Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ЕГЭ 
 

Светлана КИРИЛЛОВА

Из истории тестирования

Слово «тестирование» обозначает одно из самых древних явлений человеческой истории. Уже в Древнем Китае чиновников, поступающих на гражданскую службу, подвергали тестированию. Соискатель должен был владеть навыками и умениями, доказывающими, что он достоин этой должности. Это были первые опыты того, что в современном мире называется «тесты достижений». Подобная процедура при поступлении на госслужбу не раз вводилась (хотя и безрезультатно) в Византийской империи. В России тестирование на получение той или иной должности было скорее формальностью. Классики русской литературы насмехались над тем, что экзамен на чин коллежского ассесора лучше всего сдавать (читай – покупать) на Кавказе. Там что-то помогает испытуемым – может быть, воздух. Гоголевский майор Ковалев из “Невского проспекта”, как известно, остепенился где-то в тех местах... Однако и в российских столицах экзамены на должность принимали, случалось, не менее безалаберно. 24 января 1834 года в Петербурге высокая комиссия так проэкзаменовала барона Жоржа Дантеса на производство в корнеты кавалергардского полка. Только что прибывшего в Россию иностранца не спрашивали о знании русского языка, судопроизводстве или уставе. «Как называется река, которая протекает через Мадрид?» – спросили его. Будущий кавалергард понятия не имел. «Подумать только, а я купал в этой реке свою лошадь!» – заметил он. Комиссия засмеялась. Дантес получил назначение.
Не во всех странах так легкомысленно относились к конкурсам на государственные должности, которые были введены с XVIII века. Администраторам не хотелось принимать на работу «котов в мешке». Вопрос, как проверять интеллектуальный потенциал соискателя служебного места, был открыт.
Термин «умственный тест» впервые появился в психологической литературе в статье американского психолога Джеймса Маккина Кэттела в 1890 году. В этой статье описывается серия тестов, ежегодно применявшихся для определения интеллектуального уровня студентов колледжей.
Способам измерения интеллекта посвятил свои исследования французский психолог Альфред Бине. Ради достижения цели Бине и его сотрудники поначалу пробовали самые экстравагантные методы – измерение черепа, формы рук и анализ почерка. Все это не дало результатов.
В 1904 году французский министр образования назначил Бине в Комиссию по изучению методов обучения умственно отсталых детей. Работая в ней, знаменитый психолог обнаружил новое направление. И уже в 1905 году, когда в России гремела революция, произошла революция в психологии, имевшая свои, далеко идущие, последствия: была создана так называемая шкала Бине – Симона 1905 года. Она состояла из 30 заданий, или тестов, расположенных по возрастающей трудности. Новшество заключалось и в том, что большую часть теста занимал вербальный материал. Задания были рассчитаны на широкий диапазон функций. Особенно выделялись способности к суждению, пониманию и рассуждению, оцениваемые Бине как основные компоненты интеллекта.
Тесты группировались по возрастам. Например, задания, посильные для большей части 7-летних детей, относились к уровню 7-летних детей. Тестовый показатель ребенка соответствовал самому высокому возрастному уровню тех заданий, с которыми он справляется. Это показалось ученым простым и убедительным решением проблемы, над которой они давно бились.
Переводы и адаптация тестов Бине появились во многих странах. Одной из самых удачных была адаптация для Стэндфордского университета (США), известная как шкала Стэнфорд-Бине 1916 года. В этом варианте впервые был использован коэффициент интеллектуальности IQ (Ай-Кью), который понимался как соотношение между умственным и паспортным возрастом испытуемых.
Вскоре после окончания Первой мировой войны начался так называемый тестовый бум 20-х годов. Тестирование на IQ стало для США и стран Запада таким же привычным, как контрольные работы в школах. Очень многое в школьной процедуре тестирования вызывало сомнения у учителей, родителей и образованной общественности. “Над Моной Даль тяготел интеллектуальный коэффициент в 180 пунктов!” – потешается Набоков, описывая в романе “Лолита” не очень-то умную подругу своей прославленной нимфетки. Психологи и тестологи вынуждены были разъяснять, что отнюдь не все зависит от IQ: при интеллектуальном коэффициенте в 160 баллов (это очень высокий IQ) человек может провести бесцветную жизнь, зато может добиться хороших результатов при очень “среднем” IQ в 100 баллов. Все зависит от его личных качеств. Со временем тесты начали использовать не только при приеме на работу, но и в школах и колледжах. На уровень IQ обследовались военные и даже заключенные. Тестовый бум затронул и советскую Россию. Но закончился он постановлением ЦК ВКП (б) о педологических извращениях в системе Наркомпроса.
Между тем Запад, где традиции тестирования не прерывались, ушел далеко вперед и отказался от ряда терминов, которые показались подозрительными советским партийным чиновникам.
Многие тесты, которые в 20-е годы не слишком корректно именовались «тесты интеллекта», со временем стали называться «тесты способностей к обучению». Выяснилось, что они вовсе не измеряют человеческий интеллект, а просто оценивают комбинацию способностей, необходимых для успешной учебы в традиционном учебном заведении.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru