Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА 
ИЗ СУФЛЕРСКОЙ БУДКИ 

Петр ЕРШОВ

Параметры взаимодействия

Из книги «Режиссура как практическая психология»

В представлениях учителей нередко возникает отрыв педагогических теоретизирований от реального положения дел, усугубляющий слепоту или педагогическую беспомощность в некоторых типичных ситуациях общения с детьми.

Наступление «ставить на место»

Любое педагогическое общение, несмотря на специфику, протекает в соответствии с теми же закономерностями человеческого общения, что и общение вне стен школы, вне профессионально-педагогических рамок. Отсутствие ориентации в этих естественно существующих закономерностях, как показывает практика, нередко приводит к результатам плачевным, то есть противоположным тем педагогическим целям, которыми, казалось бы, искренне руководствовался учитель в своей работе.
Увидеть боpьбy интересов, мотивов, целей, мнений на уроке и понять ее тип учителю помогают паpаметpы, которыми в режиссерском искусстве можно «измерить» и воспроизвести любое общение между людьми.
Отдаляя партнера, наступающий демонстрирует абсолютную незыблемость своей позиции и указывает партнеру на то, что тот не имеет права находиться на занимаемой им позиции. «Унизить», «одернуть», «отругать», «распечь» – все эти глаголы называют различные варианты и оттенки этой разновидности наступления, которую можно назвать так: ставить на место.
Наступление «ставить на место» всегда отличается прямолинейностью. С партнером нельзя иметь никакого дела, пока он не изменит позицию, поэтому он должен изменить ее сейчас же, а затем ясно и просто это выразить. Наступающему нужно в кратчайший срок, образно говоря, «круто повернуть мозги» партнера. Промедления, возражения, лавирование, увертки или, того хуже, попытки перейти в открытое контрнаступление – каждый из подобных ответных ходов партнера наступающий стремится немедленно подавить воздействием значительно более сильным, ни на секунду не уступая ему инициативу.
«Ставят на место» (как обоснованно, так и без каких-либо оснований) не только начальники подчиненных, но и родители детей и дети родителей, покупатели продавцов и продавцы покупателей, на работе, во время отдыха, в бытовых делах – чуть ли не в любой ситуации и по любому поводу. Склонность к этой разновидности позиционного наступления свойственна людям придирчивым, тем, кому кажется, что окружающие не признают их достоинств. Она характерна и для людей с уязвленным самолюбием, для нахальных, властолюбивых, уверенных в своем праве на всеобщее почитание. Бывает она связана и с болезненной раздражительностью, повышенной чувствительностью к невниманию, к бестактности и грубости.
Противоположным по отношению к «отдалять партнера» является тип поведения «идти на сближение», но об этом отдельный разговор.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru