и пятиклассникам достаточно бесед, которые с ними проведут инспектора ГИБДД, пожарной безопасности и медсестра?
Говорят, в российских школах детям не хватает часов для занятий математикой. Но этим же детям выпала доля жить во время роста техногенных и антропогенных катастроф. И если ребенок с детского сада (а именно там уже необходим регулярный курс ОБЖ) не знает, как себя вести в чрезвычайной ситуации, как помочь другу, если тот попал в беду, – это и есть внутренняя угроза национальной безопасности. Семьдесят пять тысяч россиян, погибших в чрезвычайных ситуациях, – не «страшилка», а печальная статистика только 2002 года.
Так уж устроен человек, что культура реагирования преобладает у него над культурой предотвращения. У школьного предмета ОБЖ сейчас есть шанс изменить мировоззрение человека в мире, чреватом экологическими и техногенными катастрофами.
– Ребята средней школы сами голосуют за ОБЖ. Тридцать моих учеников из двух выпускных классов в этом году выбрали экзамен по безопасности жизнедеятельности, – заявил преподаватель Олег Игнатов.
– Вокруг учителя ОБЖ в нашей школе начинает формироваться команда преподавателей, которые обеспокоены состоянием здоровья и детей, и учителей, – сказал Александр Ляхович, доктор медицинских наук.
Серьезные катастрофы случаются редко, а выживать человеку приходится каждый день. И не дело, если уже в школе его здоровье ухудшается в 4–6 раз: мебель не по росту, горячих обедов не хватает. Школа просит у районного педиатра ставку врача, а тот грустно разводит руками: да у нас в детских поликлиниках штат только на 40 процентов укомплектован!
Но ведь возможен другой путь – привлечь родителей с медицинским образованием. Есть прецеденты. Соглашаются и помогают.
Здоровый образ жизни ученика и учителя – главная цель курса ОБЖ, добрались наконец до сути в спорах и разговорах на «круглых столах» преподаватели в этот день.
Все зависит от увлеченности учителя. Покорен преподаватель здоровьесберегающими технологиями – уроки ОБЖ будут одними. Сосредоточен на том, чтобы обучить учеников, как им себя вести в чрезвычайных ситуациях (будь то пожар или звонок незнакомца), – уроки ОБЖ другими получатся. Думает учитель о службе ребят в армии – занятия выстроит третьим, особым образом.
Звучит-то как классно в любом случае – педагог-спасатель.

Евгения СОКОЛОВА,
Овена КОРСУНОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru