Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2003

Первая тетрадь. Политика образования


ШКОЛА И ВЛАСТЬ 

Александр АДАМСКИЙ

Система образования стремится к равновесию

Сколько проблем решено – столько и создано

В начале апреля в администрации президента подготовили совместно с Министерством образования проект указа президента о том, чтобы учителям-мужчинам была предоставлена отсрочка от призыва в армию.
Это результат длительной борьбы между сторонниками и противниками льгот учителям-мужчинам.
В действующем законодательстве есть норма предоставления отсрочки учителям сельской школы.
Комитет по образованию и науке пытался внести поправку в Закон «О воинской обязанности», согласно которой такая же отсрочка предоставлялась бы и мужчинам, работающим в городских школах.
Но Комитет по обороне Госдумы, мобилизационное управление и в целом генштаб и Минобороны стеной стали против этой поправки, и в результате она не была принята.
Кстати сказать, это еще и часть другой проблемы: на законодательном уровне защита образовательных интересов граждан настолько слабая, что фактически ни одно предложение по улучшению финансового (снятие налогов на НДС или прибыль) положения школы не проходит.
Не проходят и поправки в бюджет по увеличению общего финансирования образования.
По сопричастности от этого страдает и злосчастный законопроект о стандартах, о котором уже и не вспоминают – с такой помпой был внесен, а дальше первого чтения пока дело не идет.
Отсутствие эффективного механизма продвижения поправок и законопроектов, отсутствие цивилизованного лоббизма образовательных интересов, неумение консолидировать политические силы для достижения результата характеризуют деятельность нынешнего Комитета по образованию Государственной думы.
В результате вопрос об отсрочке для учителей-мужчин решился так: президент своим указом выделяет квоту, то есть определяет некое число учителей-мужчин, работающих в школе, которые не будут подлежать призыву.
Кто войдет в это число, будут решать чиновники системы образования и офицеры военкоматов.
Ничего удивительного в таком компромиссе нет. Это естественный способ решения проблем для нынешней образовательной политики в России. Разрешительно-запретительный принцип плюс выделение квот при распределении льгот и делегирование чиновникам права определять, кто этих льгот достоин, а кто – нет.
Я больше чем уверен, что этот проект родился в недрах Министерства образования – настолько он похож на все последние ведомственные инициативы. Не пройдет и двух-трех лет, и они создадут полицию для проверки законности предоставления льгот – а как же, ведь начнутся повальные взятки при такой постановке дела.
Но точно так же устроены любые процедуры внутри системы образования: аттестация, лицензирование, выделение грантов – все сосредоточено в руках чиновников, и все подчинено административно-распределительному принципу: этому дам, а этому не дам.
Сама величина квоты пока обсуждается, но цена компромисса губительна для сельской школы: генералы согласились на выделение квоты только лишь при условии отмены отсрочки для сельских учителей.
Что будет дальше – очевидно. Во-первых, из-за того, что село живет беднее города, основное число «отсрочников» будет именно в городе. А во-вторых, через год те же генералы поднимут вопрос об уменьшении самой квоты, что автоматически приведет к резкому увеличению стоимости этой «услуги» и к дальнейшему уходу учителей-мужчин из школы.
Образовательная политика в России по-прежнему в глубоком кризисе: ни по одному направлению деятельности системы образования нет ни малейшего продвижения.
Пользуясь недавним выражением премьер-министра, это напоминает системную проблему.
Нет смысла перечислять наши неудачи: и в каком состоянии находятся школы, и как унижены учителя, и какое напряжение сейчас у родителей, отчаянно пытающихся найти способ устроить своих детей в вузы. Система образования подчинилась всем: и Минэкономики (но не самой экономике), и Мин-
обороны (но не обеспечению безопасности), и даже мелкому политиканству (ведомство выбирает среди депутатов, кому предоставить право выдвинуть тот или иной «проходной» законопроект и за счет этого увеличить депутатский рейтинг). Система образования находится в числе аутсайдеров и в правительстве, и в обществе.
…Все это, с нашей точки зрения, – результат неэффективной образовательной политики, которая вся сосредоточилась на административных способах изменений, на производстве номенклатурной литературы и контрольно-карательных мероприятиях. Вместо усилий по созданию институтов гражданского общества, способных влиять на власть и на саму систему образования, ведомство полностью монополизировало право на изменения и на образовательную политику.
Но любое ведомство объективно находится в подчиненном положении относительно власти. А это значит, что при наличии сильного ведомства-конкурента (например, Минобороны) или более активного и влиятельного министра – руководителя другого ведомства (например, министра внутренних дел), уровень влияния в кабинете министров падает.
Жаль, конечно, что в проигравших оказывается не только само ведомство, но и вся система образования и как следствие – граждане и страна в целом.
А оправдание в стиле «мы бы могли, но нам не дают» – слабое оправдание для проигравших.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru