КРУГ ВОПРОСОВ
Начальное профессиональное...
Дорастут ли стандарты нового
поколения до завтрашнего рынка труда?
На днях в Министерстве образования
состоялась Всероссийская научно-практическая
конференция, посвященная обсуждению проекта
концепции государственных образовательных
стандартов начального профессионального
образования второго поколения.
Ныне действующие стандарты первого
поколения по 290 профессиям разрабатывались и
внедрялись в практику начиная с 1993 года по
настоящее время. Уже сейчас проявился ряд
недостатков, например ориентация на начальный
уровень квалификации (3-й разряд), что не
соответствует требованиям работодателей
большинства отраслей промышленности к
подготовке кадров.
Кроме того, по словам директора отраслевого
центра повышения квалификации работников
торговли Минэкономики РФ М.Николаевой, нынешние
стандарты не обеспечивают в полной мере
преемственности между различными уровнями
профессионального образования, прежде всего
начального и среднего. Стандарты ПТУ и ссузов, с
одной стороны, дублируют друг друга, с другой –
содержат много ненужных сведений, что ведет к
нерациональному расходованию государственных
средств.
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА:
Сегодня на 10 тысяч населения приходится
401 студент вузов, 174 студента техникумов и
колледжей и лишь 114 учащихся ПТУ.
Уровень безработицы среди выпускников ПТУ
составляет 8,8%.
За последние 10 лет сеть ПТУ сократилась на 511
единиц, контингент обучающихся – на 124 тысячи.
Расходы федерального бюджета на начальное
профессиональное образование в 2003 году составят
21 млрд 82,3 млн рублей, что на 2 млрд 465 млн рублей
больше по сравнению с прошлым годом.
|
С целью преодоления указанных
недостатков к разработке стандартов НПО второго
поколения планируется привлечь работодателей, а
также специалистов ссузов и вузов.
По свидетельству заместителя директора
Института развития профессионального
образования О.Читаевой, обновленные стандарты
будут иметь семь основных отличий от своих
предшественников, и почетное место в этом списке
займет компетентностный подход, в русле которого
развивается образование Европы и США в течение
последних 30 лет.
Ключевые (базовые, универсальные) компетенции
трактуются в тексте концепции как целостная
система универсальных знаний, умений, навыков,
реализуемых в самостоятельной деятельности
учащихся.
В связи с этим в стандартах второго поколения
будут заложены новые требования к практическому
обучению (производственной практике) и к
процедурам итоговой аттестации выпускников ПТУ.
Компетенции – понятие многомерное, включающее в
себя личную ответственность, инициативность,
способность работать в коллективе и разрешать
конфликты.
К числу надпрофессиональных компетенций,
которые также будут отражены в новых стандартах,
относится знание иностранных языков и владение
информационными технологиями.
Учащиеся ПТУ по выбору смогут получить общее
образование или на базовом, или на профильном
уровне с углубленным изучением отдельных
предметов. Вторая модель будет реализована в так
называемых профессиональных лицеях,
рассчитанных на 4-летний курс обучения после 9
класса. Такой срок, по убеждению специалистов,
позволит осуществить качественную
общеобразовательную подготовку не в ущерб
профессиональной.
Причем преподавание школьных дисциплин должно
учитывать особенности будущей специальности.
Стандарт на ту или иную профессию будет
строиться по блочно-модульному принципу и также
подразделяться на базовый и повышенный уровни, и
в нем в отличие от действующих появится раздел,
описывающий должностные обязанности работника.
На освоение профессиональных программ отводится
в среднем на 140 часов больше, чем на
общеобразовательные.
Примечательно, что разработка школьных
стандартов также начиналась под флагом
компетентностного подхода.
Однако, как показали парламентские слушания,
прошедшие в октябре прошлого года, этот термин
вызвал аллергию у некоторых деятелей
образования, которые утверждали, что стандарты
должны строиться лишь на апробированных
практикой принципах.
Поэтому на стадии доработки из проектов
стандартов планировалось вычеркнуть всяческие
упоминания о компетенциях, поскольку, по словам
первого заместителя министра образования
Виктора Болотова, эти слова “не подкреплялись
соответствующими измерителями, что усиливало
декларативность документов...”.
Однако сфера профессионального образования
сегодня жестко сориентирована на международные
нормы – не исключено, что это связано с
перспективами вступления России в ВТО.
По мнению руководителя Управления начального
профессионального образования министерства
Евгения Бутко, в нынешней ситуации сохранить
систему НПО удастся только за счет современных
стандартов, отражающих тенденции развития
производства в стране и в мире.
О сохранении системы речь зашла не случайно и не
ради красного словца.
С 1 января 2005 года планируется передача
большинства ПТУ, ссузов и части вузов с
федерального уровня в ведение субъектов
Федерации. Этот процесс предусмотрен пакетом
законопроектов, разработанных комиссией во
главе с заместителем руководителя администрации
президента Дмитрием Козаком.
Суть реформы – в пересмотре властных и
финансовых полномочий федерального,
регионального и муниципального уровней власти.
Если, скажем, то или иное образовательное
учреждение обслуживает интересы регионального
рынка труда, то его деятельность должна
финансироваться из бюджета субъекта Федерации. К
данной категории относится абсолютное
большинство профессиональных училищ, судьба
которых фактически предрешена.
В ведении федерального центра останутся лишь те
образовательные учреждения, которые обслуживают
несколько регионов или осуществляют подготовку
для предприятий, относящихся к приоритетным
направлениям науки и техники (например, новые
технологии в строительстве, транспорте, а также
предотвращение техногенных катастроф).
Перспективы развития системы НПО в случае ее
регионализации специалистам просчитать
несложно. Сегодня процесс сокращения сети
профессиональных училищ, финансируемых из
бюджетов субъектов РФ (а таких всего 19 из 89), идет
гораздо быстрее, чем на федеральном уровне.
В то время как федеральный центр ежегодно
наращивает объемы финансирования “своих” ПТУ,
регионы снижают контрольные цифры приема в эти
учреждения, несмотря на большую потребность в
рабочих кадрах. Например, в Санкт-Петербурге
насчитывается около 80 тысяч таких вакансий, а
план приема текущего года остается на прежнем
уровне из-за нехватки средств.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|