ТО-ТО И ОНО
Здесь не решают. Здесь спорят
Ни депутаты, ни министерство, ни
профсоюз за последние годы не сумели ничего
сделать для школы самостоятельно
Недавно Совет Федерации и РАО провели
совместную конференцию «Модернизация
российского образования. Правовые аспекты
управления системой образования». Задуманная
как диалог с залом, она быстро превратилась в
дискуссию заместителя министра образования
Виктора Болотова, заместителя председателя
Комитета по образованию Думы Олега Смолина и
заместителя председателя ЦК профсоюза Владимира
Лившица.
Cразу после перерыва гости конференции
(а среди них было немало учителей) начали уходить
из здания академии. Некоторые говорили: «Неужели
для того, чтобы политики поспорили друг с другом,
нужно было собирать мероприятие?»
При этом стоит заметить, что политики спорили на
самые важные для современного российского
образования темы. Как всегда, представители
профильного Комитета Госдумы, министерства и ЦК
профсоюза резко разошлись во мнениях
относительно финансовой самостоятельности школ
и реформы системы оплаты труда учителей.
«Сегодня учреждения системы образования
наказываются дважды, – рассказал Виктор Болотов.
– Фактически оставаясь бюджетными, они
воспринимаются налоговыми органами как
коммерческие организации, когда зарабатывают
внебюджетные средства». Эта проблема
действительно очень серьезная: школы вынуждены
составлять смету внебюджетных расходов на год
вперед и передавать ее в органы казначейства,
хотя запланировать эти расходы фактически
невозможно. Как сообщил В.Болотов, министерство
готовит ряд законодательных инициатив по
изменению этой ситуации.
Следующим острым вопросом была грядущая реформа
управления в регионах и передача
образовательных учреждений на баланс регионов.
«Главное, что всех учителей волнует, конечно,
зарплата. У нас была попытка оставить зарплату
целиком в руках регионов, но мы видим, что это
может иметь тяжелые последствия, – признался
Виктор Болотов. – Сегодня во многих районах
долги учителям тянутся еще с ноября». Тесно
связан с зарплатой вопрос нормативного
финансирования: в настоящее время Минфин
категорически против введения федеральных
нормативов.
Обращаясь к теме финансового статуса школ, Олег
Смолин предложил коллегам вместе добиться того,
чтобы аппарат правительства внес в Думу поправку
в Гражданский кодекс, устанавливающую особое
положение образовательных учреждений. А вот
соучредительство учреждений образования
совершенно недопустимо, сказал депутат.
Финансовые и налоговые органы автоматически
получат право считать школу коммерческой
организацией. Со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
В свою очередь Владимир Лившиц раскритиковал
новый вариант реформы оплаты труда: «По сути он
не отличается от предыдущего, а его туманные
формулировки рассчитаны на невнимательного
читателя». По мнению профсоюзного деятеля,
противники ЕТС сегодня сами в плену единой
тарифной сетки. «Образование – это особая
отрасль, которая реализует государственные
гарантии, и она должна финансироваться по своим
методикам», – сказал Владимир Лившиц и обрушился
на министерство с критикой идеи
соучредительства школ и вузов. «Школы не могут
быть самостоятельными финансово – они не для
этого созданы» – таково мнение ЦК профсоюза
работников образования.
Несмотря на благие намерения Министерства
образования, Госдумы и ЦК профсоюза (при всем
различии их точек зрения), решения по конкретным,
важнейшим для системы образования вопросам
всегда выносят представители
правительственного и минфиновского лобби.
Направления модернизации, стратегия развития
системы и даже конкретные мероприятия
согласовываются с экономистами. Ни думское
меньшинство, выступающее в пользу образования,
ни министерство за последние годы фактически
ничего не сумели сделать для школы
самостоятельно.
Потому и уходят учителя с таких дискуссий –
интересно, познавательно, но решать судьбу
образования все равно будут другие люди в других
кабинетах…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|