ШПАРГАЛКА ДЛЯ ЕГЭ
Алексей СЕРЕБРЯКОВ,
директор Центра тестирования
«Гуманитарные технологии»,
Светлана КИРИЛЛОВА
Что представляет собой
образовательное тестирование? Отличаются ли его
российские технологии от тех, что применяются в
других странах?
– Сегодня в России мы отовсюду
слышим слова «тесты», «тестирование». Все
говорят, что для нашей страны это нечто новое. А
на Западе практика и теория тестирования
сложились давно?
– Хотел бы уточнить: существует психологическое
тестирование и тестирование образовательное. Их
специфика различается. В Центре тестирования
«Гуманитарные технологии» мы больше занимаемся
психодиагностикой и психометрикой, а не
разработкой тестов общеобразовательных знаний,
не педагогическими измерениями. Но у истоков
современной тестологии стояли именно психологи.
Их имена для образованного человека на Западе
так же известны и значимы, как имя, к примеру,
Зигмунда Фрейда. Это представители американских
и европейских школ психологии, которые работали
на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков:
Бине, Векслер, Гилфорд.
– Когда в обиход вошли слова «тест» и
«тестирование»?
– Слово «тест» конечно же существовало в языке
еще задолго до появления науки психологии, и тем
более тестологии. В переводе с английского
«тест» значит «испытание». То, что сейчас
превратилось в образовательное тестирование,
начиналось с так называемых «тестов достижений»
– измерений некоторых интеллектуальных и
физиологических показателей. Тогда тестология
была похожа на науку об экспериментах и
испытаниях. Первые тесты были психофизические,
они измеряли, например, скорость реакции в
определенных условиях. Испытуемому давалось
задание: услышите сигнал – нажмите на кнопку.
Сколько секунд уходит на это у определенного
человека? Все записывалось и сравнивалось.
Позднее тесты приобрели более привычный для нас
вид: на бланках напечатаны несколько задач и
несколько вариантов ответов на задачи,
испытуемому надо выбрать один ответ. В ХХ веке
одной из важных областей применения
тестирования на Западе стала диагностика уровня
развития и интеллектуального потенциала
человека. Результаты подобных тестов (конечно, их
данные использовались вместе с другими,
дополнительными методами) в Европе и США служили
и служат основанием для поступления в учебные
заведения или приема на работу.
– Известно, что в СССР строжайше запрещалось
проводить тестирование интеллектуального
уровня?
– Да, постановление сталинских времен запрещало
тестологические методы: они бросали вызов
коммунистической парадигме. В советском
обществе все должны быть равны. В конце концов
тестология в СССР была реабилитирована. Но ее
специфика по сравнению с западной претерпела
изменения. В педагогике стало лидировать
предметное тестирование.
– То есть в России цель образовательного
тестирования несколько иная, чем в других
странах?
– У нас в образовательной сфере измеряется
главным образом уровень знания того или иного
предмета. В чем-то это уникальное явление для
мира тестирования. Мы и здесь оказались
самобытны. На Западе тоже разрабатывается немало
тестов на проверку знаний. Но там чаще всего
проверяется не знание фактов и имен, как это
делается в России. Тестологов интересует
проверка обобщенных умений – компетенций.
Компетенция – целый комплекс умений, навыков
решения задач и понимания проблем.
– Но ведь в странах, где для поступления в
вуз принято проводить тестирование (например, в
Великобритании), школьников тоже тестируют по
разным предметам. Каждый ученик выбирает не
меньше трех предметов, которые он хотел бы сдать
в университет. Разве это нельзя назвать
предметным тестированием?
– Не совсем. Для поступления в высшие учебные
заведения на Западе и в США используются
универсальные тестовые материалы. Там тестируют
по общеинтеллектуальным модулям (вербальным,
техническим и т.д.). Так, например, в США в
образовательной сфере широко применяется
«Джмат» – тест на общие математические и
естественно-научные способности. В него входят
задания на абстрактную и наглядно-образную
логику, на понимание технических особенностей,
на умение решать различные задачи, считать и так
далее. Наверняка в колледжах и институтах
существуют специальные тесты на знания по
конкретным дисциплинам. Но при поступлении в
вузы и колледжи там применяют диагностику более
общих факторов, чем просто знание предмета.
Абитуриент должен продемонстрировать с помощью
тестов и собеседований свои интеллектуальные
достижения и потенциал. А предмету – той же
ядерной физике и высшей математике – его учат
потом, когда он станет студентом.
В чем-то ближе к российскому британский опыт:
наши тестологи ездили в Англию знакомиться с ним.
Там есть общие интеллектуальные тесты, но есть
тесты и по предметам. В заданиях по предметам
дается более широкий спектр заданий: ставка
делается не на знания фактов и умения решать
стандартные задачи, а на более развернутые
умения и проверку компетенций в решении сложных
задач. В России ситуация в образовательном
тестировании уникальная – мы тестируем
практически только по предметам.
– Почему мы в таком случае решили не
перенимать для ЕГЭ британский опыт?
– Во многом единый государственный экзамен
базируется на собственных, российских традициях.
Не будем забывать: к началу эксперимента по ЕГЭ у
нас уже были свои способы тестирования. В стране
действовала развитая сеть централизованного
тестирования, которой руководил Владимир
Хлебников. Существовал «Телетестинг», созданный
«Первым сентября». Кстати, в «Телетестинге» к
тестированию по предметам предлагался
общеинтеллектуальный блок. Мы рекомендовали
учитывать его при поступлении в вузы. Для вузов
это было бы полезно – познакомиться с
интеллектуальным потенциалом абитуриента. Но
наш опыт не был принят на вооружение
Министерством образования РФ. Видимо, он
показался слишком революционным. В России
система подготовки в вузы идет еще от создателей
советской общей школы. Она базируется на
глубоком изучении конкретных дисциплин. У нас в
стране считается: если студент хочет изучать в
вузе определенный курс, он должен сдать по нему
вступительный экзамен. Хочешь стать физиком –
изучай физику в школе, сдавай выпускной экзамен
по физике, потом вступительный по физике – в вуз.
Это наша традиция. О ней много спорят. Но надо ли
ее ломать?
– Разве мы опять не идем впереди планеты
всей?
– Я бы сказал: параллельно планете всей. Сейчас
активно развиваются различные системы
тестирования. Англичанам ближе национальная
система, которая строилась более чем на
столетнем опыте применения тестовых технологий,
на измерении умственных достижений и
интеллектуального потенциала. Американцам ближе
своя. Но всех интересует и наша, российская
система тестирования по предметам. Во всяком
случае, британцев, которые только готовятся
широко применять на национальном тестировании
компьютерные технологии, интересует российский
опыт компьютерного тестирования.
– Представим, что Россия пойдет своим путем
в применении тестирования. Это значит, что она
уже не сможет перенимать зарубежный опыт?
– Безусловно, наша система не является калькой с
зарубежного опыта. Это во многом оригинальная
система. Но хочу напомнить, что и мы, и иностранцы
опираемся на те же самые основы психометрики и
статистики, которые хорошо известны и
используются тестологами во всем мире. От
статистики отказаться нельзя. Статистика, как и
математика, имеет общий для всего человечества
язык.
Инновационное предприятие «Агентство
“Гуманитарные технологии”» создано на базе
психологического факультета МГУ. Является одним
из лидеров в области производства компьютерных
психологических тестов в России. В качестве
самостоятельной организации входит в структуру
Научного парка МГУ. С 1996 года по решению Ученого
совета МГУ выполняет функции Центра
психологического и профориентационного
тестирования старшеклассников и абитуриентов. С
1997 по 2001 год агентство «Гуманитарные технологии»
участвовало в экспериментальном проекте
«Олимпиада “Телетестинг”», созданным
Издательским домом “Первое сентября”, который
включал компьютерное тестирование абитуриентов
по 9 предметам школьной программы. В 2003 году, в
связи с реализацией реформы образования в
России, олимпиада «Телетестинг» проводится в
частном порядке, без выдачи сертификата. Сегодня
«Гуманитарные технологии» работают над
проектами дистанционного профориентационного
тестирования и дистанционного образовательного
тестирования «1С:Телетестинг», участвуют в
развитии сервера, посвященного поддержке
Единого государственного экзамена.
Научный руководитель «Гуманитарных
технологий» – доктор психологических наук,
профессор МГУ, член Координационного совета по
тестированию при Министерстве образования РФ
Александр ШМЕЛЕВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|