Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Помочь успеть

О разных типах коррекционной литературы для начальной школы

Проблема неуспеваемости ложится тяжким грузом на учителей, становится причиной расстройства родителей, превращается в головоломку для психолога, но в первую очередь это беда для самого школьника. Ни один ребенок не приходит в школу для того, чтобы стать плохим, слабоуспевающим, неуспешным учеником. И даже если вы – грамотный учитель или терпеливый родитель – поддерживаете ребенка, все равно он чувствует себя несчастным. Причем сами дети могут оценивать себя по-разному. Иному школьнику достаточно не справиться с одной-двумя задачами – и он уже теряет веру в себя… На сегодня сложилась достаточно новая традиция учебной, психологической и воспитательной литературы, призванной помочь учителю, родителю решить проблемы начинающих школьников.

Профессия – школьник

Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник.М.: Генезис, 2002Для изменения такой ситуации используют на сегодняшний день два основных пути: первый – это целостное формирование эффективного стиля учебной деятельности у каждого ученика и второй (более часто встречающийся вариант) – кропотливое выяснение причин неуспеваемости и формирование специальных умений, навыков, свойств. Эти подходы, с нашей точки зрения, могут служить хорошим дополнением друг другу.
Коллектив авторов – М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В. Земских – разработал курс коррекционно-развивающих занятий для начальных классов «Профессия – школьник», направленный на формирование индивидуального стиля познавательной деятельности.
Как указывают авторы, смысл программы – создание такой обучающей среды, в которой школьник смог выработать успешный стиль познавательной деятельности благодаря осознанию своих индивидуальных особенностей и их дальнейшему развитию, а также формированию необходимых дополнительных качеств. Курс рассчитан на детей 8–9 лет и состоит из серии уроков, объединенных в четыре раздела. Занятия включают в себя как подвижные упражнения, так и работу каждого ученика в рабочих тетрадях, а также выполнение домашнего задания под руководством взрослых (родителей).
Авторы подчеркивают, что участие родителей является обязательным условием реализации данной программы. Поэтому методической поддержкой курса являются два пособия: одно – для педагогов и психологов, второе – для родителей.
Программа хорошо структурирована, подробно расписаны не только разделы, но и каждое занятие, его задачи и смысл, дана схема проведения: приветствие, разминка, рефлексия предыдущего занятия и анализ домашнего задания, основное содержание занятия, рефлексия текущего занятия, прощание. При этом авторы предлагают самому ведущему решать, сколько времени тратить на те или иные темы, какие разминки и ритуалы приветствия и прощания использовать.
Пособие для родителей представляет собой руководство по выполнению домашнего задания к каждому уроку с подробным описанием не только содержания работы, но и способа его выполнения. Доступным языком описаны цели и задачи программы «Профессия – школьник».
Предлагаются для выполнения тестовые задания, помогающие определить ведущее полушарие мозга ребенка и ведущий тип восприятия (выполнение этих заданий возможно только при участии взрослого). В этом тесте определяется не только ведущая рука, но и ведущий глаз, ухо, благодаря чему диагностика ведущего полушария становится более точной.
Однако тест на определение ведущего типа восприятия вызывает некоторые сомнения. Исходя из теста, выделяются три типа на основе выделения лучшего восприятия информации: довольно традиционные «зритель», «слушатель» и нетрадиционный тип – «деятель» (с преобладанием тактильного восприятия). К этому типу авторы относят подвижных, активных, общительных детей, любящих групповое времяпрепровождение. Но опыт работы показывает, что среди ребят с ярко выраженной кинестетической модальностью (то есть предпочитающих общаться с миром и получать о нем информацию «на ощупь», через тактильные ощущения) существует большая группа отнюдь не активных, постоянно бегающих, прыгающих, резвящихся, а любящих спокойные игры детей. Такие дети любят заниматься с разнообразными материалами (глиной, пластилином, бисером, разными видами бумаги, ткани), они при этом в силу своей большей чувствительности избегают групповых, многолюдных мероприятий.
Рабочая тетрадь разбита на 24 урока, соответствующих пяти основным темам: «Какой я?», «Память», «Левши и правши», «Внимание», «Восприятие». Узнавать свои особенности и закреплять полученные знания ребята будут, выполняя разнообразные задания.
В результате ребята, во-первых, осознают свою неповторимость и уникальность, откроют свои сильные и слабые стороны и научатся ими управлять, опираясь на определенные правила. Во-вторых, узнают, что такое восприятие и каким способом они сами привыкли воспринимать информацию, как научиться другим, разберутся в особенностях своей памяти – как опираться и использовать в учебе ведущий тип памяти и развивать остальные, находя и придумывая новые способы запоминания, поймут необходимость развития внимания. И наконец, в-третьих, ознакомятся с различиями «правшей» и «левшей», с помощью взрослых разберутся, какая ведущая рука у них самих и какие особенности психической организации за этим стоят, как в будущем это может отразиться на выборе профессии. В заключение остается добавить, что для того, чтобы результат этого курса стал реальным, практическим, необходимо тесное творческое взаимодействие психолога с учителями ребят, ведь важны не сами знания и умения, а их перенос на каждодневный учебный процесс.

Конкретные решения отдельных проблем

Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось-89, 2001Теперь обратимся ко второму подходу при решении проблемы неуспеваемости в учебе. Здесь хорошим подспорьем для учителя будет книга Н. П. Локаловой «Как помочь слабоуспевающему школьнику». Это уже второе, дополненное издание для учителей начальных классов.
В первой главе кратко описываются основные типы трудностей, вызывающие ошибки по основным предметам, связанные с индивидуально-типологическими особенностями ребенка и сформированностью психомоторной и когнитивной сфер. Очень важно, что основная часть материала изложена в виде удобных психодиагностических таблиц, позволяющих быстро определить на основе педагогической симптоматики трудностей причины ошибок по русскому языку, чтению и математике у каждого конкретного ученика. Для уточнения и выявления ошибок предлагаются легкодоступные, в большинстве своем негромоздкие задания. Тут же даются психолого-педагогические рекомендации по решению возникших конкретных проблем. Задания для диагностики и коррекции ошибок даны в последнем разделе книги.
Баканова Н.С.  Найди, придумай, нарисуй. Программа развития познавательных способностей учащихся классов коррекции начальной школы  с 1-го по 4 класс М.: Генезис, 2001Если основные проблемы ученика относятся к познавательной сфере, то полезной станет работа Н.С.Бакановой. Ее программа «Найди, придумай, нарисуй» направлена на развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции начальной школы с 1-го по 4 класс. Курс представлен кратким методическим пособием для педагогов, психологов, родителей и конспектами трех возможных занятий в разных по возрасту классах. Отдельно выпущен сборник практических материалов, направленных на совершенствование памяти, внимания, восприятия, мышления. Надо отметить, что хотя автор выделяет развитие памяти как одну из основных коррекционных задач, вы не найдете специального раздела ни в методическом пособии, ни в практических материалах, посвященных именно формированию памяти. Видимо, автор считает, что данная психическая функция будет совершенствоваться при работе, направленной на коррекцию внимания, восприятия, мышления, что, конечно, весьма вероятно, но не очень эффективно.
К положительным сторонам данной программы относится игровая форма занятий, что делает более интересным и легким процесс усвоения знаний и приобретения навыков. Благодаря тому, что автор собрала в одном пособии широко принятые в современной практике задания, работа с программой удобна и для профессионалов, и для родителей. Но как замечает Н.С.Баканова, чтобы программа была действенна, необходимо, прежде чем проводить занятия, выяснить уровень развития ребенка. Причем данную программу возможно использовать не только в классах коррекции, но и в обычных классах.

Уроки психологии для взрослых и…

Приходя в школу, ребенок не просто набирает знания, он живет в школе, принося в нее всего себя: свои чувства, мысли, мечты, надежды, возможности, принося огромный, цельный, удивительный, но зачастую ранимый мир. И проблемы учебного неуспевания нередко связаны с тем, что взрослые не оправдывают какие-то важные эмоциональные ожидания ребенка. Какой должна быть помощь взрослого ребенку в школе и дома? Что они ждут от нас, взрослых? На эти вопросы ищет ответы Г. Бардиер в своей работе «Почему психолог похож на кота?». Психологическую помощь автор рассматривает не в узком клиническом понимании, а трактует широко. Речь идет не о реабилитации, а скорее о профилактике психологических проблем детей начального школьного возраста. В книге рассказывается не только о помощи специалиста-психолога, но и любой душевной помощи и поддержке со стороны взрослого (учителя, воспитателя, родителя) ребенку.
Порой мы совершаем ошибки и промахи: помогаем, когда не надо, и не обращаем внимания на ребенка, когда ему тяжело. Благодаря наглядным примерам, диагностическим схемам, небольшим тестам, удачно сформулированным определениям проблем, приведенным в книге, можно более глубоко и точно разобраться в самых трудных ситуациях. Возможные пути решения этих ситуаций вы найдете в частях книги, озаглавленных весьма нетрадиционно: «Домашний психологический танец», «Домашний психологический тренинг». На уроках психологии в начальной и средней школе Г.Бардиер узнавала у ребят, что же такое психологическая помощь и какой она должна быть. В книге собраны весьма любопытные мнения ребят, учителей, родителей и психологов о психологической помощи и поддержке, которые сами по себе являются пищей для размышлений и практических выводов. Книга Г.Бардиер является редкой удачной работой, в которой есть и практический опыт, и научные знания, изложенные доступно и интересно для широкого круга читателей.
В каждом классе есть ребята, традиционно называемые трудными, поэтому хорошим дополнением к предыдущей книге будут работы Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.М.: Генезис, 2000Е.К.Лютовой и Г.Б.Мониной. В первой книге – «Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» – уделено больше внимания характерным особенностям этих детей. Приводятся подробные описания, конкретные примеры, диагностические анкеты и таблицы. Рассказывается о возможных причинах появления и проявления данных качеств. Практикующему психологу помогут главы, как общаться и работать с родителями «трудных детей», и конечно, важное место занимают разделы «Как помочь гиперактивному, тревожному, аутичному ребенку», где приведены игры и упражнения.
Все чаще в школах психологи не только занимаются диагностической и коррекционной работой с учениками, но и дают консультации родителям и учителям. В другой книге Е.К.Лютовой и Г.Б.Мониной – «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» – авторы представляют подробные тренинги, подготовленные для учителей, родителей. Основная цель – научить взрослых правильно общаться с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми, глубже понимать их. Форма тренинга позволяет лучше усваивать информацию и отрабатывать навыки взаимодействия. Главная же идея книги – показать необходимость комплексного подхода к воспитанию и обучению, когда врач, педагог, психолог и родители вместе помогают ребенку.
…для детей
Еще вчера психологические тренинги были неким экзотическим педагогическим изыском. Сегодня существует целый пласт литературы, посвященной тренингам для детей. Н.П.Слободняк в книге «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» предлагает коррекционно-развивающую программу «Я учусь владеть собой», направленную на формирование произвольности в эмоционально-волевой сфере ребенка, на лучшее понимание своих и чужих чувств, на умение достойно выходить из сложных ситуаций. Все это, безусловно, способствует более успешной адаптации ребят к школе. Программа рассчитана на занятия по сорок минут, проводимые 1–2 раза в неделю (всего 25 занятий). Используется довольно богатый арсенал методов современной психологии: имитационные ролевые игры, психогимнастика, рисуночные методы, техника и приемы саморегуляции, методы направленного воображения, элементы групповой дискуссии. На этих занятиях ребятам в игровой форме предлагают научиться справляться с плохим настроением, агрессией, научиться говорить «нет», побеждать страхи т. д. Безусловно, для начинающего школьника все эти умения далеко не лишние.
Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии. 1–2 класс.М.: Генезис, 2002Как нетрудно заметить, психологическая литература поддерживает традиционно сложившийся подход к психологической помощи и работе психолога: есть конкретная личностная проблема (сложности адаптации, неумение справляться с конфликтами, тревожность) – вот конкретный курс, тренинг, игра. Изредка идет обращение к профилактике, но опять же профилактике конкретных проблем.
Программа «Жизненные навыки. Уроки психологии» для первой ступени, разработанная коллективом авторов под руководством С.В.Кривцовой, в этом смысле можно считать новаторской: в ней авторы пытаются найти решение, возможно, самой сложной проблемы школьного образования – проблемы воспитания личности. Речь в ней идет о систематическом курсе воспитания (с 1-го по 11 класс), основанном на саморегуляции и опыте собственных переживаний ребенка. На сегодняшний день вышло два пособия: для 1 и для 2 классов. Программа «Жизненные навыки. Уроки психологии» направлена на целостное развитие эмоционального интеллекта и на решение личностных задач данного возраста. Согласно концепции авторов, эмоциональный интеллект – это способность понимать и усваивать чувства, то есть «знание о чувствах и с помощью чувств». С точки зрения авторов, именно обучение эмоциональному интеллекту неразрывно связано с вопросами этики, с понятием человечности, с уважением собственной и чужой жизни. Ключевым понятием программы является жизненная задача – «это, по существу, актуальная тема, которая появляется в тот или иной момент жизни человека». Для каждого возраста есть жизненные задачи, задаваемые требованиями конкретной культуры, а есть «задачи повышенной сложности» – беды, выпадающие на долю человека. И те и другие надо научиться успешно решать, чтобы иметь возможность дальнейшего личностного развития. Интересно, что программа была уже опробована в двадцати школах Москвы, где она была реализована на еженедельных уроках психологии, имеющих форму группового тренинга.
Авторы настаивают на том, что осуществлять программу должны практические психологи с опытом тренинговой работы в детских группах; требуется еще ряд довольно непростых условий, описание которых можно найти на первых страницах пособия для первого класса. Помимо учебных пособий для психологов существуют рабочие тетради для ребят. Пособие включает теоретические главы, в которых объясняются ключевые понятия программы; подробное описание технологии обучения, где затрагиваются не только материальное обеспечение программы, но и вопросы квалификации, ответственности ведущего, его личностный рост. Последний раздел включает детальные сценарии уроков. Тематика и содержание занятий основаны на жизненных задачах, которые должны решить ребята в данном возрасте (1 и 2 классы). Хочется отметить, что авторы позаботились об удобстве ведущего и разработали структуру курса даже с учетом разделения учебного года на четверти.
Если представленная программа ориентирована на профессионалов, то другая работа С.В.Кривцовой – «Навыки жизни в согласии с собой и миром» – адресована широкому кругу читателей. Она поможет научить детей приобрести социальные навыки и умения: как попросить о помощи? как отказать без агрессии? как оказать помощь, когда тебя об этом не просят? как научить детей признавать и исправлять ошибки? как обходиться с чужими вещами? и т.д. В каждой главе есть шпаргалка, в которой описаны простые шаги по освоению того или иного социального навыка. В конечном счете очевидно, что учебный и социальный успех неразрывно связаны между собой и их невозможно формировать по отдельности.

Юлиана НОВОЖИЛОВА, психолог

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru