Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

II ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

День учителя английского языка

Тысяча сто участников собрались сегодня в Доме учителя. «Круглый стол» был заявлен только один, зато с необычно сформулированной темой: «Как избежать фразы: “Забудьте все, чему вас учили в школе?”».
Преподаватели Московского государственного университета признались, что эту фразу они произносят очень часто, но только не вслух. Что же получается, учить ребят говорить по-английски не стоит и начинать, раз все усилия были зряшными? Уроки пора отменять? Пусть кто хочет занимается языком факультативно?
Сомнения рассеяла профессор, доктор педагогических наук Галина Китайгородская: «Эйнштейн говорил, что образование – это то, что остается, как только забывается все, чему учили. Так что понятия «обучение» и «образование» считать синонимами не надо. Иностранный язык – уникальная школьная дисциплина, хотя у нее и нет конкретного содержания. Это средство общения, коммуникации. Только кажется, что при изучении иностранного языка ученики занимаются «словами», которые переводятся. На самом деле волей-неволей вместе с лексикой, грамматикой и речевыми оборотами ученик социализируется, впитывает общечеловеческие ценности, выбирает жизненные ориентиры. Однажды я услышала: «Мы преподаем учебник». Но учебник лишь одно из средств. Я призываю каждого учителя сердцем понять, что иностранный язык – это единственный предмет, где учитель влияет на личность ребенка содержанием текстов, манерой общения, методикой преподавания. Даже самый лучший учебник преподавать нельзя. У нас иная задача – знакомить детей с другой культурой, с другим языком».
Выходит, в школе учат не язык, а культуру стран, говорящих на нем. Но тогда почему в школьном лексиконе прочно прижился термин «проходить материал»? Ребенок увлекается английским языком, когда понимает, зачем он ему нужен.
Может, прежде чем идти на урок, учитель не только подготовит задания для ребят, но и подумает о том, почему он выбрал именно эти тексты, а не другие? И для чего расспрашивает ребят о летних каникулах или о любимом щенке – чтобы научиться чему-то полезному? чтобы на уроках было весело?
Одна из новых серий учебников английского так и называется – «Радуйся Английскому». Ее авторы уверены: занятия иностранным языком должны приносить радость. Вместо занудных уроков можно выпускать вместе со своими учениками газету на английском языке или ставить спектакли, во время которых дети будут учиться легко и с удовольствием.
В общем, день прошел не напрасно. Выговориться смог каждый.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru