ШПАРГАЛКА ДЛЯ ЕГЭ
Из истории тестирования
Слово «тестирование» обозначает одно из
самых древних явлений человеческой истории. Уже
в Древнем Китае чиновников, поступающих на
гражданскую службу, подвергали тестированию.
Соискатель должен был владеть навыками и
умениями, доказывающими, что он достоин этой
должности. Это были первые опыты того, что в
современном мире называется «тесты достижений».
Подобная процедура при поступлении на госслужбу
не раз вводилась (хотя и безрезультатно) в
Византийской империи. В России тестирование на
получение той или иной должности было скорее
формальностью. Классики русской литературы
насмехались над тем, что экзамен на чин
коллежского ассесора лучше всего сдавать (читай
– покупать) на Кавказе. Там что-то помогает
испытуемым – может быть, воздух. Гоголевский
майор Ковалев из “Невского проспекта”, как
известно, остепенился где-то в тех местах...
Однако и в российских столицах экзамены на
должность принимали, случалось, не менее
безалаберно. 24 января 1834 года в Петербурге
высокая комиссия так проэкзаменовала барона
Жоржа Дантеса на производство в корнеты
кавалергардского полка. Только что прибывшего в
Россию иностранца не спрашивали о знании
русского языка, судопроизводстве или уставе.
«Как называется река, которая протекает через
Мадрид?» – спросили его. Будущий кавалергард
понятия не имел. «Подумать только, а я купал в
этой реке свою лошадь!» – заметил он. Комиссия
засмеялась. Дантес получил назначение.
Не во всех странах так легкомысленно относились
к конкурсам на государственные должности,
которые были введены с XVIII века. Администраторам
не хотелось принимать на работу «котов в мешке».
Вопрос, как проверять интеллектуальный
потенциал соискателя служебного места, был
открыт.
Термин «умственный тест» впервые появился в
психологической литературе в статье
американского психолога Джеймса Маккина Кэттела
в 1890 году. В этой статье описывается серия тестов,
ежегодно применявшихся для определения
интеллектуального уровня студентов колледжей.
Способам измерения интеллекта посвятил свои
исследования французский психолог Альфред Бине.
Ради достижения цели Бине и его сотрудники
поначалу пробовали самые экстравагантные методы
– измерение черепа, формы рук и анализ почерка.
Все это не дало результатов.
В 1904 году французский министр образования
назначил Бине в Комиссию по изучению методов
обучения умственно отсталых детей. Работая в ней,
знаменитый психолог обнаружил новое
направление. И уже в 1905 году, когда в России
гремела революция, произошла революция в
психологии, имевшая свои, далеко идущие,
последствия: была создана так называемая шкала
Бине – Симона 1905 года. Она состояла из 30 заданий,
или тестов, расположенных по возрастающей
трудности. Новшество заключалось и в том, что
большую часть теста занимал вербальный материал.
Задания были рассчитаны на широкий диапазон
функций. Особенно выделялись способности к
суждению, пониманию и рассуждению, оцениваемые
Бине как основные компоненты интеллекта.
Тесты группировались по возрастам. Например,
задания, посильные для большей части 7-летних
детей, относились к уровню 7-летних детей.
Тестовый показатель ребенка соответствовал
самому высокому возрастному уровню тех заданий,
с которыми он справляется. Это показалось ученым
простым и убедительным решением проблемы, над
которой они давно бились.
Переводы и адаптация тестов Бине появились во
многих странах. Одной из самых удачных была
адаптация для Стэндфордского университета (США),
известная как шкала Стэнфорд-Бине 1916 года. В этом
варианте впервые был использован коэффициент
интеллектуальности IQ (Ай-Кью), который понимался
как соотношение между умственным и паспортным
возрастом испытуемых.
Вскоре после окончания Первой мировой войны
начался так называемый тестовый бум 20-х годов.
Тестирование на IQ стало для США и стран Запада
таким же привычным, как контрольные работы в
школах. Очень многое в школьной процедуре
тестирования вызывало сомнения у учителей,
родителей и образованной общественности. “Над
Моной Даль тяготел интеллектуальный коэффициент
в 180 пунктов!” – потешается Набоков, описывая в
романе “Лолита” не очень-то умную подругу своей
прославленной нимфетки. Психологи и тестологи
вынуждены были разъяснять, что отнюдь не все
зависит от IQ: при интеллектуальном коэффициенте
в 160 баллов (это очень высокий IQ) человек может
провести бесцветную жизнь, зато может добиться
хороших результатов при очень “среднем” IQ в 100
баллов. Все зависит от его личных качеств. Со
временем тесты начали использовать не только при
приеме на работу, но и в школах и колледжах. На
уровень IQ обследовались военные и даже
заключенные. Тестовый бум затронул и советскую
Россию. Но закончился он постановлением ЦК ВКП (б)
о педологических извращениях в системе
Наркомпроса.
Между тем Запад, где традиции тестирования не
прерывались, ушел далеко вперед и отказался от
ряда терминов, которые показались
подозрительными советским партийным чиновникам.
Многие тесты, которые в 20-е годы не слишком
корректно именовались «тесты интеллекта», со
временем стали называться «тесты способностей к
обучению». Выяснилось, что они вовсе не измеряют
человеческий интеллект, а просто оценивают
комбинацию способностей, необходимых для
успешной учебы в традиционном учебном заведении.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|