Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ No93 
 

Этот документ размещен на сайте www.ege.ru  и предназначен в первую очередь для преподавателей – участников конкурса КИМов для ЕГЭ 2003 года (конкурс был завершен 1 февраля 2003 года, и уже опубликованы его итоги). Для учителя документ интересен тем, что в нем названы все виды заданий, которые будут использоваться в ЕГЭ этого года, и приведены примеры каждого вида. Кроме того, в описание заданий части С вошли критерии (!) их оценки экспертами, то есть пояснения, сколько и за что можно получить баллов при выполнении заданий (по математике критерии приведены в общем виде и пояснены на конкретных примерах; по физике, обществознанию, истории даны на конкретных примерах).

Приложение 11

Типология форм заданий, используемых в едином государственном экзамене

Данный документ разработан с целью выявления характеристик заданий, используемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ, которые необходимо учитывать при автоматической сборке отдельных вариантов КИМ. В основу типологии форм заданий положены содержательные и структурные особенности заданий и их системы оценивания, а также технология обработки ответов учащихся.
Выделены три типа заданий, отличающиеся по способу проверки их выполнения. Ответы на задания двух типов проверяются компьютером: с выбором ответа (с эталоном сравнивается одна цифра – номер выбранного ответа) и с кратким ответом (с эталоном сравнивается набор символов, записанных экзаменуемым в бланке). Третий тип заданий – задания с развернутым ответом – проверяются экспертами по критериям, указанным в инструкции по проверке.
Отдельно следует выделить еще две формы заданий:
Альтернативное задание, то есть задание, состоящее из нескольких заданий, среди которых экзаменуемый выбирает одну альтернативу, на которую и отвечает.
Составное задание – это совокупность заданий, имеющих общую часть (текст, рисунок, схему), к которой относятся все задания данной совокупности. Фактически составное задание – это мини-тест, включенный в состав КИМ. В составное задание могут входить задания всех трех вышеуказанных типов.
Ниже представлено описание выделенных типов заданий с пояснениями.

1. Задания с выбором ответа (тип «В»)

В ЕГЭ используются четыре подтипа этой формы заданий.

1.1. Задания, состоящие из вопроса (или предписания) и четырех ответов (или элементов для выбора) к нему, из которых только один ответ правильный (подтип В1).

Что является необходимым признаком рыночной экономики?
1) свободное ценообразование
2) использование новых технологий
3) высокое качество продукции
4) рост числа крупных предприятий
//Ответ: 1

1.2. Задания, состоящие из основной части и четырех дополнений к нему, из которых только одно правильное (подтип В2).

Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:
1) обобщенное суждение о предмете
2) конкретный образ предмета
3) объяснение причин изменения предмета
4) понятие о предмете
//Ответ: 2

Примечание. Основную часть задания (пример 2) можно представить и так:
Что является результатом чувственного познания в отличие от рационального?
Укажите, что является результатом чувственного познания в отличие от рационального.
Необходимо отметить, что изменение формы задания без существенного изменения его содержания означает, что имеется модификация старого задания. Нетрудно переформулировать основную часть задания и в виде вопроса, и в виде предписания, и в виде неоконченного предложения, как это было показано выше. В банке действующих заданий ЕГЭ должна храниться оптимальная для данного задания, с точки зрения предметной комиссии, формулировка.

1.3. Задания, предлагающие для анализа два суждения по одной теме (позиции кодификатора), требующие выбора одной из четырех приведенных оценок (подтип В3).

Верны ли следующие суждения о взаимосвязи экономического развития и межнационального взаимодействия?
А. Чем выше уровень производства, тем интенсивнее взаимодействие между народами.
Б. Межнациональные экономические связи способствуют решению проблем жизнеобеспечения народов.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
//Ответ: 3

1.4. Задания на выбор одного правильного из четырех предложенных наборов букв (или цифр), выбранных из предложенного перечня (подтип В4).

Искусственный иммунитет может:
а) быть врожденным
б) вырабатываться у человека после перенесенного инфекционного заболевания
в) вырабатываться путем прививки здоровым людям культур убитых болезнетворных микробов или вирусов
г) вырабатываться после введения в организм ослабленных микробных ядов
д) быть обусловлен переходом защитных антител из крови матери в кровь плода
е) создаваться путем введения человеку сыворотки, содержащей антитела

Укажите верный ответ.

1. БВД 2. БВЕ 3. ВГЕ 4. ГДЕ

//Ответ: 3

2. Задания с кратким ответом (тип «К»)

В ЕГЭ используются семь подтипов заданий с кратким ответом.
Эти задания в качестве ответов могут иметь только такие наборы символов, которые представлены в п.5 Приложения 8 (сайт www.ege.ru). Максимальное число символов (вместе с пробелами) – 17. Эти требования установлены Центром тестирования в соответствии с ограничениями, накладываемыми имеющимся бланком ответов тестируемого.

2.1. Задания, требующие написать ответ в виде числа или набора цифр (подтип К1).

Электрический кипятильник рассчитан на напряжение 220 В. Сопротивление нагревательного элемента кипятильника – 30 Ом. Какое количество энергии выделяется кипятильником при прохождении тока через нагревательный элемент в течение пяти минут? Ответ выразите в кДж.

//Ответ: 484

2.2. Задания, требующие написать в качестве ответа к поставленному вопросу одно-два слова (подтип К2).

Какому понятию соответствует следующее определение: «обязательный платеж, устанавливаемый государством для граждан и предприятий»?

//Ответ: налог

2.3. Задания, требующие записи пропущенного во фрагменте текста слова или словосочетания (подтип К3). Пропуск указывается подчерком соответствующей длины. Пропуск может быть в любой части текста, но рекомендуется делать его в конце.

«Материальное производство – это создание вещей, __________ производство – создание идей».

//Ответ: духовное

2.4. Задания, требующие заполнить пробелы в предлагаемой схеме, таблице или рисунке (подтип К4).

Какое слово пропущено в схеме?

//Ответ: Рациональное

2.5. Задания с кратким ответом на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка (подтип К5).

Какие из названных мер относятся к школьной реформе конца 1950-х – начала 1960-х гг.?
а) переход на 11-летнее среднее образование
б) введение системы «трудовых резервов»
в) ликвидация системы вечерних и заочных школ
г) введение обязательного 8-летнего образования
д) соединение обучения в школе с производительным трудом
е) создание частных учебных заведений

//Ответ: АГД

2.6. Задания с кратким ответом на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (подтип К6).

Установите соответствие между отдельными правами человека и типами прав: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

1) доступа к государственной службе
2) на неприкосновенность частной жизни
3) на тайну корреспонденции
4) на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
5) на участие в референдуме
6) на жизнь

ТИПЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

а) гражданские (личные)
б) политические

1

2

3

4

5

6

//Ответ: БААББА

2.7. Задания с кратким ответом на установление правильной последовательности (подтип К7).

Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться указанные организмы:
а) лягушка
б) еж
в) голый слизень
г) капуста

 

 

 

 

Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем перенесите в бланк ответов получившуюся последовательность букв (без пробелов и других символов).
//Ответ: ГВАБ

3. Задания с развернутым ответом

На настоящий момент типология заданий с развернутым ответом еще не сформирована. Однако можно провести классификацию заданий с развернутым ответом по подходам, которые используются при оценивании ответов экзаменующихся.
Для выставления первичных баллов за выполнение задания эксперт проводит оценку ответа, устанавливая его соответствие приведенному в образце перечню критериев, оценивая полноту и правильность ответа. Максимальный балл, который эксперт присваивает за выполнение задания, определяется числом и сложностью элементов (этапов) ожидаемого ответа. (Примечание. В каждой группе из 10 заданий, представляемых на конкурс, максимальный балл должен быть один и тот же.)

3.1. Задания, для оценки выполнения которых используется обобщенная схема (шкала). Например, в процессе оценивания ответа учитывается последовательность шагов решения, обоснованность ключевых моментов, получение правильного ответа. Во время проведения ЕГЭ эта схема конкретизируется для отдельных заданий. В качестве примера приведем обобщенную схему проверки для заданий с развернутым ответом по математике, а также все пояснения, дающиеся экспертам для проверки отдельных заданий.

Общие критерии проверки и оценки выполнения заданий по математике 2002 г.

Оценка в баллах

Критерии оценки выполнения заданий с развернутыми ответами.

4

Приведена верная последовательность всех шагов решения.
Имеются верные обоснования всех ключевых моментов решения.
Необходимые для решения чертежи, рисунки, схемы выполнены безошибочно.
Правильно выполнены все преобразования и вычисления, получен верный ответ.

3

Приведена верная последовательность всех шагов решения.
Имеются верные обоснования всех ключевых моментов решения.
Необходимые для решения чертежи, рисунки, схемы выполнены безошибочно.
Возможна одна описка или негрубая вычислительная ошибка, не влияющая на правильность дальнейшего хода решения. В результате этой ошибки возможен  неверный ответ.

2

Приведена в целом верная, но неполная последовательность шагов решения.
Обоснованы не все ключевые моменты решения.
Возможны негрубые ошибки в чертежах, рисунках, схемах, приведенных в решении.
Возможны 1–2 негрубые ошибки в вычислениях или преобразованиях, не влияющие на правильность дальнейшего хода решения.
При этом возможен неверный ответ.

1

Общая идея, способ решения верные, но не выполнены некоторые этапы решения или решение не завершено.
Большинство ключевых моментов не обоснованы или имеются неверные     обоснования.
Возможны ошибки в чертежах, рисунках, схемах, приведенных в решении.
Имеются негрубые ошибки в вычислениях или преобразованиях.
В результате этого возможен неверный ответ.

0

Все случаи решения, которые не соответствуют указанным критериям выставления      оценок в 1, 2, 3, 4 балла.

Покажем, как обобщенная схема используется при проверке следующего задания.

Решите уравнение

//Ответ: -8/5; 0

Оценка в баллах

                 Критерии оценки выполнения задания С1

4

Приведена верная последовательность всех шагов решения.
Имеются верные обоснования ключевых моментов решения: с помощью подстановки или другим способом (см. решение задания) объясняется, что х = 0 и х=-8/5 являются корнями уравнения, а х=-64/13 не является корнем.
Правильно выполнены все преобразования и вычисления, получен верный ответ.

3

Приведена верная последовательность всех шагов решения.
Имеются верные обоснования всех ключевых моментов решения.
При проверке корней допущена негрубая арифметическая ошибка (описка) , в результате чего не исключен корень –64/13 или исключен корень –8/5.

2

Приведена в целом верная, но неполная последовательность шагов решения, например, не найден корень.
Не все ключевые моменты решения обоснованы, например, корень –64/13 исключен без обоснований.
При проверке корней х=-8/5 и х=-64/13 допущена негрубая арифметическая ошибка (описка), в результате чего не исключен корень –64/13 или исключен корень –8/5.

1

Общая идея, способ решения верные, но решение неполно. Например, не найден корень и верно рассмотрен только один из случаев ( х<-4, x?-4) при раскрытии модуля.
Допущены негрубые ошибки в вычислениях или преобразованиях.

0

Все случаи решения, которые не соответствуют указанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3, 4 балла.

Другие возможные подходы к решению
1) Замена словесных объяснений схемами из систем уравнений и неравенств.
2) Введение переменной t = x+4.
3) Построить графики обеих частей уравнения
доказать, что решений ровно два, а сами решения подобрать и после этого проверить подстановкой.
__________________________________________
1/ При переводе –8/5 в десятичную дробь вместо –1,6 записано –1,3 или 1,6.
В решении получены оба корня, а в ответе записан только один.

3.2. Задания, предусматривающие несколько этапов их выполнения, но обобщенная схема не приводится, приводится и оценивается решение конкретного задания.

Два конькобежца: первый массой m1 = 80 кг, второй массой m2 = 60 кг, держась за концы длинного натянутого шнура, неподвижно стоят на льду один против другого. Затем первый начинает выбирать веревку со скоростью 1 м/с. С какой по модулю скоростью будет двигаться по льду второй конькобежец?

//Ответ:

3.3. Задания, для оценки выполнения которых используется простая аналитическая схема (шкала). В содержании ответа выделяются отдельные элементы, зависимые или независимые. Ответ оценивается в зависимости от наличия выделенных элементов.

Одна из развивающихся стран ввозила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения радиоактивные отходы, которые сбрасывали в контейнерах в океан. Независимые эксперты установили, что такой способ захоронения вскоре приведет к радиоактивному загрязнению существенной части Мирового океана. В рамках каких из глобальных проблем современности можно рассматривать эти события? Аргументируйте свой ответ.

//Ответ:

3.4. Задания, для оценки выполнения которых используется обобщенная аналитическая схема (шкала). В содержании ответа выделяются обобщенные критерии. Ответ оценивается по полноте раскрытия или присутствия данного критерия. Общий балл за выполнение задания складывается на основе баллов, полученных по каждому критерию.
В качестве примера приведем альтернативное задание, для оценки которого используется обобщенная аналитическая схема.


Пример 15. (Пример альтернативного задания, включающего задания 15–20)

Учащемуся этот пример предъявляется в следующем виде:

Выберите одно из предложенных заданий (1–6).
(В бланке ответов запишите номер выбранного задания.)

Изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия обществознания и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1. Экономика

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л.Питер)

2. Социология

«Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». (Р.Эмерсон)

3. Политология

«Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании». (К.Поппер)

4. Правоведение

«Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, топоры». (Д.И.Фонвизин)

5. Культурология

«Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет». (М.Пруст)

6. Философия

«Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». (У.Годвин)

В конкурсных материалах этот пример должен выглядеть следующим образом1:
Изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия обществознания и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы (не менее двух) в обоснование своей позиции.

//Ответ:

Экономика

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л.Питер)

//Ответ:

Социология

«Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». (Р.Эмерсон)

//Ответ:

Политология

«Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании». (Карл Поппер)

//Ответ:

Правоведение

«Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, топоры». (Д.И.Фонвизин)

//Ответ:

Культурология

«Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет». (Марсель Пруст)

//Ответ:

Философия

«Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». (У.Годвин)

//Ответ:

4. Составные задания
В самом начале настоящей типологии дано представление о том, что такое составное задание. Составные задания использовались на единых государственных экзаменах по русскому языку, обществознанию и истории.

Пример 16. (Пример составного задания, включающего задания 21–25)
Прочтите исторический документ и кратко ответьте на вопросы. Ответы на эти задания предполагают использование информации из источника, а также применение вами исторических знаний и умений по курсу истории соответствующего периода. Ответы запишите на специальном бланке в свободной форме, указывая номер вопроса, на который дается ответ.
Отрывок из летописи:
«В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, и половцы нашу землю терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою...» – и на этом целовали крест: «Если кто пойдет на кого, то на того будем все…» и принеся клятву, разошлись восвояси».

_____________________

1 Общие рекомендации по оформлению альтернативных заданий приведены в Приложении 7.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru