ШКОЛА И ВЛАСТЬ
Система образования стремится к
равновесию
Сколько проблем решено – столько и
создано
В начале апреля в администрации
президента подготовили совместно с
Министерством образования проект указа
президента о том, чтобы учителям-мужчинам была
предоставлена отсрочка от призыва в армию.
Это результат длительной борьбы между
сторонниками и противниками льгот
учителям-мужчинам.
В действующем законодательстве есть норма
предоставления отсрочки учителям сельской
школы.
Комитет по образованию и науке пытался внести
поправку в Закон «О воинской обязанности»,
согласно которой такая же отсрочка
предоставлялась бы и мужчинам, работающим в
городских школах.
Но Комитет по обороне Госдумы, мобилизационное
управление и в целом генштаб и Минобороны стеной
стали против этой поправки, и в результате она не
была принята.
Кстати сказать, это еще и часть другой проблемы:
на законодательном уровне защита
образовательных интересов граждан настолько
слабая, что фактически ни одно предложение по
улучшению финансового (снятие налогов на НДС или
прибыль) положения школы не проходит.
Не проходят и поправки в бюджет по увеличению
общего финансирования образования.
По сопричастности от этого страдает и
злосчастный законопроект о стандартах, о котором
уже и не вспоминают – с такой помпой был внесен, а
дальше первого чтения пока дело не идет.
Отсутствие эффективного механизма продвижения
поправок и законопроектов, отсутствие
цивилизованного лоббизма образовательных
интересов, неумение консолидировать
политические силы для достижения результата
характеризуют деятельность нынешнего Комитета
по образованию Государственной думы.
В результате вопрос об отсрочке для
учителей-мужчин решился так: президент своим
указом выделяет квоту, то есть определяет некое
число учителей-мужчин, работающих в школе,
которые не будут подлежать призыву.
Кто войдет в это число, будут решать чиновники
системы образования и офицеры военкоматов.
Ничего удивительного в таком компромиссе нет.
Это естественный способ решения проблем для
нынешней образовательной политики в России.
Разрешительно-запретительный принцип плюс
выделение квот при распределении льгот и
делегирование чиновникам права определять, кто
этих льгот достоин, а кто – нет.
Я больше чем уверен, что этот проект родился в
недрах Министерства образования – настолько он
похож на все последние ведомственные инициативы.
Не пройдет и двух-трех лет, и они создадут полицию
для проверки законности предоставления льгот –
а как же, ведь начнутся повальные взятки при
такой постановке дела.
Но точно так же устроены любые процедуры внутри
системы образования: аттестация, лицензирование,
выделение грантов – все сосредоточено в руках
чиновников, и все подчинено
административно-распределительному принципу:
этому дам, а этому не дам.
Сама величина квоты пока обсуждается, но цена
компромисса губительна для сельской школы:
генералы согласились на выделение квоты только
лишь при условии отмены отсрочки для сельских
учителей.
Что будет дальше – очевидно. Во-первых, из-за
того, что село живет беднее города, основное
число «отсрочников» будет именно в городе. А
во-вторых, через год те же генералы поднимут
вопрос об уменьшении самой квоты, что
автоматически приведет к резкому увеличению
стоимости этой «услуги» и к дальнейшему уходу
учителей-мужчин из школы.
Образовательная политика в России по-прежнему в
глубоком кризисе: ни по одному направлению
деятельности системы образования нет ни
малейшего продвижения.
Пользуясь недавним выражением премьер-министра,
это напоминает системную проблему.
Нет смысла перечислять наши неудачи: и в каком
состоянии находятся школы, и как унижены учителя,
и какое напряжение сейчас у родителей, отчаянно
пытающихся найти способ устроить своих детей в
вузы. Система образования подчинилась всем: и
Минэкономики (но не самой экономике), и Мин-
обороны (но не обеспечению безопасности), и даже
мелкому политиканству (ведомство выбирает среди
депутатов, кому предоставить право выдвинуть тот
или иной «проходной» законопроект и за счет
этого увеличить депутатский рейтинг). Система
образования находится в числе аутсайдеров и в
правительстве, и в обществе.
…Все это, с нашей точки зрения, – результат
неэффективной образовательной политики, которая
вся сосредоточилась на административных
способах изменений, на производстве
номенклатурной литературы и
контрольно-карательных мероприятиях. Вместо
усилий по созданию институтов гражданского
общества, способных влиять на власть и на саму
систему образования, ведомство полностью
монополизировало право на изменения и на
образовательную политику.
Но любое ведомство объективно находится в
подчиненном положении относительно власти. А это
значит, что при наличии сильного
ведомства-конкурента (например, Минобороны) или
более активного и влиятельного министра –
руководителя другого ведомства (например,
министра внутренних дел), уровень влияния в
кабинете министров падает.
Жаль, конечно, что в проигравших оказывается не
только само ведомство, но и вся система
образования и как следствие – граждане и страна
в целом.
А оправдание в стиле «мы бы могли, но нам не дают»
– слабое оправдание для проигравших.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|