ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
Легенды и были
Лучшие детские книги ХХ века – это книги, в
которых сказка соединилась с приметами
современного мира, где легенда и черты
повседневной, знакомой для ребенка жизни искусно
сплетены. Карлсон, Алиса, муми-тролли, новомодный
Гарри Поттер... Казалось бы, рецепт незамысловат:
бери любую легенду – и переноси ее действие в
современную жизнь. Либо наоборот: вноси детали
современности в сказку или в далекое прошлое.
Кстати, именно так действуют большинство
режиссеров, снимающих детские фильмы или
мультфильмы: Джинн в голливудском мультфильме
про Аладдина (где, понятное дело, действие
разворачивается в средневековом Багдаде) нет-нет
да и упомянет про атомный взрыв, рок-н-ролл, радио,
телевидение и прочие приметы “цивилизованной”
жизни... Правда, с Багдадом в нынешние времена –
не лучший пример, “цивилизованная жизнь”
обрушилась на него чересчур явственно, и
невинный в сущности голливудский мультик с
присказкой “В Багдаде все спокойно” теперь
кажется злой и язвительной шуткой (не запрещен ли
он в нынешней Америке? Кто знает...). Что делать,
сказки часто становятся былью – и былью
неожиданной, досадной, трагической. И получается,
что магический коктейль из легенды и были,
составляемый авторами детских книг и фильмов,
вовсе не так безобиден. Когда это просто
механическая смесь легенды и повседневности,
что-то неминуемо гибнет. Чаще всего – легенда.
Остается лишь одна правда: правда
повседневности. Именно эта правда торжествует
сейчас в городе сказок Багдаде, именно с нею
американские солдаты входят на территорию
древнейшей цивилизации, искренне убежденные, что
цивилизация – это только они. И гибнут памятники,
музеи, гибнут люди... Но стоп. Мы ведь ведем речь о
сказках, зачем нам возвращаться к потрясениям
нынешней эпохи? Что в них сказочного?
Но легенде нужно где-то жить. Ей нужно
пространство для существования. Не просто
заповедный уголок, отгороженный от “реальной
жизни”, не уголок в детской комнате и детском
возрасте, а целый мир. Со всей его мировой
историей. И потому лучшие детские книги не просто
смешивают сказку с былью, они распространяют
сказочную реальность на все предметы и явления
мира. Чем стремительнее развивается история, чем
больше этих предметов и явлений, тем больше
работы у сказочника. Может, потому в “Гарри
Поттере” Джоанн Роулинг обживает даже
принципиально “несказочные” области
человеческой деятельности – рекламу, банки,
марки машин (превращая их в метлы с лейблами
вроде “Нимбус-2000”). Вот почему эти книги так
любимы детьми. В них содержится иное,
непрагматическое объяснение нынешней истории.
Конечно, подобных сказок очень мало. Но именно им
в новую эпоху досталось быть хранителями легенд.
А это очень важно – сохранить легенду. Ведь мы
живем во времена, когда на нашей хрупкой планете
очень трудно сохранить человеческую жизнь, но
еще труднее – сохранить ее смысл.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|