РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Домашняя копилка звуков
Можно ли научить ребенка любить музыку
Известный американский писатель Айзек
Азимов рассказывает в своей фантастической
повести о мальчике-неандертальце, который был
перенесен в далекое будущее. Современные люди
воспринимали его исключительно как обезьяну:
настолько он был некрасив и дик. Однажды
медицинская сестра, нанятая ухаживать за
маленьким неандертальцем, пришла в отчаяние от
его злости и запела какую-то простенькую песенку.
Глаза «ребенка» вдруг широко раскрылись, лицо
преобразилось. С этого момента обезьяна начала
превращаться в человека.
Вслушиваться и слышать
Наблюдали ли вы за младенцем, который
оказывается на прогулке где-нибудь в лесу, на
природе? Он жадно ловит все звуки, окружающие его:
шум листвы, шепот ветра, пение птиц, журчание
ручья, лай собак вдалеке, шелест шагов, скрип
коляски. Он реагирует на каждый новый звук, и по
его лицу то и дело пробегают самые разные
чувства: удивления, испуга, радости, восторга,
печали. Звуки наполняют его, сливаясь в единое
многоголосье, ощущение жизни, благодати,
успокоения – и ребенок засыпает. Конечно, все это
еще не музыка. Но именно эти потрясающие звуки
жизни учат человека вслушиваться и слышать. Они
– исток музыкального развития ребенка.
Вырастая, ребенок вдруг впервые мнет свой
рисунок. Не торопитесь ругать его: посмотрите,
как внимательно прислушивается он к звуку,
который, оказывается, можно извлечь из простого
листа бумаги. Он водит пальцем по стеклу. От этого
ужасного скрипа у вас бегут мурашки по всей
спине! Для него же это мгновение открытия:
извлекать звуки можно, оказывается, не только из
привычных погремушек! Он заворожен музыкальной
шкатулкой, он не устает прикладывать морскую
раковину к уху, он превратил все кастрюли в
барабаны, играя на них попеременно то железными,
то деревянными ложками. В доме стало страшно
шумно! Торопитесь. Ловите этот счастливый момент
– миг познания и постижения «звукового мира». Он
сделает воображение ребенка богаче. Попробуйте
вместе с малышом копить и собирать разные звуки.
Вот книга. Ее страницы, переворачиваясь,
шелестят. Это похоже на шелест листвы. Вот часы:
они волшебно тикают, напоминая стрекот
кузнечиков. Вот хрустальная ваза. Она умеет петь,
если слегка задеть ее карандашом.
– Какие бывают звуки? – спрашивает учительница у
первоклассников.
– Тихие и громкие.
– Резкие и плавные.
– Да.
– Добрые и злые, – говорит вдруг Паша.
– А это как?
– Злые – всегда резкие и громкие. Звук тормозов,
гудок поезда. Добрые – тихие и протяжные.
– Вой голодного волка тоже тихий и протяжный… –
возражает учительница.
– Он печальный.
У звуков есть настроение, которое легко
чувствуют дети. Научаясь различать его оттенки,
они будут узнавать это же в музыке, вспоминать
картины и переживания собственной жизни.
Песенные традиции
Оглядываясь на прошлые века,
человечество всегда с гордостью отмечает лишь
то, в чем оно преуспело, предпочитая не упоминать
то, что потеряло. Всего сто лет назад любой
ребенок, независимо от происхождения и достатка
семьи, рос под сенью народных песен, а засыпал под
звуки колыбельной, которую ему пела мать или
няня. Говоря современным языком, каждый ребенок
вырастал в музыкальной среде. Для праздника и для
застолья, для работы и для веселого танца слагал
народ свои песни и мелодии. Пели от души, пели и в
радости, и в горе, пели и в хороводе, и в тихой избе
за прялкой или вышивкой. Дети впитывали не только
мелодию, но и переживания, оттенки чувств,
поэтику человеческого самовыражения. Сейчас
странно представить это, не правда ли? Ведь в наш
электронный, механизированный век песня
передоверена радио, телевизору, плееру. Где ж
взять время петь самому, да и неловко как-то… В
песне душа человеческая открывается, а мы
привыкли быть закрытыми. Махнем рукой, отдадим
ребенка на откуп профессионалам – пусть учится в
музыкальной школе. Но туда берут только с шести, и
не всех. Окуджава, например, никогда не учился
музыке. Самые яркие его воспоминания –
грузинское многоголосие (он часто жил у бабушки в
Тбилиси) и русские народные песни, которые пела
ему няня.
Маленькие дети любят слушать живое пение.
– Аня! Ну спой, пожалуйста, спой! – просит младший
брат сестру.
Она поет, и лицо малыша меняется: он слушает,
открыв рот, погруженный в мир каких-то грез,
пытается подпевать – и снова будто улетает
куда-то далеко.
Глядя на это, понимаешь: никакие эстрадные певцы
с экрана, никакие даже очень хорошие
магнитофонные записи не заменят человеку такое
живое общение с песней. Из уст в уста – так веками
передавалось песенное творчество народа. Оно
вбирало в себя все его мечты, весь опыт и красоту
жизни. Из уст в уста лилась мелодия, прямо и без
посредников, от души к душе, заражая любовью и
силой. Таинство… Счастливы дети, которые и
сегодня слышат колыбельные перед сном и могут
спеть вместе со своими родителями любимые песни.
Только ли дар избранных?
Известный Московский детский
музыкальный театр набирал маленьких актеров. В
зале собрались дети от трех до восьми лет с
родителями. Художественный руководитель
неожиданно объявил:
– Уважаемые родители! Мы сейчас поставим
медленную и очень красивую мелодию. Дети выйдут
на сцену и будут танцевать. Вы всё увидите сами.
Зазвучала музыка. Дети высыпали на сцену. Это
было потрясающее зрелище! Большинство детей
плавно двигались в такт музыке, повторяя одно и
то же движение, оглядываясь на мам, сидящих в
зале: «Правильно я делаю, да?» Кто-то растерянно
стоял, не понимая, что от него хотят. Но было
несколько девочек и мальчиков, которые с первых
же звуков стали жить в музыке. Завороженные ее
образами, они двигались так, как подсказывало им
их воображение, и сам танец наполнялся смыслом,
обаянием искренних чувств и переживаний. Зрители
увидели девочку-снежинку, которая кружилась то
грустно, печально, то вдруг, охваченная надеждой,
она словно пела, сплетая руки. Мальчик-ветер
летал по сцене: то метался, то стремился к чему-то
– и никак не мог достигнуть, и наконец стих,
бессильный. Когда музыка умолкла, в зале
воцарилась звенящая тишина. Родители сидели,
потрясенные. За какие-то несколько минут музыка
раскрыла детей, их таланты и комплексы, фантазию
и несвободу. Интересный факт: самые яркие дети
оказались из тех семей, где регулярно слушают
музыку.
Конечно, никого не надо убеждать, что ребенок
научится читать и понимать красоту слова, если с
раннего детства мама и папа раскрывают ему
увлекательный мир книг. Да и в школу принято идти,
разбираясь в азбуке. Там обязательно спросят: «Он
умеет читать?» И никогда вы не услышите вопроса:
«Ваш сын умеет слушать музыку?» Как и к любому
другому искусству, к музыке можно приобщить
ребенка с раннего детства. Безусловно, это легко
будет сделать, если сами родители любят слушать
музыку или играют на каком-либо инструменте. Дом,
наполненный музыкой, классической и современной,
научит ребенка понимать и чувствовать ее образы
и настроение. Этот процесс превратится в
увлекательную игру, если попытаться вместе с
ребенком «нарисовать мелодию». Это могут быть
картины, которые встают перед глазами, навеянные
музыкой, или абстракция – простое сочетание
разных красок. Пытаясь выразить звук цветом,
ребенок сможет глубже осмыслить эти явления.
Не стоит превращать прослушивание музыкальных
записей в повинность. Предложите ребенку
потанцевать, если у него есть настроение, под
детские песни или ритмичную современную музыку
(среди нее так много красивой и оригинальной!).
Многие дети с удовольствием слушают перед сном
спокойную классическую музыку или народные
песни. Быть может, вы удивитесь, когда сын или
дочь вдруг захотят поговорить с вами о звучавшей
музыке и будут рассуждать о ней так, как раньше
рассуждали только о любимых сказках и
мультфильмах.
Своя мелодия
Дети любят петь. И делают это независимо
от того, есть у них способности и слух или нет.
Пока кто-нибудь из музыкально одаренных взрослых
не одернет:
– Ужас! Ты так фальшивишь! Лучше замолчи!
Подобными замечаниями можно навсегда отбить у
ребенка охоту приобщаться к музыке. А ведь
неправильное пение вовсе не показатель плохого
слуха, а как правило, следствие раскоординации
слуха и голоса. Часто это проходит само по себе,
без всяких специальных занятий.
Едва научившись ходить, дети пробуют освоить и
свой голос. Они постоянно напевают что-то себе
под нос, иногда очень громко и совершенно
некстати. Не останавливайте их. Превратите эти
минуты в развивающую игру. Попытайтесь сочинить
вместе песенку-экспромт по принципу «что вижу –
то пою». Пусть в ней не будет совершенной рифмы и
мелодия тут же забудется; когда ребенок снова
запоет, вы сможете сочинить уже новую песню.
Главное, это можно делать буквально на ходу: на
прогулке или занимаясь домашними делами,
возвращаясь вместе из детского сада или играя с
другими детьми.
Когда моей дочери было четыре года, она с важным
видом открывала пианино, ставила на пюпитр
детскую книгу с рисунками и начинала «сочинять
музыку» по картинкам. Для зайчика, сидящего под
елкой, она играла легко и отрывисто, для девочки
со сломанной куклой – печально и напевно.
Интересно было наблюдать, как всматривается дочь
в рисунок, словно в ноты, маленькие пальцы
нажимают клавиши – и тут же рождается
музыкальный образ – пусть далекий от
совершенства, но довольно точно соответствующий
настроению картинки. Дочь выросла и стала играть
уже по настоящим нотам, забыв о своем детском
изобретении. Каково же было мое удивление, когда
однажды мой четырехлетний сын точно так же взял
книгу со своими любимыми картинками, кряхтя,
поставил ее на пюпитр и, деловито глядя в «текст»,
заиграл свою «пиесу», воинственно и громко.
Расследование показало, что многие дети моих
знакомых, у которых в доме есть пианино, любят
время от времени музицировать подобным образом.
Маленьким творцам не терпится сочинять свою
собственную музыку! Чем мы можем им помочь? Чем
поддержать их интерес? Думаю, одинакового
рецепта, годного для всех, не найти. Вполне
возможно, кому-то уже пора заняться музыкой с
профессионалом. Для кого-то нужно расширить поле
деятельности, пригласив в дом новые музыкальные
инструменты: бубен, треугольник, кастаньеты,
металлофон, флейту. Пусть ребенок сам осваивает
их, изучает особенности звучания. Можно
подкинуть ему идею создать семейный ансамбль или
поставить магнитофонную запись, под которую он
сможет импровизировать.
Сочиняя «свою» музыку, ребенок будет свободен в
отношениях с ней, она не станет казаться ему со
временем чем-то неприступным и далеким,
требующим обязательных рамок. А часто именно
такое впечатление охватывает детей, которые
поступают в музыкальную школу.
Образование, ставшее врагом
– Я не люблю ходить в музыкальную школу,
потому что, когда я играю на пианино, учительница
держит меня сзади за косичку, чтобы я не
наклонялась в такт музыке и сидела прямо.
– Мне не нравится петь в хоре, потому что нужно
очень широко открывать рот, а он у меня не
открывается так широко, как надо, хотя я и
стараюсь. Учительница мне за это все время делает
замечания.
– Я люблю музыку, но ненавижу сольфеджио. Ничего
в нем не понимаю и вообще не знаю, зачем оно нужно:
ведь можно прекрасно и без него играть на
скрипке. Вот из-за сольфеджио я часто ссорюсь с
мамой и поэтому не хочу ходить в музыкальную
школу.
– Я терпеть не могу занятия в музыкальной школе,
но приходится ходить туда, чтобы не расстраивать
маму и бабушку.
Эти детские высказывания свидетельствуют о том,
что далеко не всегда музыкальное образование
может привить ребенку любовь к музыке и стать
стимулом его личностного развития. Порой даже
совсем наоборот. Причина, наверное, кроется в
первую очередь в авторитарном стиле, который
господствует в подавляющем большинстве
музыкальных школ, где педагоги стремятся не
столько развить детей музыкально, сколько
вырастить профессионалов. А живой натуре ребенка
трудно смириться с этой атмосферой, отрешившись
от дыхания самой музыки, сосредоточиться на
«правильных пальцах», точно соответствующих
каждой клавише, на технике исполнения, на внешней
беспристрастности и необходимости осваивать
музыкальную грамоту.
Еще одна очень распространенная причина, по
которой ребенок говорит о музыке с плохо
сдерживаемым отвращением, – желание родителей
во что бы то ни стало дать малышу музыкальное
образование. Для кого-то это мода. Для кого-то –
престиж. Кому-то это кажется наиболее удачным
способом заполнить свободное время ребенка. Для
кого-то – заблуждение, будто музыкальное
образование послужит его интеллектуальному и
духовному развитию. И вот малыша насильно водят в
школу. «Ничего, сейчас поплачешь – потом спасибо
скажешь!» – вековой аргумент, с помощью которого
родители оправдывают свое насилие. Непременно
вспоминают Бетховена: его в детстве бил отец,
усаживая за рояль! А что в результате получилось?
Гениальный композитор! Но кто знает, благодаря
жестокому отцу или вопреки ему вырос великий
Бетховен?
«Научиться можно только тому, что любишь» – над
этой мыслью Гете стоит задуматься. Идти за
природой ребенка, а не подгонять ее под свое
представление. Не каждому дано быть музыкантом,
так же как и не каждому – врачом. В погоне за
мнимым можно до обидного легко упустить истинное
призвание и талант ребенка. Поэтому так важно
думать о сути. Научить его любить саму жизнь
раньше, чем смысл ее, и музыку – прежде, чем
осваивать музыкальную грамоту.
Может ли музыка воспитывать? Так хочется
ответить «да». Но на память приходит
классический пример немецкой элиты периода
Второй мировой войны: сочетание тонких ценителей
прекрасной классики и жестоких убийц. Музыка
оказывается бессильной перед разрушительной
идеологией, перед злобой времени. Она не дала им
сил остаться людьми. Почему? Пропасть между
«ценить» и «понимать», «знать» и
«сопереживать»?..
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|