ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Время назад
Из дневника горожанина
1. Город – это пылесос. Его жители – пыль.
Тех, кто успел осесть, когда-нибудь снесут в
бумажном мешке на помойку. Тех, кто не успел, –
прибьет дождем к мокрому асфальту. А затем вдавит
резиновыми подошвами в землю, чтобы каждые
триста лет на планете прибавлялось по одному
кубическому сантиметру почвы. Один сантиметр
там, один сантиметр здесь, никакой идентификации
и никакого одиночества. Представь: ты, и я, и мы во
всех столицах мира одновременно. И все столицы
мира работают на полную мощность, так что моторы
раскалены до красно-белого солнца внутри, а пыль
превращается в частицы света, разгоняясь в
центрифугах до неназываемых скоростей.
Месяц назад все было в дыму, пахло чешуей
копченого омуля, и хотелось чистой воды. За
каждым углом этой мглы можно было искать все что
угодно и на каждой улице легко можно было
потерять из виду идущего рядом. Человеку, один
глаз которого вместо четких очертаний предметов
и теней видит размытые полотнища
художника-экспрессиониста, слишком легко
оказаться на странном маршруте от края города до
его края, из одного конца до другого. Шаг, шаг, шаг,
щелк – кто-то неизменно включает кинопроектор и
гасит свет. Но фильм не бывает без зрителей, и
хотя бы один, но он смотрит его целиком. Шаг, шаг,
шаг… Кино способно передать очень тонкое и
хрупкое состояние с помощью целой смеси простых
границ и фактов – картинки, слова, звуки. Иногда
они мешают друг другу, иногда не могут иначе как в
жизни. Эта смесь не требует встречного движения,
она захватывает или нет. Мой друг считает, что
кино должно быть немым, чистым от слов. Слова, в
свою очередь, должны быть чистыми от
заготовленных картинок. Месяц назад даже с небес
вряд ли можно было что-либо разглядеть – слишком
накурено и плотно прошито копотью. Пленка
расплавилась на лампе и спуталась в катушках,
монтажер памяти в это время купался в
Москве-реке.
Слова растут в дыму и растут из пыли.
Представь, ты, и я, и мы, и никакой идентификации.
Идем и поднимаем пыль, вдыхаем ее, и глазеем друг
на друга, и запиваем какие-нибудь слова вином, и
бросаем их под ноги. Они покрываются ею и
принимают верные значения. Соль – и мир
превращается в смысл, пыльца – и все скатывается
в комочки кайфа, порох – и мы становимся
взрывоопасны…
2. Темный подвал ночного клуба. Между столиками
бегают припозднившиеся официантки, украдкой
поглядывая мимо глаз и облизывая губы.
Разносветлые люди приветствуют друг друга в
очереди за выпивкой, обсуждают прошлое сидящие
на полу возле сцены, вошедшие целуются с уже
прибывшими. Табачный дым постепенно окутывает и
без того неразличимые в темноте лица, ложится на
плечи, течет под ногами ароматным туманом. Жарко.
Все кондиционеры поломались полтора часа назад.
Какие-то розовые люди обсуждают преимущества
мобильных сетей, чуть поодаль кто-то объясняет
законы кармы, откуда-то из темноты слышатся
рифмы. Очень шумно. Знакомые делятся последними
событиями, не видевшиеся прежде – знакомятся.
Счастье, очень простое счастье. Каждый из них
знает, что совсем скоро неминуемо случится то,
ради чего они здесь. И каждый знает, что вон тот,
что рядом скручивает самокрутку, и тот, что
прицокнул языком, опрокинув 50 граммов водки, и та,
что кокетливо прикуривает, глядя на пиджачного
мужчину в углу зала, – все они чувствуют то же
самое. Духота, ожидание, дурман.
Город, где каждый уединен. “Привет, тебя как
зовут?” – “…А что вам вообще от меня надо?” –
Она идет дальше. “Ничего”. И продолжает уходить.
“Ну счастливо, мементо морэ”. Она ускорила шаги.
“Маньяк!” – “Хм? Дура!”
3. В такие моменты всегда жаль серьезных и
убежденных бог весть кем и в чем людей – они
теряют почву под ногами, все, за что они цеплялись
долгие годы, растворяется, превращается в воздух,
которым дышат другие, новые люди. Кто-то уже давно
мертв, пропагандируя семейные ценности, кто-то в
одиночестве плачет, оттого что в людях почти не
осталось рок-н-ролла, кто-то готов строить
берлинские стены, чтобы воскресить левое
движение. Но всё из прошлого, что пытаются
оживить сейчас, кажется просто декорациями к
пустому спектаклю, потому что дух времени уходит
вместе с самим временем. И порог этот
чувствуется, и нужно либо сделать шаг, чтобы
увидеть новое своими глазами, коснуться его
пальцами, либо оставаться на платформе, с которой
безвозвратно уходит поезд. Оставаться в боязни
что-то потерять…
Впрочем, это ощущение было у людей, живущих на
любом рубеже эпох, а может, и вообще всегда. Кто
пополняет список праведных дел в ожидании
Страшного суда, а для кого-то “Страшный суд идет
непрерывно, не прекращаясь ни на минуту”. Однако
ни то ни другое жить абсолютно не мешает.
Если внешне все меняется и в Японии домашние
собаки на завтрак требуют механической смазки,
то по существу все по-прежнему. На кухне за
бутылкой портвейна потомок капитанской дочки и
чапаевского командира спорит с наследной
баронессой о курице и яйце, в подвале ночного
клуба на столах танцуют фламенко и целуют друг
друга в губы, звездочеты в очередной раз
откладывают конец света до уточнения данных. Все,
что кажется утраченным, просто меняет свое
название.
А ту, что случайным вечером так страстно отвечает
на твои ласки, можно называть как угодно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|