Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Русские полярные исследователи

Черкашин Н.А. Командоры полярных морей. М.: Вече, 2003Книга документально-художественных очерков известного писателя-мариниста Николая Черкашина основана как на архивных материалах, так и на беседах автора с родными, близкими и сослуживцами ее героев. Труд Черкашина будет весьма полезен на уроках истории и географии. Среди “командоров полярных морей” – верховный правитель России адмирал Александр Колчак. Ранее он служил гидрографом в искавшей легендарную Землю Санникова экспедиции барона Толя. Еще один герой книги – капитан ледокола “Таймыр” Борис Вилькицкий. Руководимая им экспедиция совершила последнее крупное географическое открытие XX века, обнаружив ранее не известный архипелаг Северная Земля. В качестве приложения публикуются рукописи статей Вилькицкого “Из истории русского Ледовитого океана”, “Земля императора Николая II” (так раньше называлась Северная Земля), “Когда, как и кому я служил под большевиками” и др. В последней рукописи, писавшейся в Бельгии в годы Второй мировой войны, Борис Вилькицкий объясняет, как и почему он пытался после краха белых “служить своей родине и помочь русскому народу изжить власть захватчиков большевиков”. Вилькицкий также дает весьма глубокий анализ причин неудачи Белого движения: “Толща населения России, рабочие и крестьяне, не сознавали грядущих ужасов правления коммунистов и легко подпадали под влияние демагогических обещаний и пропаганды большевиков. Союзники, дававшие много обещаний белым вождям, вели все время свою собственную политику, затягивали свою помощь и выполняли только незначительную часть обещанного. Экономическая, финансовая и промышленная базы белых правительств были весьма неудовлетворительны, не хватало, по старому изречению, трех вещей, необходимых для ведения войны: денег, денег и денег. Белая пропаганда стояла невысоко и не нашла лозунгов, могущих воодушевить широкие массы, истощенные войной, и двинуть их на сопротивление большевикам. Главнейшие законы социального устройства не были ни разрешены, ни предрешены, давая этой неопределенностью пищу красной пропаганде”.
Очерк «Два капитана и “Святая Анна”» посвящен прототипам героев знаменитого романа Вениамина Каверина. Как подчеркивает Черкашин, “образ капитана Татаринова собирательный. Его романная биография вобрала три реальные моряцкие судьбы – старшего лейтенанта Георгия Седова, лейтенанта Георгия Брусилова и геолога-морехода Владимира Русанова. От Седова командиру “Св. Марии” досталось его азовское детство и начало морской карьеры. От Брусилова практически все остальное – идея экспедиции, ее подготовка, обстоятельства похода. Даже отчества у них совпали – оба Львовичи”. А судьба Русанова неожиданным образом оказывается связана с судьбой Вилькицкого. Именно Русанова в советское время выдвигали в первооткрыватели Северной Земли. И стоянка Татаринова, которую находит Саня Григорьев, очень похожа на реальную стоянку русановцев, найденную в 1934 году на одном из безлюдных островков в Карском море. Но в отличие от Каверина, обвинившего Вилькицкого чуть ли не в обмане общественности, Черкашин доказывает, что именно капитан “Таймыра” открыл Северную Землю: “Это научный, географический факт. Жаль, что сухой язык науки мало что изменит в массовом читательском сознании. Слишком уж велика убедительная сила художественного слова, пусть даже запечатлевающего ложную посылку”. Книга же самого Черкашина, отмечу, написана отнюдь не сухим, академическим языком, а языком научно-популярной беллетристики.
Черкашин рассказывает также о малоизвестных или незаслуженно забытых героях исследования русской Арктики, в частности о братьях Александре и Николае фон Транзе, служивших офицерами на ледоколе “Таймыр”. Черкашин также прослеживает судьбы родов Вилькицкого и Транзе в эмиграции. Он рассказывает нам историю не только людей, но и кораблей – ледоколов “Вайгач”, “Таймыр” и “Красин” (бывший “Святогор”). Как отмечает писатель, “нити бед, побед и судеб, связующие оба разнофлажных флота Отечества – русский и советский, – едины. Порой их невозможно проследить, но еще труднее разорвать”. В советское время не только Землю императора Николая II спешно переименовали в Северную Землю, но и имена Вилькицкого и других моряков-эмигрантов вычеркнули из истории исследования русского Севера. Книга Черкашина заполняет еще одно белое пятно в нашей истории и отдает дань памяти незаслуженно забытых героев-полярников. Ее автор прошел если не по полярным, то по позднейшим европейским маршрутам своих героев спустя полвека.

Борис СОКОЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru