Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2003

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Начальное профессиональное...

Дорастут ли стандарты нового поколения до завтрашнего рынка труда?

На днях в Министерстве образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная обсуждению проекта концепции государственных образовательных стандартов начального профессионального образования второго поколения.

Ныне действующие стандарты первого поколения по 290 профессиям разрабатывались и внедрялись в практику начиная с 1993 года по настоящее время. Уже сейчас проявился ряд недостатков, например ориентация на начальный уровень квалификации (3-й разряд), что не соответствует требованиям работодателей большинства отраслей промышленности к подготовке кадров.
Кроме того, по словам директора отраслевого центра повышения квалификации работников торговли Минэкономики РФ М.Николаевой, нынешние стандарты не обеспечивают в полной мере преемственности между различными уровнями профессионального образования, прежде всего начального и среднего. Стандарты ПТУ и ссузов, с одной стороны, дублируют друг друга, с другой – содержат много ненужных сведений, что ведет к нерациональному расходованию государственных средств.

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА:

Сегодня на 10 тысяч населения приходится 401 студент вузов, 174 студента техникумов и колледжей и лишь 114 учащихся ПТУ.
Уровень безработицы среди выпускников ПТУ составляет 8,8%.
За последние 10 лет сеть ПТУ сократилась на 511 единиц, контингент обучающихся – на 124 тысячи.
Расходы федерального бюджета на начальное профессиональное образование в 2003 году составят 21 млрд 82,3 млн рублей, что на 2 млрд 465 млн рублей больше по сравнению с прошлым годом.

С целью преодоления указанных недостатков к разработке стандартов НПО второго поколения планируется привлечь работодателей, а также специалистов ссузов и вузов.
По свидетельству заместителя директора Института развития профессионального образования О.Читаевой, обновленные стандарты будут иметь семь основных отличий от своих предшественников, и почетное место в этом списке займет компетентностный подход, в русле которого развивается образование Европы и США в течение последних 30 лет.
Ключевые (базовые, универсальные) компетенции трактуются в тексте концепции как целостная система универсальных знаний, умений, навыков, реализуемых в самостоятельной деятельности учащихся.
В связи с этим в стандартах второго поколения будут заложены новые требования к практическому обучению (производственной практике) и к процедурам итоговой аттестации выпускников ПТУ.
Компетенции – понятие многомерное, включающее в себя личную ответственность, инициативность, способность работать в коллективе и разрешать конфликты.
К числу надпрофессиональных компетенций, которые также будут отражены в новых стандартах, относится знание иностранных языков и владение информационными технологиями.
Учащиеся ПТУ по выбору смогут получить общее образование или на базовом, или на профильном уровне с углубленным изучением отдельных предметов. Вторая модель будет реализована в так называемых профессиональных лицеях, рассчитанных на 4-летний курс обучения после 9 класса. Такой срок, по убеждению специалистов, позволит осуществить качественную общеобразовательную подготовку не в ущерб профессиональной.
Причем преподавание школьных дисциплин должно учитывать особенности будущей специальности.
Стандарт на ту или иную профессию будет строиться по блочно-модульному принципу и также подразделяться на базовый и повышенный уровни, и в нем в отличие от действующих появится раздел, описывающий должностные обязанности работника.
На освоение профессиональных программ отводится в среднем на 140 часов больше, чем на общеобразовательные.
Примечательно, что разработка школьных стандартов также начиналась под флагом компетентностного подхода.
Однако, как показали парламентские слушания, прошедшие в октябре прошлого года, этот термин вызвал аллергию у некоторых деятелей образования, которые утверждали, что стандарты должны строиться лишь на апробированных практикой принципах.
Поэтому на стадии доработки из проектов стандартов планировалось вычеркнуть всяческие упоминания о компетенциях, поскольку, по словам первого заместителя министра образования Виктора Болотова, эти слова “не подкреплялись соответствующими измерителями, что усиливало декларативность документов...”.
Однако сфера профессионального образования сегодня жестко сориентирована на международные нормы – не исключено, что это связано с перспективами вступления России в ВТО.
По мнению руководителя Управления начального профессионального образования министерства Евгения Бутко, в нынешней ситуации сохранить систему НПО удастся только за счет современных стандартов, отражающих тенденции развития производства в стране и в мире.
О сохранении системы речь зашла не случайно и не ради красного словца.
С 1 января 2005 года планируется передача большинства ПТУ, ссузов и части вузов с федерального уровня в ведение субъектов Федерации. Этот процесс предусмотрен пакетом законопроектов, разработанных комиссией во главе с заместителем руководителя администрации президента Дмитрием Козаком.
Суть реформы – в пересмотре властных и финансовых полномочий федерального, регионального и муниципального уровней власти. Если, скажем, то или иное образовательное учреждение обслуживает интересы регионального рынка труда, то его деятельность должна финансироваться из бюджета субъекта Федерации. К данной категории относится абсолютное большинство профессиональных училищ, судьба которых фактически предрешена.
В ведении федерального центра останутся лишь те образовательные учреждения, которые обслуживают несколько регионов или осуществляют подготовку для предприятий, относящихся к приоритетным направлениям науки и техники (например, новые технологии в строительстве, транспорте, а также предотвращение техногенных катастроф).
Перспективы развития системы НПО в случае ее регионализации специалистам просчитать несложно. Сегодня процесс сокращения сети профессиональных училищ, финансируемых из бюджетов субъектов РФ (а таких всего 19 из 89), идет гораздо быстрее, чем на федеральном уровне.
В то время как федеральный центр ежегодно наращивает объемы финансирования “своих” ПТУ, регионы снижают контрольные цифры приема в эти учреждения, несмотря на большую потребность в рабочих кадрах. Например, в Санкт-Петербурге насчитывается около 80 тысяч таких вакансий, а план приема текущего года остается на прежнем уровне из-за нехватки средств.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru