УЧЕБНИКИ
Русские полярные исследователи
Книга
документально-художественных очерков
известного писателя-мариниста Николая Черкашина
основана как на архивных материалах, так и на
беседах автора с родными, близкими и
сослуживцами ее героев. Труд Черкашина будет
весьма полезен на уроках истории и географии.
Среди “командоров полярных морей” – верховный
правитель России адмирал Александр Колчак. Ранее
он служил гидрографом в искавшей легендарную
Землю Санникова экспедиции барона Толя. Еще один
герой книги – капитан ледокола “Таймыр” Борис
Вилькицкий. Руководимая им экспедиция совершила
последнее крупное географическое открытие XX
века, обнаружив ранее не известный архипелаг
Северная Земля. В качестве приложения
публикуются рукописи статей Вилькицкого “Из
истории русского Ледовитого океана”, “Земля
императора Николая II” (так раньше называлась
Северная Земля), “Когда, как и кому я служил под
большевиками” и др. В последней рукописи,
писавшейся в Бельгии в годы Второй мировой войны,
Борис Вилькицкий объясняет, как и почему он
пытался после краха белых “служить своей родине
и помочь русскому народу изжить власть
захватчиков большевиков”. Вилькицкий также дает
весьма глубокий анализ причин неудачи Белого
движения: “Толща населения России, рабочие и
крестьяне, не сознавали грядущих ужасов
правления коммунистов и легко подпадали под
влияние демагогических обещаний и пропаганды
большевиков. Союзники, дававшие много обещаний
белым вождям, вели все время свою собственную
политику, затягивали свою помощь и выполняли
только незначительную часть обещанного.
Экономическая, финансовая и промышленная базы
белых правительств были весьма
неудовлетворительны, не хватало, по старому
изречению, трех вещей, необходимых для ведения
войны: денег, денег и денег. Белая пропаганда
стояла невысоко и не нашла лозунгов, могущих
воодушевить широкие массы, истощенные войной, и
двинуть их на сопротивление большевикам.
Главнейшие законы социального устройства не
были ни разрешены, ни предрешены, давая этой
неопределенностью пищу красной пропаганде”.
Очерк «Два капитана и “Святая Анна”» посвящен
прототипам героев знаменитого романа Вениамина
Каверина. Как подчеркивает Черкашин, “образ
капитана Татаринова собирательный. Его романная
биография вобрала три реальные моряцкие судьбы
– старшего лейтенанта Георгия Седова,
лейтенанта Георгия Брусилова и геолога-морехода
Владимира Русанова. От Седова командиру “Св.
Марии” досталось его азовское детство и начало
морской карьеры. От Брусилова практически все
остальное – идея экспедиции, ее подготовка,
обстоятельства похода. Даже отчества у них
совпали – оба Львовичи”. А судьба Русанова
неожиданным образом оказывается связана с
судьбой Вилькицкого. Именно Русанова в советское
время выдвигали в первооткрыватели Северной
Земли. И стоянка Татаринова, которую находит Саня
Григорьев, очень похожа на реальную стоянку
русановцев, найденную в 1934 году на одном из
безлюдных островков в Карском море. Но в отличие
от Каверина, обвинившего Вилькицкого чуть ли не в
обмане общественности, Черкашин доказывает, что
именно капитан “Таймыра” открыл Северную Землю:
“Это научный, географический факт. Жаль, что
сухой язык науки мало что изменит в массовом
читательском сознании. Слишком уж велика
убедительная сила художественного слова, пусть
даже запечатлевающего ложную посылку”. Книга же
самого Черкашина, отмечу, написана отнюдь не
сухим, академическим языком, а языком
научно-популярной беллетристики.
Черкашин рассказывает также о малоизвестных или
незаслуженно забытых героях исследования
русской Арктики, в частности о братьях
Александре и Николае фон Транзе, служивших
офицерами на ледоколе “Таймыр”. Черкашин также
прослеживает судьбы родов Вилькицкого и Транзе в
эмиграции. Он рассказывает нам историю не только
людей, но и кораблей – ледоколов “Вайгач”,
“Таймыр” и “Красин” (бывший “Святогор”). Как
отмечает писатель, “нити бед, побед и судеб,
связующие оба разнофлажных флота Отечества –
русский и советский, – едины. Порой их невозможно
проследить, но еще труднее разорвать”. В
советское время не только Землю императора
Николая II спешно переименовали в Северную Землю,
но и имена Вилькицкого и других
моряков-эмигрантов вычеркнули из истории
исследования русского Севера. Книга Черкашина
заполняет еще одно белое пятно в нашей истории и
отдает дань памяти незаслуженно забытых
героев-полярников. Ее автор прошел если не по
полярным, то по позднейшим европейским маршрутам
своих героев спустя полвека.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|