УЧЕБНИКИ
Учебник в эпоху бессистемной
модернизации
Отречемся от старого мира
В прошлом году Министерство образования
поставило вопрос о реформировании шкалы оценок,
мотивируя это тем, что пятибалльная шкала
слишком груба, тем более что на практике знания
ученика оцениваются по трехбалльной шкале
(единица и двойка в качестве итоговых, как
правило, не выставляются).
Дискуссии о том, какая шкала оценок лучше – 12-, 20-
или 100-балльная – грозят завести нас в очередной
тупик. Ведь дело здесь не столько в
количественных переменах (наращивание шкалы),
сколько в качественных. Для этого коренным
образом надо пересмотреть критерии оценки и
требования к уровню знаний учащихся. От какого же
наследия необходимо отказаться, сбросив его с
корабля современности?
По мнению Галины Ковалевой, в прошлом должны
остаться субъективизм оценки и преимущественная
ориентация на проверку репродуктивных умений, то
есть всего того, что механически заучивается, а
после ответа у доски или на экзамене
благополучно выветривается из головы.
По убеждению Ольги Логиновой, наша система
оценок носит наказательный характер, то есть
строится методом вычитания: педагог фиксирует
ошибки учащихся, исходя из некоего эталона, в
котором заложены завышенные ожидания. При этом
упускаются из виду сильные стороны учащихся, их
достижения. На это в свое время обратил внимание
Виктор Фирсов, руководитель группы предметного
содержания образовательных стандартов.
«Наказательный» подход, помноженный на все
издержки грубой трехбалльной шкалы, превращает
оценку из пряника в кнут. Вместо
состязательности и соревновательности
происходит наклеивание ярлыков и разделение
учащихся на сильных и слабых. «Все это приводит к
тому, что 80% учащихся покидают школу с мыслью, что
образование не для них», – подытожила Ольга
Логинова.
В этой связи, по мнению специалистов, очень важна
ориентация системы контроля и оценки на успех, на
поощрение детей. Одним из важнейших шагов в этом
направлении должна стать накопительная система
оценивания – портфолио, которая учитывает
достижения учащегося за все годы обучения:
рефераты, сочинения, проектные,
научно-исследовательские работы, результаты
текущих тестирований и т.д. Такой подход
исключает лотерейность экзаменов, обеспечивает
объективность и многомерность оценки.
Волшебное слово
Но ведь корень вопроса состоит не только в том,
как измерять, а в том, что измерять?
Система оценки зеркально отражает все
недостатки системы образования, которая носит в
основном репродуктивный характер (учитель
транслирует информацию, а ученик ее
воспроизводит). Поток информации между тем
возрастает. Не случайно разработка стандартов
ведется под лозунгом разгрузки. На первом этапе
рядом с этим словом фигурировало понятие
«ключевые (базовые, универсальные) компетенции»,
то есть готовности учащихся использовать
усвоенные знания, умения и навыки, а также
способы деятельности для решения практических
задач. Примечательно, что на стадии доработки из
всех проектов стандартов были вычеркнуты все и
всяческие упоминания о компетенциях, поскольку,
по словам первого заместителя министра
образования Виктора Болотова, эти слова «не
подкреплялись соответствующими измерителями,
что усиливало декларативность документов...»
В то же время современная школьная оценка в
аттестате выпускника ни в коей мере не отражает
требования общества к юному гражданину. Как
будет решаться это противоречие без применения
компетентностных подходов в образовании,
непонятно. Может быть, отказавшись от
«нехорошего» термина, министерство все же не
намерено отказываться от реализации на практике
тех целей и принципов, которые в нем заложены?
На оценку компетентностной грамотности
направлено международное исследование
образовательных достижений учащихся PISA. В 2000
году в нем впервые приняли участие и россияне.
|
На заседании общественного
совета по проблемам учебников, состоявшемся в
издательстве «Просвещение», обсуждались пути
совершенствования контрольно-оценочной
деятельности в школе, в том числе единый
государственный экзамен и роль учебной
литературы в процессе модернизации образования.
С докладами по этим темам выступили заведующая
Центром оценки качества образования Института
общего среднего образования Галина Ковалева и
проректор
по учебно-методической работе Московского
института открытого образования Ольга Логинова. |
|
Проверка на грамотность
Цель участия – оценить, обладают ли 15-летние
учащиеся знаниями и умениями, необходимыми для
полноценного функционирования в обществе. Во
многих странах к этому возрасту завершается
обязательное обучение в школе. Именно на данном
этапе важно определить состояние тех знаний и
умений, которые могут быть полезны учащимся в
будущем, а также способности самостоятельно
приобретать знания, необходимые для успешной
адаптации в современном мире.
Исследование проводится в трех направлениях:
грамотность чтения, математическая и
естественно-научная грамотность. Всего в
исследовании PISA-2000 приняли участие 265 тысяч
учащихся из 32 стран мира, в том числе из России –
6700 учащихся из 250 образовательных учреждений,
расположенных в 46 регионах. Из них – 75% школьники,
25% – учащиеся ПТУ, техникумов и колледжей.
Международный тест включает 141 вопрос по чтению,
32 вопроса по математике, 35 – по естествознанию.
Задания имеют от трех до пяти уровней сложности,
и сформулированы они либо в виде перечня готовых
ответов, из которых надо выбрать один верный,
либо в форме вопросов, требующих развернутого
ответа. Выполнение теста оценивалось по
1000-балльной шкале.
Термин «грамотность чтения» в контексте данного
исследования имеет широкий смысл: это не техника
чтения, а способность ученика использовать текст
как средство приобретения новых знаний для
дальнейшего обучения. Это тексты разных видов и
жанров: отрывки из художественных произведений,
биографии, личные письма, документы, статьи из
газет и журналов, деловые инструкции, рекламные
объявления, географические карты и т.д. В них
использовались различные формы представления
информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы и
графики, схемы.
При проверке естественно-научной грамотности
учащимся предлагалось выбрать диетические
продукты, определить наиболее подходящее место
строительства электростанции или оценить
последствия глобального потепления и т.д. При
проверке математической грамотности выявлялось
умение решать житейские проблемы средствами
математики и других школьных предметов,
например, физики, биологии, химии.
За державу обидно!
Обобщенный результат России по грамотности
чтения составил 462 балла – 27–29-е места из 32 стран
– участников исследования. По математической
грамотности – 478 баллов, 21–25-е места. По
естественно-научной грамотности – 460 баллов, или
26–29-е места. В группе стран, результаты которых
значимо выше российских – Южной Корее, Ирландии,
Швеции, Канаде, Швейцарии, Японии, Финляндии,
Норвегии – всего около 17 стран, которые
стабильно побеждали по трем направлениям. Есть
среди них и США, и карликовое государство
Лихтенштейн, и бывшие братские Чехия и Венгрия.
Сравнимы с российскими результаты Польши,
Греции, Португалии, Латвии. Ниже российских –
Люксембург, Мексика, Бразилия.
Вывод: большинство российских учащихся не умеют
применять полученные знания в реальных
ситуациях. Причины отставания по чтению
объясняются тем, что новыми для российских
участников оказались тексты делового стиля:
инструкции, объявления, реклама, расписание
авиарейсов, анкеты для приема на работу. Процент
литературно-художественных текстов, включенных
в исследование, оказался весьма мал, а их
художественная специфика вопросами и заданиями
почти не выделялась. А ведь именно таким текстам
уделяется большое внимание на уроках литературы,
истории, обществознания.
Содержание большинства заданий на выявление
математической грамотности было слабо связано с
основным материалом, изучаемым в курсе
математики 9-летней школы. Так, например, в
зарубежной школе уделяется значительное
внимание элементам стереометрии, а у нас этот
материал изучается в старших классах. В области
естественно-научной грамотности наши учащиеся
чаще всего не справлялись с заданиями, в которых
требовалось проанализировать или сравнить
результаты проведенных исследований, обосновать
свою точку зрения, используя научную
аргументацию.
В целом россияне продемонстрировали низкий
уровень умений работы с информацией,
представленной в текстах, таблицах, диаграммах
или рисунках. До трети учащихся пропускали те
задания, в которых требовалось дать ответ в
свободной форме. Те же, кто решался на такой
подвиг, проявляли недостаточную способность
использовать в письменной речи повседневную
лексику, научные термины и понятия для
объяснения окружающих явлений.
И главное: 15-летние школьники мало знакомы с
заданиями тестового характера, требующими
строгости мышления и точности формулировок. Все
эти выводы нельзя назвать громом среди ясного
неба. Первые симптомы болезни под условным
названием «теорию знаю, а на практике ее
применить не могу» обнаружились в ходе
предыдущих международных исследований (CIVIC –
сравнительное исследование по граждановедению,
которое проводилось в 1999–2000 гг. ), а также в
общероссийском мониторинге эксперимента по
модернизации структуры и содержания общего
образования в 2001 году.
Гипноз спины
Педагогическая общественность оказалась перед
дилеммой: как отнестись к этим результатам?
Кричать «караул! отстали!» и срочно
переориентироваться на Запад, либо, не
оглядываясь, идти своим самобытным российским
путем, повторяя как заклинание: «Наше
образование – лучшее в мире».
Первую, официальную, позицию, сторонниками
которой являются Министерство образования и РАО,
озвучила Галина Ковалева. По ее словам, низкие
результаты российских школьников – «следствие
крайностей академического и фундаментального
подходов, реализуемых средним образованием в
России». В качестве мер предлагается сократить
содержание образования по каждой из учебных
дисциплин, оставляя больше времени для развития
творческих способностей школьников,
пересмотреть требования и результаты обучения,
ввести в программы и учебники материалы
практико-ориентированного характера, знакомить
школьников с различными точками зрения на
события истории и жизни общества, на явления
искусства.
Сторонников второй точки зрения на заседании в
«Просвещении» оказалось гораздо больше, правда,
главным аргументом против официального
прозападного лагеря стали не
шапкозакидательские лозунги о лучшем в мире
российском образовании, а критические замечания
в адрес заданий, которые предлагались участникам
исследования.
В качестве примера приведем задачу на проверку
математической грамотности, которую
процитировала в своем выступлении Галина
Ковалева: «В одной из стран на национальную
оборону было выделено 30 млн долларов. Общий
бюджет на этот год составил 500 млн долл. В
следующем году на оборону было выделено 35 млн при
общем бюджете 605 млн долл.
Вопрос:
1. Вы приглашены прочесть лекцию в
обществе пацифистов и намерены доказать, что
бюджет на оборону сократился. Как это сделать?
2. Вы приглашены прочесть лекцию в военной
академии и намерены показать, что бюджет на
оборону за этот период увеличился. Как это
сделать?»
Этот пример спровоцировал дискуссию о
том, что недопустимо воспитывать в юных
гражданах двурушничество и умение поступаться
принципами, поэтому такие задачи вредны и опасны.
И вообще есть ли конкретные данные о том, что
человек, не овладевший ключевыми компетенциями в
школе и показавший низкие результаты в подобном
тестировании, будет иметь трудности в
профессиональном самоопределении и в карьере? И
наоборот, имеются ли доказательства того, что
отличники преуспели в жизни?
Многие говорили о том, что результаты PISA в России
нельзя считать корректными по той причине, что
способы и содержание проверки знаний наших
учащихся не соответствовали способам и
содержанию полученного ими образования. По
словам члена-корреспондента РАО, профессора МГУ
Александра Асмолова, Россия сегодня болеет
«гипнозом спины», пытаясь догнать бегущего
впереди и повторяя за ним его траекторию
движения, не видя, что есть иные пути. Идеологи PISA,
по убеждению А. Асмолова, предлагают вчерашние
устаревшие подходы, в то время как существуют
более прогрессивные деятельностные модели –
такие как система развивающего обучения по
Эльконину–Давыдову.
По убеждению Михаила Рыжакова, не следует «сразу
брать под козырек, когда речь идет о внедрении
каких-то инноваций. Прежде чем внедрять, надо
подумать, стоит ли это делать». По его мнению,
главная опасность заключается в том, что
компетенции все время противопоставляются
знаниям. А ведь знания – это основа компетенций,
и пренебрегать этой составляющей, урезать ее –
неправомерно. Ведь школа – единственное место,
где человек получает систематическую информацию
из разных областей знаний, необходимую для
формирования целостной картины мира.
От желаемого до действительного
Как бы критически ни относились участники
дискуссии к результатам PISA, никто из них не
сомневается в необходимости образовательных
реформ с учетом лучшего зарубежного и
отечественного опыта. Беда в том, что между
теорией и практикой модернизации в России –
дистанция огромного размера. По общему мнению,
единые экзамены как новая форма аттестации
противоречат современным тенденциям
педагогических измерений, о которых так
правильно рассуждали Г. Ковалева и О. Логинова.
ЕГЭ сводит все многообразие
контрольно-оценочной деятельности к
ограниченному набору стандартных процедур,
которые не в состоянии реализовать эти высокие
задачи.
Так надо ли форсировать модернизацию учебников
для подготовки учащихся к ЕГЭ – еще не
апробированную, не обсужденную и не принятую
педагогическим сообществом систему?
По мнению главного редактора издательства
«Просвещение» Маргариты Леонтьевой, спорить о
целесообразности ЕГЭ ученые мужи могут сколько
угодно, но позаботиться о детях необходимо уже
сегодня, приучая их к тестовой форме проверки
знаний. Все новые учебники должны быть снабжены
заданиями в форме тестов. И делать это надо с 1
класса. Уже ведутся переговоры с авторами
учебников для начальной школы.
По мнению Ольги Логиновой, «учебники могут
оказать существенное влияние на преодоление
недостатков ЕГЭ, которые во многом отражают
недостатки содержания образования». С этой целью
в учебниках следует акцентировать ключевые
позиции (с помощью звездочек, курсива, красного
шрифта и других графических средств), отделяя
базовый уровень от повышенного. Кроме того,
авторы учебников должны сократить до разумных
пределов количество новых понятий и терминов в
каждой теме, оставляя больше места для
творческих заданий.
По свидетельству М.Леонтьевой, «главным
препятствием на пути модернизации учебников
зачастую становятся сами авторы», которые либо
не хотят, либо не умеют «жить по-новому». И
жесткие требования со стороны издателей в данном
случае бесполезны – гораздо эффективнее, по
общему мнению, сработают рыночные механизмы,
потому что раскупаться будут те учебники,
которые помогут ученику успешно подготовиться к
итоговому испытанию.
В заключение дискуссии участники общественного
совета пришли к выводу о том, что до тех пор, пока
не будет сформулирован социальный заказ школе,
мы так и будем двигаться в разных направлениях.
По словам Александра Асмолова, «ЕГЭ
разрабатывают в одной комнате, стандарты – в
другой, а учебники – в третьей. Так закладываются
системный кризис и отставание образования от
того, что будет происходить в мире».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|