Я ИДУ С УРОКА
ИЗ СУФЛЕРСКОЙ БУДКИ
Параметры взаимодействия
Из книги «Режиссура как практическая
психология»
В представлениях учителей нередко
возникает отрыв педагогических
теоретизирований от реального положения дел,
усугубляющий слепоту или педагогическую
беспомощность в некоторых типичных ситуациях
общения с детьми.
Наступление «ставить на место»
Любое педагогическое общение, несмотря
на специфику, протекает в соответствии с теми же
закономерностями человеческого общения, что и
общение вне стен школы, вне
профессионально-педагогических рамок.
Отсутствие ориентации в этих естественно
существующих закономерностях, как показывает
практика, нередко приводит к результатам
плачевным, то есть противоположным тем
педагогическим целям, которыми, казалось бы,
искренне руководствовался учитель в своей
работе.
Увидеть боpьбy интересов, мотивов, целей, мнений
на уроке и понять ее тип учителю помогают
паpаметpы, которыми в режиссерском искусстве
можно «измерить» и воспроизвести любое общение
между людьми.
Отдаляя партнера, наступающий демонстрирует
абсолютную незыблемость своей позиции и
указывает партнеру на то, что тот не имеет права
находиться на занимаемой им позиции. «Унизить»,
«одернуть», «отругать», «распечь» – все эти
глаголы называют различные варианты и оттенки
этой разновидности наступления, которую можно
назвать так: ставить на место.
Наступление «ставить на место» всегда
отличается прямолинейностью. С партнером нельзя
иметь никакого дела, пока он не изменит позицию,
поэтому он должен изменить ее сейчас же, а затем
ясно и просто это выразить. Наступающему нужно в
кратчайший срок, образно говоря, «круто
повернуть мозги» партнера. Промедления,
возражения, лавирование, увертки или, того хуже,
попытки перейти в открытое контрнаступление –
каждый из подобных ответных ходов партнера
наступающий стремится немедленно подавить
воздействием значительно более сильным, ни на
секунду не уступая ему инициативу.
«Ставят на место» (как обоснованно, так и без
каких-либо оснований) не только начальники
подчиненных, но и родители детей и дети
родителей, покупатели продавцов и продавцы
покупателей, на работе, во время отдыха, в бытовых
делах – чуть ли не в любой ситуации и по любому
поводу. Склонность к этой разновидности
позиционного наступления свойственна людям
придирчивым, тем, кому кажется, что окружающие не
признают их достоинств. Она характерна и для
людей с уязвленным самолюбием, для нахальных,
властолюбивых, уверенных в своем праве на
всеобщее почитание. Бывает она связана и с
болезненной раздражительностью, повышенной
чувствительностью к невниманию, к бестактности и
грубости.
Противоположным по отношению к «отдалять
партнера» является тип поведения «идти на
сближение», но об этом отдельный разговор.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|