УЧЕБНИКИ
Задачи «от великих» и не только
Только что вышедший в свет сборник
«Текстовые задачи», адресованный учащимся 7–11
классов, фактически завершил серию пособий по
решению задач одного из авторов УМК по
математике «МГУ – школе» А.В.Шевкина. Первые
книги серии вышли в 2001 году, они имеют грифы
Министерства образования и уже хорошо известны
учителям.
Методическое пособие для учителя «Обучение
решению текстовых задач в 5–6 классах» включает
шесть параграфов: «Натуральные числа», «Дроби»,
«Пропорции», «Проценты», «Уравнения» и «Задачи
на повторение», охватывающие все вопросы,
связанные с решением текстовых задач в 5–6
классах. Первые пять параграфов посвящены
методике обучения решению задач указанной
тематики, последний – общим рекомендациям по
обучению школьников поиску решения задач.
Автор предлагает:
– отказаться от использования
уравнений на ранней стадии обучения и вернуться
к более широкому применению арифметических
способов решения задач, внося коррективы в
традиционную методику обучения решению задач и
стараясь избежать характерных недостатков ее
применения;
– значительно шире, чем это делалось до сих пор,
использовать «исторические» задачи и
«старинные» способы их решения в работе со всеми
учащимися; это позволит разнообразить приемы
решения задач, расширить представления
школьников о способах их решения в далекие
времена, будет способствовать развитию
школьников, формированию у них интереса к
решению задач и к самой математике;
– отказаться от хаотичного предложения учащимся
задач на разные темы, так как малополезно для
обучения каждый раз ставить в тупик наименее
подготовленных из них; вместо этого в каждом
разделе предлагаются цепочки задач от самых
простых, доступных всем учащимся, до сложных и
очень сложных; эти последние не всегда могут быть
решены самими учащимися, они рассчитаны на
разбор решения под руководством учителя.
Книга отличается хорошей проработкой
методики использования задач. В каждом ее
разделе учитель найдет что-нибудь интересное для
своего класса. Здесь много исторических задач,
распределенных по методам их решения. Имена
выдающихся математиков, методистов, писателей
говорят сами за себя: Э.Безу, Е.С.Березанская,
А.П.Киселев, Л.Ф.Магницкий, И.Ньютон, Я.И.Перельман,
Д.Пойа, С.А.Рачинский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов,
Л.Эйлер и др. Каждая из исторических задач может
появиться на уроке именно в то время, когда
использование этой задачи наиболее
целесообразно. В книге есть и задачи, посвященные
тем или иным событиям или курьезным случаям. Так,
в комментарии для учителя по теме «Проценты»
приведена задача, составленная по мотивам
выступления Б.Немцова в программе «Час пик». Эта
задача показывает, что проценты могут быть
вольным или невольным инструментом
дезинформации населения.
Данное пособие будет полезно учителям,
работающим по учебникам «Арифметика 5-6»
С.М.Никольского и др., в которых реализованы
предложения автора по совершенствованию
методики обучения школьников решению задач.
Книга будет полезна и учителям, работающим по
другим учебникам и желающим полнее использовать
мощный потенциал текстовых задач для развития
мышления и речи учащихся. Используя книгу для
учителя, содержащую решения всех наиболее
трудных задач, и сборник задач, они могут сделать
работу с задачами интересной и полезной для
своих учащихся.
Учебное пособие «Сборник задач для учащихся 5–6
классов» содержит все задачи из вышеописанного
методического пособия для учителя под теми же
номерами. В конце сборника имеется раздел
«Ответы и советы», которым учащиеся могут
пользоваться при самостоятельной работе.
В новом издании обеих книг расширен список
сложных задач, необходимых для работы с сильными
учащимися. На эти книги стоит обратить внимание и
заботливым родителям, желающим научить своих
детей решению задач и сделать нелегкое дело
обучения познавательным и интересным.
Впервые изданный сборник «Текстовые задачи: 7–11
классы» является дополнительным учебным
пособием по алгебре для учащихся, начиная с 7
класса. В нем развиваются идеи автора, основанные
на использовании различных способов решения
задач с целью развития мышления и речи учащихся,
расширения их опыта мыслительной деятельности.
В сборник включены задачи Безу, Евклида,
А.П.Киселева, Леонардо Пизанского (Фибоначчи),
П.А.Ларичева, Л.Ф.Магницкого, И.Ньютона,
Я.И.Перельмана, Л.Эйлера и др., а также задачи
школьных экзаменов для 9 классов с углубленным
изучением математики; конкурсных экзаменов в МГУ
им. М.В.Ломоносова, в Московский
инженерно-физический институт, в Высшую школу
экономики и в другие вузы страны. Большая часть
задач этого сборника включена в учебники
«Алгебра. 7–9» и «Алгебра и математический
анализ. 10–11» серии «МГУ – школе».
Содержание задачного материала соответствует
действующей программе для общеобразовательных
классов. Все вопросы, выходящие за рамки
программы, подробно разъяснены. Автор на
интересном задачном материале дает новую жизнь
старой, незаслуженно забытой методической идее
обобщения решений арифметических задач –
связующему мостику между арифметикой и алгеброй.
Сборник будет полезен учащимся классов с
углубленным изучением математики, так как в нем
затрагиваются вопросы, входящие в программу этих
классов и помогающие лучше понять важные
математические факты и идеи (решение уравнений в
целых числах, «сложные» проценты и число e,
приближенное решение уравнений высших степеней
и др.).
К большинству задач дано несколько способов
решения в основном тексте книги или в разделе
«Ответы и советы». Много внимания уделено поиску
более простых способов решения задач.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|