Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ЗАПИСКИ ГУВЕРНАНТКИ 

Ирина ИВАНТЕР

Необучаемость или особый темп развития?

Стою как-то на автобусной остановке и вижу: мама тащит за руку девочку лет четырех и кричит, обращаясь к дочке в третьем лице: «Этой идиотке ничего втолковать нельзя!» А девчонка на это ноль внимания: наверное, привыкла к такому обращению. И вдруг лицо малышки просияло, глаза заискрились, и я услышала ее радостный возглас: «Первая бабочка к одуванчику летит!» Тут я не выдержала – подошла к маме и сказала: «Этому ребенку можно втолковать все и научить всему». «А вы что, педагог?» – ехидно спросила мама, явно не ожидая положительного ответа. Я ответила спокойно: «Да, педагог, а сейчас работаю гувернанткой». Женщина помолчала, а потом попросила записать ей номер моего телефона. На следующий же день она позвонила мне и спросила, не смогу ли я заняться ее дочерью.
Вскоре выяснилось, что у девочки была родовая травма и ей поставили диагноз «умственная отсталость». Врачи предупредили, что ребенок, возможно, будет необучаемым. В свои четыре года Света ела руками, не могла сама одеться. Вообще была очень неразвита. Однако удивленно-радостный возглас девочки про бабочку убедил меня: никакая это не умственная отсталость, а самое обыкновенное отсутствие родительского внимания и терпения. Я уже знала: если ребенок не может научиться чему-нибудь так же быстро, как другие, это совсем не значит, что он необучаемый.
Начала я с того, что явно могло заинтересовать девочку: с бабочек, стрекоз и цветов. Я принесла цветные атласы-определители насекомых и растений. Света с интересом рассматривала их. А я придумывала и рассказывала ей сказки про золушку-гусеницу, превратившуюся в конце концов в прекрасную принцессу-бабочку, про птиц, которых злой колдун-холод прогоняет из наших лесов, а волшебница-весна помогает им вернуться. Света слушала, не спуская с меня глаз. Однако на любой мой вопрос по рассказанному, особенно если он начинался с «почему», девочка неизменно отвечала: «Потому». Поняла я причину, когда бабушка как-то пожаловалась мне, что на все дочкины «почему» мама отвечает точно так же...
После каждого Светиного «потому» я стала как бы продолжать ее ответ: «Да, потому что...» (стало холодно, тепло и т.д.). И постепенно моя ученица научилась вполне осмысленно отвечать на самые разнообразные вопросы.
А потом я принесла «Веселые картинки». Со временем девочка начала рассказывать о том, что видела на рисунках. Сначала ответы были односложными: «Это лес, это белка». Но потом с моей помощью Света научилась видеть детали. Я старалась больше разговаривать с ней о том, что ее непосредственно касалось: с кем и во что она играла, где была, кто подарил ей новую куклу. Девочка научилась разговаривать (а ведь какой молчуньей была). На это ушел весь первый год.
Моя маленькая ученица очень ко мне привязалась, и на следующий год она буквально «выпросила» меня у мамы.
Сначала я научила Свету считать. Вот смотри, у тебя одна конфета и у меня одна. Если я тебе отдам свою, сколько у тебя будет? Так мы начинали. А через несколько месяцев девочка овладела сложением и вычитанием в пределах тридцати.
Пора было переходить к чтению. По моей просьбе бабушка купила кубики с рисунками и буквами. Я показывала, например, изображение мяча и воспроизводила звук, с которого слово «мяч» начинается. Затем в ход шли метла, стоящая на кухне, и Светин плюшевый мишка. Я произносила «мишка», «метла», четко выделяя первый звук, протягивая его. Так я мычала целых три недели! Зато потом, когда я спросила, с какого звука начинаются слова «мама» и «мышка», Света ответила сразу! За два месяца она научилась различать звуки, и я показала на кубиках, какая буква какой звук обозначает. А дальше – просто: «м» и «а» – это «ма»; «ма» и «ма» – «мама». И начали мы петь: «мама-ма», «папа-па». Девочке очень понравилось это занятие, и под Новый год она впервые спела песенку на детском утреннике. За этот год девочка научилась читать. Неожиданно мама сообщила мне, что «специалисты грозятся Светку через год во вспомогательную школу отправить». «Ну, это мы еще посмотрим», – сказала я. Весь следующий год мы продолжали тренироваться в чтении и счете, и кроме того, я старалась расширить кругозор девочки. Принесла глобус, зажгла фонарик. Сказала, что если внимательно смотреть на фонарик и глобус, можно понять, почему бывает то день, то ночь. И начала вращать глобус. Как же я обрадовалась, когда Света поняла причину смены дня и ночи!..
А осенью Света пошла в обычную школу. Я ей больше не была нужна. В мае мне позвонила бабушка и радостно сообщила, что внучка окончила первый класс без троек.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru